Этапы проведения сертификации продукции и их содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Своим происхождением и становлением сертификация обязана объединению фирм - потребителей одинаковой продукции в целях совместного контроля за качеством продукции поставщиков. Получая поддержку разных органов власти, от муниципальных до национальных, подобные объединения сформировали специальные центры по контролю за качеством продукции.
Если основу организационно-экономического механизма управления качеством продукции составляет стандартизация, выполняющая функцию нормативного обеспечения, то сертификация является оценкой, подтверждающей с необходимой достоверностью соответствие продукции требованиям государственных и международных стандартов, технических условий. Слово «сертификат» в переводе с латинского означает «сделано правильно».

Содержание

Введение............................................................................................... 3

1. Сущность, виды, цели и принципы сертификации....................... 4
Основными целями сертификации являются................................... 5
Принципы сертификации.................................................................... 5
Виды сертификации............................................................................. 5

2. Этапы проведения сертификации продукции и их содержание... 8
Цель аккредитации обычно формулируется следующим образом... 12
3. Сертификация как фактор повышения конкурентоспособности продукции, экономики и вступления России в ВТО.............................................. 14
Экономические преимущества сертифицированной продукции...... 14
Применение предприятиями в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества................... 15



Заключение.......................................................................................... 20
Список литературы..............

Вложенные файлы: 1 файл

СМиПС.docx

— 43.87 Кб (Скачать файл)

Национальная сертификация, в частности, в России, во многих случаях (по многим товарам) превратилась в серьезное препятствие для выхода этих товаров на мировые рынки. Технические барьеры, возникающие в международной торговле из-за различий систем национальной сертификации, обусловили создание международных организаций по сертификации и международных систем сертификации отдельных видов продукции. До 80% мировой торговли (на сумму около 4 трлн.долл.США в год) осуществляется на основе международных (и соответствующих им национальных) стандартов и технических регламентов1.

     Анализ показывает, что одной из причин невысокой конкурентоспособности многих отраслей российской экономики является именно сохранение устаревших государственных стандартов (ГОСТов), уже не способствующих достижению современных требований к качеству товаров и услуг, технической и технологической модернизации производства. При существующей в РФ системе государственной стандартизации производитель (предприниматель) фактически исключен из процесса принятия решений об обновлении стандартов, определяющих качество, технический уровень и, в конечном счете, конкурентоспособность. При низком международном рейтинге конкурентоспособности российской экономики возникла настоятельная потребность в реформировании существующей у нас системы стандартизации и сертификации, основы которой сложились еще в советское время в условиях неразвитых рыночных отношений Реформа системы стандартизации и сертификации в соответствии с мировой практикой рыночной конкуренции направлена на то, чтобы перенести основную ответственность за качество, безопасность произведенного товара с государства, государственных ведомств на производителя и продавца.

С этой целью предусмотрен постепенный переход от всеобщей обязательной сертификации продукции на соответствие требованиям государственных стандартов к более либеральной ее форме, отвечающей принципам свободной конкуренции, - декларированию продукции (ее качества, безопасности) самим производителем, а также продавцом. Соответственно вместо государственного контроля за качеством и безопасностью продукции, осуществляемого иногда 10-20 различными инстанциями, действующими в системе сертификации, предусматривается обычная для рыночной экономики практика, при которой контроль за качеством и безопасностью становится важнейшей обязанностью самих производителей товаров. Сертификатом производителя становится декларация. Декларирование - специальная форма подтверждения соответствия, при которой производитель подтверждает, что его продукция безопасна и качественна. Оно особенно активно используется при производстве товаров массового спроса в основном известных брендов.

В 2010 г. - в год завершения реформы планируется, что 60% продукции, поступающей на внутренний рынок, будет декларироваться, 30% выпускаться без обязательного соответствия требованиям государственной сертификации и лишь 10% -по-прежнему сертифицироваться.2 Система государственной сертификации и стандартизации перестраивается кардинально. Вплоть до недавнего времени требования к стандартному качеству в РФ определяли свыше 20 ведомств и 19 систем обязательной сертификации. Только официальные платежи, не считая «неофициальных», за получение сертификатов составляли около 1 млрд.долл. в год. Тем не менее, почти любая сделка на поставку продукции не могла гарантировать получение товаров с высокой потребительной стоимостью. Около 70% продукции в той или иной степени фальсифицировано, несмотря на то, что более 90% ее имеет сертификат соответствия. К тому же приобрести сертификат неофициально будет менее затратным, чем при официальном его оформлении в органах сертификации.

Существующие меры государственного контроля за безопасностью продукции на российском рынке сводились лишь к контролю за наличием и содержанием копий разрешительных документов (сертификатов соответствия, гигиенических заключений, пожарных сертификатов, решений о ввозе продукции, содержащей озоноразрушающие вещества и т. д.). Подобный формальный подход наряду с высокозатратными процедурами получения разрешительной документации создавал предпосылки для возникновения коррупционных отношений между представителями торговых организаций и контролирующих органов. В случае выявления нарушений размер штрафных санкций был существенно ниже потенциального ущерба, который может причинить обществу опасная продукция. Штрафы налагались, как правило, на торгующую организацию, в то время как изготовитель или его официальный представитель не подвергались санкциям напрямую. Отсутствие точной процедуры обязательного отзыва изготовителем или уполномоченном им поставщиком опасной продукции в случае выявления в ней дефектов, создавало опасность для людей, окружающей среды или имущества.

Испытательные лаборатории, органы по сертификации не несли ответственности за ущерб, причиненный опасной продукцией, прошедшей сертификацию. Ответственность органов по сертификации и лабораторий находилась фактически лишь в пределах их государственной аккредитации. В настоящее время накоплена значительная судебная практика гражданских исков потребителей к изготовителям и продавцам, которая позволяет судить о работоспособности Закона о защите прав потребителей в рамках существующей судебной системы. Теперь эту сложную, неэффективную и затратную систему поэтапно заменяет система технических регламентов, содержащая перечисленный в законе минимум обязательных требований к продукции (который не может быть произвольно увеличен — существует «закрытый список» требований) в отношении ее безопасности для здоровья и жизни граждан, охраны окружающей среды, безопасности имущества, а также мероприятий, вводящих потребителей в заблуждение.

Планируется использовать, прежде всего, следующие межотраслевые технические регламенты: «О безопасной эксплуатации зданий и сооружений», «О гигиенической и санитарно-эпидемиологической безопасности», «Об экологической безопасности», «О безопасной эксплуатации машин и оборудования», «О пожарной безопасности» и 75 специальных регламентов для разных сфер деятельности и отраслей. Прежние законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» утрачивают силу. Вместо 60 с лишним тысяч ведомственных нормативов реформа предусматривает не более 1 тысячи нормативов, принимаемых на федеральном уровне в качестве технических регламентов. В законной силе останутся лишь некоторые ГОСТы, но в другой форме - национальных и корпоративных стандартов, к тому же применяемых на добровольной основе (за некоторыми исключениями: оборонно-промышленный комплекс, социальная сфера и т.п.)

Российская Федерация выполнила уже большинство требований ВТО, приведя многие свои правовые нормы в соответствие с ними. В 2000-2003 гг. правительством организовано свыше 500 встреч с представителями российского бизнеса - с объединениями производителей, экспортеров и импортеров для уточнения позиций на переговорах с ВТО. Проведено свыше 90 региональных конференций по теме «Россия, ВТО и интересы российского бизнеса». Подготовлено более 10 коллективных исследований с оценкой социально-экономических последствий присоединения к этой международной организации.

Госстандарт и Еврокомиссия договорились согласовать 7 проектов общих технических регламентов, совместимых с директивами ЕС. Эти регламенты касаются безопасности оборудования, промышленной безопасности, безопасности эксплуатации зданий и установок, противопожарной безопасности, безопасности окружающей среды, а также санитарно-эпидемиологической безопасности. Кроме того, планируется согласовать, проекты специальных технических регламентов, совместимых с директивами ЕС - по безопасности низковольтного оборудования, электробезопасности во взрывоопасных средах, тары и упаковки, а также игрушек.

Госстандарт и представители программы TACIS намерены разработать рекомендации по гармонизации законодательства по алкогольным напиткам с 10 директивами ЕС, а также по законопроектам в сфере безопасности продукции для потребителя.

    Однако, дальнейшее движение в этом направлении может принести ожидаемые результаты только при условии достаточной эффективности предусматриваемых организационных и структурных изменений в экономике и экономических реформ, одной из которых и является реформа системы государственной стандартизации и сертификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Сертификация продукции - один из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям.

Сертификация выделяется из процедур подтверждения соответствия тем, что выполняется третьей стороной, не зависимой от изготовителей (поставщиков) и потребителей, что гарантирует объективность ее результатов. Поэтому в условиях, когда конкуренция на рынке переместилась из ценовой сферы в сферу качества продукции, сертификация стала непременной частью эффективно функционирующей рыночной экономики.

В настоящее время в России постепенно вводится подтверждение соответствия в форме декларации о соответствии, которая представляется изготовителем от своего имени и под свою ответственность.

     Сертификация как средство независимой оценки соответствия товара надлежащему качеству характеризуется убедительностью и принципиальной простотой. Универсальность сертификации позволяет вовлекать в нее большое число разнообразных объектов. Этим объясняется широкий размах сертификации в зарубежных странах, а также во внешнеторговых отношениях между ними. Для потребителя сертификация – это гарантия заявленного соответствия, а для изготовителя – фактор повышения конкурентоспособности продукции, а значит и гарантия успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Закон РФ от 05.12.95 «О защите прав потребителей» (ст. 7, п. 4).

2. Закон РФ «О стандартизации»

3. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»

4. Система сертификации ГОСТ РФ

5. Чуева Л.Н. «Экономика фирмы» Москва,2007,стр.102

6. проф. Пелих А.С. «Экономика предприятия(фирмы) » Москва-Ростов на Дону издательский центр «Март», 2004,стр 225-282

7. Жиделеева В.В. «Экономика предприятия»,Москва «ИНФРА-М»,2005,стр 129-130

8. Волков О.И. «Экономика предприятия(фирмы)», Москва «ИНФРА-М»,2006, стр 601

9. Ерасова Е.А. «Реформа системы государственной сертификации», Москва,2007,стр 1-5

10. Новости международной стандартизации. Стандарты и качество.2002. №5. С.55.

 

 

 


Информация о работе Этапы проведения сертификации продукции и их содержание