Этапы проведения сертификации продукции и их содержание
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:12, курсовая работа
Краткое описание
Своим происхождением и становлением сертификация обязана объединению фирм - потребителей одинаковой продукции в целях совместного контроля за качеством продукции поставщиков. Получая поддержку разных органов власти, от муниципальных до национальных, подобные объединения сформировали специальные центры по контролю за качеством продукции. Если основу организационно-экономического механизма управления качеством продукции составляет стандартизация, выполняющая функцию нормативного обеспечения, то сертификация является оценкой, подтверждающей с необходимой достоверностью соответствие продукции требованиям государственных и международных стандартов, технических условий. Слово «сертификат» в переводе с латинского означает «сделано правильно».
1. Сущность, виды, цели и принципы сертификации....................... 4 Основными целями сертификации являются................................... 5 Принципы сертификации.................................................................... 5 Виды сертификации............................................................................. 5
2. Этапы проведения сертификации продукции и их содержание... 8 Цель аккредитации обычно формулируется следующим образом... 12 3. Сертификация как фактор повышения конкурентоспособности продукции, экономики и вступления России в ВТО.............................................. 14 Экономические преимущества сертифицированной продукции...... 14 Применение предприятиями в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества................... 15
Заключение.......................................................................................... 20 Список литературы..............
Национальная сертификация,
в частности, в России, во многих случаях
(по многим товарам) превратилась в серьезное
препятствие для выхода этих товаров на
мировые рынки. Технические барьеры, возникающие
в международной торговле из-за различий
систем национальной сертификации, обусловили
создание международных организаций по
сертификации и международных систем
сертификации отдельных видов продукции.
До 80% мировой торговли (на сумму около
4 трлн.долл.США в год) осуществляется на
основе международных (и соответствующих
им национальных) стандартов и технических
регламентов1.
Анализ показывает,
что одной из причин невысокой конкурентоспособности
многих отраслей российской экономики
является именно сохранение устаревших
государственных стандартов (ГОСТов),
уже не способствующих достижению современных
требований к качеству товаров и услуг,
технической и технологической модернизации
производства. При существующей в РФ системе
государственной стандартизации производитель
(предприниматель) фактически исключен
из процесса принятия решений об обновлении
стандартов, определяющих качество, технический
уровень и, в конечном счете, конкурентоспособность.
При низком международном рейтинге конкурентоспособности
российской экономики возникла настоятельная
потребность в реформировании существующей
у нас системы стандартизации и сертификации,
основы которой сложились еще в советское
время в условиях неразвитых рыночных
отношений Реформа системы стандартизации
и сертификации в соответствии с мировой
практикой рыночной конкуренции направлена
на то, чтобы перенести основную ответственность
за качество, безопасность произведенного
товара с государства, государственных
ведомств на производителя и продавца.
С этой целью предусмотрен постепенный
переход от всеобщей обязательной сертификации
продукции на соответствие требованиям
государственных стандартов к более либеральной
ее форме, отвечающей принципам свободной
конкуренции, - декларированию продукции
(ее качества, безопасности) самим производителем,
а также продавцом. Соответственно вместо
государственного контроля за качеством
и безопасностью продукции, осуществляемого
иногда 10-20 различными инстанциями, действующими
в системе сертификации, предусматривается
обычная для рыночной экономики практика,
при которой контроль за качеством и безопасностью
становится важнейшей обязанностью самих
производителей товаров. Сертификатом
производителя становится декларация.
Декларирование - специальная форма подтверждения
соответствия, при которой производитель
подтверждает, что его продукция безопасна
и качественна. Оно особенно активно используется
при производстве товаров массового спроса
в основном известных брендов.
В 2010 г. - в год завершения реформы
планируется, что 60% продукции, поступающей
на внутренний рынок, будет декларироваться,
30% выпускаться без обязательного соответствия
требованиям государственной сертификации
и лишь 10% -по-прежнему сертифицироваться.2
Система государственной сертификации
и стандартизации перестраивается кардинально.
Вплоть до недавнего времени требования
к стандартному качеству в РФ определяли
свыше 20 ведомств и 19 систем обязательной
сертификации. Только официальные платежи,
не считая «неофициальных», за получение
сертификатов составляли около 1 млрд.долл.
в год. Тем не менее, почти любая сделка
на поставку продукции не могла гарантировать
получение товаров с высокой потребительной
стоимостью. Около 70% продукции в той или
иной степени фальсифицировано, несмотря
на то, что более 90% ее имеет сертификат
соответствия. К тому же приобрести сертификат
неофициально будет менее затратным, чем
при официальном его оформлении в органах
сертификации.
Существующие меры государственного
контроля за безопасностью продукции
на российском рынке сводились лишь к
контролю за наличием и содержанием копий
разрешительных документов (сертификатов
соответствия, гигиенических заключений,
пожарных сертификатов, решений о ввозе
продукции, содержащей озоноразрушающие
вещества и т. д.). Подобный формальный
подход наряду с высокозатратными процедурами
получения разрешительной документации
создавал предпосылки для возникновения
коррупционных отношений между представителями
торговых организаций и контролирующих
органов. В случае выявления нарушений
размер штрафных санкций был существенно
ниже потенциального ущерба, который может
причинить обществу опасная продукция.
Штрафы налагались, как правило, на торгующую
организацию, в то время как изготовитель
или его официальный представитель не
подвергались санкциям напрямую. Отсутствие
точной процедуры обязательного отзыва
изготовителем или уполномоченном им
поставщиком опасной продукции в случае
выявления в ней дефектов, создавало опасность
для людей, окружающей среды или имущества.
Испытательные лаборатории,
органы по сертификации не несли ответственности
за ущерб, причиненный опасной продукцией,
прошедшей сертификацию. Ответственность
органов по сертификации и лабораторий
находилась фактически лишь в пределах
их государственной аккредитации. В настоящее
время накоплена значительная судебная
практика гражданских исков потребителей
к изготовителям и продавцам, которая
позволяет судить о работоспособности
Закона о защите прав потребителей в рамках
существующей судебной системы. Теперь
эту сложную, неэффективную и затратную
систему поэтапно заменяет система технических
регламентов, содержащая перечисленный
в законе минимум обязательных требований
к продукции (который не может быть произвольно
увеличен — существует «закрытый список»
требований) в отношении ее безопасности
для здоровья и жизни граждан, охраны окружающей
среды, безопасности имущества, а также
мероприятий, вводящих потребителей в
заблуждение.
Планируется использовать,
прежде всего, следующие межотраслевые
технические регламенты: «О безопасной
эксплуатации зданий и сооружений», «О
гигиенической и санитарно-эпидемиологической
безопасности», «Об экологической безопасности»,
«О безопасной эксплуатации машин и оборудования»,
«О пожарной безопасности» и 75 специальных
регламентов для разных сфер деятельности
и отраслей. Прежние законы «О стандартизации»
и «О сертификации продукции и услуг»
утрачивают силу. Вместо 60 с лишним тысяч
ведомственных нормативов реформа предусматривает
не более 1 тысячи нормативов, принимаемых
на федеральном уровне в качестве технических
регламентов. В законной силе останутся
лишь некоторые ГОСТы, но в другой форме
- национальных и корпоративных стандартов,
к тому же применяемых на добровольной
основе (за некоторыми исключениями: оборонно-промышленный
комплекс, социальная сфера и т.п.)
Российская Федерация выполнила
уже большинство требований ВТО, приведя
многие свои правовые нормы в соответствие
с ними. В 2000-2003 гг. правительством организовано
свыше 500 встреч с представителями российского
бизнеса - с объединениями производителей,
экспортеров и импортеров для уточнения
позиций на переговорах с ВТО. Проведено
свыше 90 региональных конференций по теме
«Россия, ВТО и интересы российского бизнеса».
Подготовлено более 10 коллективных исследований
с оценкой социально-экономических последствий
присоединения к этой международной организации.
Госстандарт и Еврокомиссия
договорились согласовать 7 проектов общих
технических регламентов, совместимых
с директивами ЕС. Эти регламенты касаются
безопасности оборудования, промышленной
безопасности, безопасности эксплуатации
зданий и установок, противопожарной безопасности,
безопасности окружающей среды, а также
санитарно-эпидемиологической безопасности.
Кроме того, планируется согласовать,
проекты специальных технических регламентов,
совместимых с директивами ЕС - по безопасности
низковольтного оборудования, электробезопасности
во взрывоопасных средах, тары и упаковки,
а также игрушек.
Госстандарт и представители
программы TACIS намерены разработать рекомендации
по гармонизации законодательства по
алкогольным напиткам с 10 директивами
ЕС, а также по законопроектам в сфере
безопасности продукции для потребителя.
Однако, дальнейшее
движение в этом направлении может принести
ожидаемые результаты только при условии
достаточной эффективности предусматриваемых
организационных и структурных изменений
в экономике и экономических реформ, одной
из которых и является реформа системы
государственной стандартизации и сертификации.
Заключение
Сертификация
продукции - один из способов подтверждения
соответствия продукции заданным требованиям.
Сертификация выделяется из
процедур подтверждения соответствия
тем, что выполняется третьей стороной,
не зависимой от изготовителей (поставщиков)
и потребителей, что гарантирует объективность
ее результатов. Поэтому в условиях, когда
конкуренция на рынке переместилась из
ценовой сферы в сферу качества продукции,
сертификация стала непременной частью
эффективно функционирующей рыночной
экономики.
В настоящее время в России
постепенно вводится подтверждение соответствия
в форме декларации о соответствии, которая
представляется изготовителем от своего
имени и под свою ответственность.
Сертификация
как средство независимой оценки соответствия
товара надлежащему качеству характеризуется
убедительностью и принципиальной простотой.
Универсальность сертификации позволяет
вовлекать в нее большое число разнообразных
объектов. Этим объясняется широкий размах
сертификации в зарубежных странах, а
также во внешнеторговых отношениях между
ними. Для потребителя сертификация –
это гарантия заявленного соответствия,
а для изготовителя – фактор повышения
конкурентоспособности продукции, а значит
и гарантия успеха.
Список литературы:
1. Закон РФ от 05.12.95 «О защите
прав потребителей» (ст. 7, п. 4).