Валютный контроль и валютное регулирование РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является валютный контроль, осуществляемый таможенными органами РФ, как составная часть экономической безопасности страны. Объектом исследования выступает валютный контроль. Предметом исследования – валютный контроль РФ, осуществляемый таможенными органами.
Задачами исследования выступает изучение:
- понятия, целей и принципов валютного контроля;
- органов, осуществляющих валютный контроль;
- осуществления валютного контроля при экспорте товаров;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Валютный контроль: основное содержание…………………………………..5
Понятие, цели и принципы валютного контроля…………………………5
Органы, осуществляющие валютный контроль…………………………13
Механизм валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности в России………………………………………………………19
Осуществление валютного контроля при экспорте товаров……………19
Валютный контроль импортных операций………………………………24
Особенности валютного контроля при осуществлении бартерных операций……………………………………………………………………28
Воздействие государственного валютного контроля на экономику России………………………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

Валютный контроль курсовая.docx

— 67.49 Кб (Скачать файл)

Столкновение интересов  государства и предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, ведет к возникновению следующих  конфликтных ситуаций:

- увеличение сроков оплаты и, соответственно, сроков поставки товаров и услуг, оплата за которые производится в валюте, из-за необходимости обязательного прохождения достаточно большого количества процедур оформления валютных сделок. Это ведет к увеличению сроков оборота финансовых и материальных средств, что, в свою очередь, ведет к снижению общего уровня экономической рентабельности внешнеэкономической деятельности;

- так как отечественные производители заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, то правительства не желают упускать возможности пополнения госбюджета посредством не только налогового обложения иностранных инвестиций и процентов по ним, но и за счет сборов при прохождении валютного контроля;

- крупный частный бизнес, желая перевести достаточно большие суммы в валюте за рубеж, часто обходит валютное законодательство, что не только негативно влияет на макроэкономическую ситуацию в стране (падение курса национальной валюты), но и вынуждает государство постоянно повышать расходы из госбюджета на корректировку нормативно-правовой базы и на обеспечение соблюдения последней резидентами.

Несмотря на возросшую  эффективность таможенно-банковского  валютного контроля сложной остается тема утечки капитала. Из-за снижения поступления  экспортной валютной выручки произошло  значительное снижение предложения  валюты на внутреннем валютном рынке, повлекшее за собой резкие биржевые колебания курса рубля к доллару, дезорганизацию механизма курсообразования и нарушения всей платежно-расчетной системы в сфере внешней торговли.

При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних  обязательств и оплаты инвестиционного  импорта, утечка капитала из страны может  стать основным фактором, генерирующим ухудшение состояния платежного баланса и подрывающим усилия властей по укреплению российской валюты.

Наиболее значительная часть  капитала уходит за рубеж по внешнеторговым операциям в виде не репатриации экспортной валютной выручки, не поступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по импорту. Поэтому необходимо обеспечить полноту и своевременность поступления на счета в уполномоченных банках экспортной валютной выручки и одновременно создать такой механизм регулирования валютного рынка, который отсекал бы возможность спекулятивного давления на курс национальной валюты. Обеспечить это важно, учитывая переход к политике плавающего курса рубля, определяемого исключительно параметрами предложения и спроса на биржевом валютном рынке.

Точная оценка масштабов  вывоза капитала из России крайне сложна из-за того, что многие его составляющие нигде не учитываются. По приблизительным  оценкам, чистый отток капитала из России с начала проведения экономических  реформ вплоть до начала нынешнего  столетия составлял в среднем  не менее 18-24 млрд. долл. ежегодно. Эти  оценки следует признать весьма консервативными, поскольку они фактически учитывают  лишь данные Центрального банка Российской Федерации по официальному вывозу капитала. Согласно этим данным, в 2002г. объемы вывоза капитала составили 8,1 млрд. долл. По итогам 2003г. этот показатель сократился до 2,3 млрд. долл. Однако в 2004г. темпы вывоза капитала снова стали расти и, по данным Центрального банка Российской Федерации, составили 8 млрд. долл. В 2005г., по данным Центрального банка Российской Федерации, чистый отток капитала из России составил примерно 3 млрд. долл.

Однако если учесть, что  за рамками официальной статистики остаются весьма значительные суммы  от нелегальных схем вывоза капитала, то картина представляется совсем иная.

По мнению большинства  российских экономистов, общий отток  капитала из нашей страны с начала 90-х гг. по настоящее время превысил 250 млрд. долл. Эта величина представляется наиболее обоснованной. В ней учитываются:

- в рамках статьи "Чистые ошибки и пропуски" вывоз составил 50-70 млрд. долл.;

- непоступление экспортной выручки и непогашение импортных авансов привело к утечке 60-70 млрд. долл.;

- вложения в наличную иностранную валюту (сбережения российских граждан в иностранной валюте) составили 40 - 80 млрд. долл.;

- около 70 млрд. долл. было вывезено в рамках каналов, неконтролируемых официальной статистикой

В последнее время наблюдается  тенденция к некоторому снижению величины вывозимого капитала. Пик  вывоза пришелся на 1991-1994 гг., причем он не отражен в официальной статистике в связи с отсутствием на тот период эффективных механизмов валютного контроля. За это время по оценкам экспертов было вывезено не менее 100 млрд. долл., по 20-40 млрд. ежегодно. В 1995-1997 гг. объемы вывоза снизились до 20-30 млрд. долл., а в 1998-2000 гг. - до 10-25 млрд. долл. В 2003г. объем вывоза составил 17,2-21,7 млрд. долл.

Наиболее опасные для  экономики страны нарушения валютного  законодательства связанны с оттоком  валютных средств за рубеж. Поэтому  Центральный банк Российской Федерации создал систему валютного контроля за совершением внешнеторговых сделок и обеспечением взаимодействия участвующих в нем органов и агентов валютного контроля.

На сегодняшний день таможенно-банковским валютным контролем охвачено до 80% экспортных операций и большинство импортных (в том числе с 1996 года внешнеторговые бартерные сделки). Это единственная в стране система сплошного автоматизированного  контроля, включающая 9 тыс. банков, 156 таможен, 750 постов. Действенность существующих технологий подтверждается снижением процента не поступления экспортно-валютной выручки (9% в 1995 году, 7% - 1996, 6% - 1997, 5% - 1998, 3% - 2003г.).

С 1 января 1996 года таможенно-банковский контроль был распространен на операции, связанные с импортом товара. Это  позволило минимизировать возможность  использования участниками внешнеэкономической  деятельности такого канала утечки капитала, как авансовые платежи, не подтвержденные поставками товаров в сроки, установленные  законодательством. По данным Центрального банка Российской Федерации сумма импортных операций, охваченных 2002 году системой контроля, составила 30, 5 млрд. долларов или 67% от общего объема импорта. При этом резидентами был авансирован импорт товаров на сумму 12, 4 млрд. долларов.

В 2002 году таможенно-банковским контролем были охвачены операции экспортеров на сумму 49, 1 млрд. долларов, импортеров - 34, 5 млрд. долларов. Достигнутый уровень валютного контроля по экспортно-импортным сделками с товарами снижает возможность утечки капитала через этот канал, но остаются иные каналы ухода капитала за рубеж, в частности валютные операции при сделках, реализуемых с участием компании, зарегистрированных в оффшорных зонах.

Валютный контроль уменьшает  экономическую нестабильность посредством  поддержания постоянной стоимости  национальной валюты.

Таким образом, можно говорить о том, что инструменты валютного  регулирования и валютного контроля по обеспечению стабильности внутреннего  валютного рынка и противодействие  утечки капитала за границу в РФ довольно эффективны. Однако, несмотря на позитивные сдвиги, положение дел  с утечкой капитала за границу  остается сложной. Противодействия  государства такому явлению, как  утечка капитала, зависит от совершенствования  существующей законодательной базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Осуществляя регулирование  внешнеэкономической деятельности, таможенные органы обладают и широкими контрольными полномочиями. Одним из направлений их деятельности является валютный контроль. Необходимость его  введения вызвана тем, что через  таможенную границу РФ перемещаются такие особые категории товара, как  валюта и валютные ценности. Денежные средства могут перевозиться физическими  лицами (например, туристами), поступать  на счета в кредитных организациях в форме оплаты за поставку экспортного  товара, вывозиться для расчетов по импортным контрактам. В любом  случае движение валюты должно происходить  в рамках, установленных действующим  законодательством.

Цель валютного контроля – определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству, проверка выполнения обязательств в  иностранной валюте перед государством и обязательств  по продаже валюты на внешнем рынке, проверка обоснованности платежей в иностранной валюте.

Для рассмотрения системы  валютного контроля необходимо выделить объекты и субъекты, связанные  с ее функционированием.

Так, к субъектам валютного  контроля можно отнести органы валютного  контроля, агенты валютного контроля, резидентов и нерезидентов.

Объектами системы валютного  контроля являются валютные ценности, валютные операции.

Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

Целью валютного контроля при экспорте товаров является предотвращение сокрытия выручки: денежных средств  в иностранной валюте или в  валюте Российской Федерации, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера импортером-нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары. Таким образом, обязательным требованием валютного контроля является зачисление валютной выручки от экспорта товаров субъектом внешнеэкономической деятельности на свой рублевый и (или) валютный счет в уполномоченном банке.

Для понимания валютного  контроля важными являются следующие  документы, формируемые банком на основе информации, полученной от клиента  и содержащейся в таможенных документах:

  • паспорт сделки;
  • досье;
  • ведомость банковского контроля.

В современных условиях система  валютного контроля является необходимой  и оправданной. Она дает возможность  решить такие задачи, как укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком  уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, противодействие бегству  капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление национальной валюты. Дальнейшие позитивные преобразования в экономике помогут решить проблему либерализации валютного контроля, расширения свободы внешнеэкономических  связей.

Инструменты валютного регулирования и валютного контроля по обеспечению стабильности внутреннего валютного рынка и противодействие утечки капитала за границу в РФ довольно эффективны. Однако, несмотря на позитивные сдвиги, положение дел с утечкой капитала за границу остается сложной. Противодействия государства такому явлению, как утечка капитала, зависит от совершенствования существующей законодательной базы.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Конституция Российской Федерации;

2 Федеральный закон от 08.12.2003г. № 164 – ФЗ (ред. от 02.02.2006г.) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

3 Федеральный закон от 10.12.2003г. № 173 – ФЗ (ред. от 26.07.2006г.) «О валютном регулировании и валютном контроле»;

4 Положение ЦБ РФ от 1 июня 2004г. № 258 - П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»;

5 Инструкция ЦБ РФ от 15 июня 2004г. № 117 - И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»;

6 Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебник. -М.: Юрист, 2006г.;

7 Платонов И. И. Валютный рынок и валютное регулирование. - М., 2006.

8 Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. Под ред. И. П. Фаминского. - М.: Республика,2004г.;

9 www.fts.ru. Сайт Федеральной таможенной службы РФ;

10 www.gks.ru. Официальный сайт Госкомстата России;

11 www.cbr.ru. Сайт Центрального банка РФ.

 

 


Информация о работе Валютный контроль и валютное регулирование РФ