Классификация досмотровой рентгеновской техники. Рентгеновские аппараты, состоящие на вооружении таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:01, реферат

Краткое описание

Когда в 50-е годы были созданы электронные детекторы рентгеновских лучей, стало возможным применять рентгеновское просвечивание в режиме «реального времени», что дало интенсивный толчок к разработке новых методик и широкому использованию рентгеновских лучей в промышленности и медицине. Техника для рентгеновского просвечивания в таможенных целях (досмотровая рентгеновская техника) эксплуатируется в нашей стране с конца 70-х годов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Классификация рентгеновской техники, применяемой для просвечивания объектов в таможенных целях………………………………………………...5
2. Флюроскопические установки……………………………………………...8
3. Сканирующая техника…………………………………………………..…..11
4. Аппаратура для измерения химического состава материалов………….....18
Заключение…………………………………………………………………..…20
Список использованных источников……………………………………..…...21

Вложенные файлы: 1 файл

ТСТК.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Переносная  рентгентелевизионная установка «Заслон» предназначена для рентгеновского просвечивания отдельных предметов, грузов, элементов конструкций транспортных средств, почтовых отправлений и багажа пассажиров в оперативных (полевых) условиях.

Переносная рентгентелевизионная установка «Колибри- 150ТВ» предназначена для рентгеновского просвечивания отдельных предметов, элементов конструкций транспортных средств, почтовых отправлений в оперативных (полевых) условиях. Установка может быть использована не только таможенными органами, но и службами безопасности организаций и учреждений.

 

 

3. СКАНИРУЮЩАЯ  ТЕХНИКА

 

Сканирующая техника, использующая веерообразные  пучки рентгеновских лучей. Сканирующая рентгеновская техника, использующая веерообразные пучки рентгеновских лучей, обладает максимальной производительностью контроля и высоким качеством получаемого изображения. Больше всего она работает там, где оформляются интенсивные пассажиро- и грузопотоки. Кроме таможен и таможенных постов сканирующие аппараты используются в правительственных учреждениях, службах безопасности и др.

В связи с возросшей опасностью терроризма и не уменьшающимся потоком  контрабанды оружия, боеприпасов, наркотических  средств, валютных и культурных ценностей количество эксплуатируемых аппаратов этого типа и объем их работы постоянно возрастают. В мире существует устойчивая тенденция контролировать весь багаж пассажиров аэропортов и все больший поток грузов.

За период до 2002 года таможенная служба России приобрела более 2 000 аппаратов типа «Hi-scan» и «Fi-scan» различных модификаций, а также несколько десятков отечественных аппаратов «Контроль» и «Досмотр». К настоящему времени в постоянной эксплуатации находится более 500 таких аппаратов.

Возрастающая в последнее время «популярность» сканирующей техники связана с существенным расширением ее возможностей вследствие применения качественно новой элементной базы основного рентгеновского оборудования, а также возможностей компьютерной обработки и анализа получаемых результатов. Цифровая обработка теневых картин позволяет не только «вытягивать» самые трудно различаемые предметы и их детали, но также обеспечивает максимальную радиационную безопасность потому, что рентгеновское излучение включается только во время прохождения объектом линейки детекторов, а рентгеновский генератор работает при минимально возможной мощности (слабый сигнал с рентгеновских детекторов усиливается электронным способом).

Нельзя, однако, не указать  на то, что новая техника предъявляет повышенные требования к квалификации рентгеноператоров и интенсифицирует их работу. Именно поэтому, с ее развитием, стали появляться методики таможенного контроля и оформления грузов и пассажиров применительно к участкам рентгеновского досмотра и, как следствие, формироваться графические компьютерные базы данных теневых изображений и компьютерные системы подготовки и тренировки рентгеноператоров.

В последнее время  ведущие фирмы-производители рентгеновской  техники предлагают целый ряд модификаций сканирующих систем, способных решать конкретные, самые сложные оперативные задачи, связанные с проверкой внутреннего содержимого самых разнообразных объектов таможенного контроля.

Стационарные  рентгеновские аппараты выпускаются  многими фирмами в различных странах. В таможенных службах по количеству их гораздо больше, чем любых других рентгеновских аппаратов, Стационарные сканирующие аппараты имеют различные размеры входного проема досмотрового тоннеля (от 30x10 до 145x180 см), которые определяют максимальные ширину и высоту досматриваемого объекта. Обычно эти параметры (в см) указываются сразу после названия аппарата: «Hi-scan 150150», «Fi-scan SMEX80120» и т.п. По ним можно ориентироваться в том, к каким объектам при таможенном досмотре эти аппараты применимы, например: 6040 – международные почтовые отправления, отдельные предметы, личные вещи и т.д., 7555 – ручная кладь и багаж пассажиров, 100100 – среднегабаритные грузовые упаковки, 145180 – грузы на поддонах в соответствии с европейскими и американскими стандартами, каркасные контейнеры, крупногабаритный багаж и т.д.

Стационарные  рентгеновские аппараты разных производителей по основным техническим характеристикам мало отличаются друг от друга. Поэтому при выборе техники предпочтение следует отдавать либо более надежным аппаратам известных, хорошо зарекомендовавших себя фирм, либо отечественным производителям (у которых может оказаться более дешевым сервисное обслуживание).

Передвижные рентгеновские  аппараты (ПРА) представляют собой модификацию стационарной техники, установленной на автомобильном шасси. Размеры входного проема досмотровых тоннелей для ПРА корпорации «Heimann Systems», например, изменяются от 77><60 до 120><80 см, «перекрывая» объекты от портфелей, сумок, международных почтовых отправлений до среднегабаритных грузовых упаковок. Они предназначены для применения в портах, на аэродромах, пунктах пересечения границы, таможенных постах при условии, что установка стационарных аппаратов невозможна или нецелесообразна. Один такой аппарат может обслуживать несколько пунктов или значительно уменьшить погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку грузов при его размещении, например, в непосредственной близости от воздушного судна или на складе.

Инспекционно - досмотровые комплексы (ИДК) появились в конце 1980-х годов. Они предназначены для контроля самых крупногабаритных объектов таможенного контроля – транспортных контейнеров, вагонов и большегрузных автотранспортных средств. ИДК представляет собой специально построенное здание, в котором имеется досмотровый тоннель, а также все необходимые для работы персонала помещения. Досмотровый тоннель ИСД защищен толстыми бетонными стенами от выхода наружу высокоэнергетичного рентгеновского излучения, применяемого для просвечивания.

Практика  показала целесообразность строительства ИДК на территории крупных морских портов, аэропортов, автодорожных и железнодорожных пунктах пропуска. Хотя общая стоимость строительства ИДК высока, но, по предварительным данным, в этих условиях они окупаются в течение очень короткого промежутка времени. Например, по информации таможенной службы Германии в порту г. Гамбург дополнительные таможенные сборы от найденных незадекларированных товаров покрыли затраты на строительство ИДК несколько раз в течение одного года.

В настоящее  время ФТС России подготовлен план установки ИДК и перечень пунктов пропуска, в которых планируется из приоритетное размещение.

Подвижные инспекционно-досмотровые комплексы (ПИДК) так же, как и ИДК, предназначены для контроля самых крупногабаритных объектов таможенного контроля. Однако в отличие от них они имеют модульную конструкцию, как самого здания комплекса, так и рентгеновской аппаратуры. Время сборки-разборки ПИДК, то есть перемещения его на новое место работы, составляет от нескольких часов до нескольких дней (в зависимости от удаленности места назначения). ПИДК не всегда уступают ИДК по проникающей способности излучения. В настоящее время их разработке и строительству уделяется повышенное внимание.

Мобильные рентгеновские  досмотровые системы (МРДС) полностью размещаются на автомобиле, причем рабочее место оператора располагается в специальной кабине, защищенной от рентгеновского излучения. МИДС, так же, как и ИДК и ПИДК, предназначены для просвечивания крупногабаритных объектов таможенного контроля, но объект при этом остается неподвижным, а сканирование осуществляется за счет перемещения самой системы. МИДС выделяются максимальной гибкостью применения для решения оперативного задач (время развертывания системы из походного состояния в рабочее составляет от 15 минут до 1 часа). Среди МИДС существует разделение на низкоэнергетические, среднеэнергетические и высокоэнергетические, последние из которых пока еще находятся в стадии проработки.

Низкоэнергетические МИДС имеют наименьшую проникающую способность излучения, более радиационно безопасны и позволяют определить общее внутреннее содержание объекта таможенного контроля без его детального анализа, то есть ответить на вопросы типа:

пустой контейнер  или нет?

не содержится ли внутри контейнера легковая машина, мотоцикл, велосипед?

однородна ли загрузка контейнера? и т.п.

Среднеэнергетические  МИДС способны обеспечить рентгеновский досмотр полностью загруженных грузовиков, трейлеров и контейнеров. Они могут также использоваться для проверки объектов, которые нельзя передвигать. За счет повышения энергии излучения у этих систем больше глубина проникновения излучения, выше качество рентгеновской теневой картины. С их помощью можно изучать не только внутреннее содержание объектов контроля, но и внутреннее строение предметов, находящихся внутри объектов контроля.

Ниже сканирующая  техника, использующая веерообразные  пучки рентгеновских лучей, более  подробно рассмотрена на примерах тех  аппаратов, которые в наибольшей степени известны в отечественной таможенной службе.

Сканирующая техника, использующая узкие «бегущие» пучки рентгеноских лучей. Сканирующая рентгеновская техника, использующая узкие «бегущие» пучки рентгеновских лучей, имеет практически такие же модификации, что и системы с веерообразным пучком рентгеновских лучей: стационарные и передвижные аппараты, стационарные и перемещаемые рентгеновские досмотровые комплексы и мобильные рентгеновские досмотровые системы. Однако, в настоящее время, по сравнению с ними они гораздо менее «популярны», если говорить о таможенном досмотре товаров и транспортных средств.

Этому можно  найти несколько объяснений:

 во-первых, сканирующие аппараты с узкими «бегущими» пучками рентгеновских лучей дороже;

 во-вторых, технически они более сложны (можно предположить отсюда, что они менее надежны в эксплуатации);

в-третьих, они уступают по качеству рентгеновских теневых картин (для них типично черно-белое изображение с 256 уровнями яркости);

окончательно  не доказано, какой из этих вариантов сканирующих систем позволяет надежнее выявлять в объектах таможенного контроля наркотические и взрывчатые вещества.

Однако, учитывая непрерывный прогресс в приборостроении, с методической точки зрения оба  варианта сканирующих систем следует  рассматривать как разумное взаимное дополнение друг к другу при создании новых совершенных поисково-досмотровых систем.

Известно, что  интенсивность обратно рассеянного  излучения зависит от плотности облучаемого вещества. Интенсивность обратно рассеянного излучения значительно выше для веществ с относительно небольшой плотностью, причем энергия рассеянного излучения достаточно высока для того, чтобы проникать сквозь значительные по толщине и атомному номеру преграды. Поэтому теневые картины в обратно рассеянном излучении имеют высокий контраст изображения для предметов, состоящих из материалов с низкой плотностью, при их сокрытии, например, в металлических конструкциях транспортных средств, контейнеров и т.д. Контраст изображения здесь оказывается значительно выше, чем при регистрации теневой картины, полученной «на просвет». Однако предметы, изготовленные из материалов со средней и высокой плотностью, выглядят значительно контрастнее именно в теневой картине, полученной «на просвет».

Следовательно, при просвечивании крупногабаритных или высокоплотных объектов таможенного контроля, имеющих сложное «внутреннее строение», обратно рассеянная теневая картина обязательно должна сопровождаться изображением «на просвет». Сканирующие системы производства «AS&E» имеют два монитора, отображающих одновременно два типа теневых картин.

Для решения конкретных оперативных задач (поиск вложения внутри стенки контейнера, поиск тайника в толще однородного по структуре массивного объекта, выявление вложений за преградами, досмотр физических лиц и т.д., то есть там, где возможен или целесообразен только односторонний доступ к объекту) можно создать приборы, работающие только на методе обратно рассеянного излучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. АППАРАТУРА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО  СОСТАВА МАТЕРИАЛОВ

 

При оперативном  таможенном контроле рентгеноспектральные приборы используются для проверки правильности сведений по качественному и количественному химическому составу декларируемых материалов и выявления случаев незаконного провоза через таможенную границу особо ценных материалов, металлов и сплавов. Местами досмотра могут быть помещения таможенных постов, вагоны, трюмы судов, кузова автомобилей, склады СВХ. открытые площадки, досмотровые залы аэропортов, причальные стенки морских портов и т.д.

Для целей таможенного  контроля товаров в течение почти 10 лет применяются рентгеноспектральные приборы серии «ПРИМ», которые зарекомендовали себя с самой наилучшей стороны. Всего выпущено и закуплено около 250 комплектов таких приборов.

Приборы серии  «ПРИМ» позволяют производить оценку содержания химических элементов в  различных материалах, а также идентификацию марки сплава путем установления его соответствия материалу, известному заранее.

В анализаторах «ПРИМ» реализованы  два метода идентификации:

установление соответствия спектра анализируемого материала  спектру эталонного сплава;

принятие  решения на основе использования  методов классификации, так называемого «кластерного анализа».

Кроме идентификации, приборы «ПРИМ» могут обеспечить выдачу элементного состава сплава (т.е. процентный состав основных компонентов сплава) за время около 30 с, в зависимости от требуемой точности I Рентгенорадиометрические приборы «ПРИМ» могут определять до 50 элементов, при этом, за время не более 100 с может быть определен состав следующих материалов:

нержавеющих сталей и жаропрочных сплавов;

хромистых сталей;

инструментальных  сталей;

легированных  сталей;

никелевых сплавов;

сплавов на основе меди (бронзы, латуни);

цинковых  и цинксодержащих сплавов;

драгоценных металлов, сплавов и изделий на их основе;

специальных сплавов  и специальных материалов (на основе циркония, молибдена и т.п.).

Информация о работе Классификация досмотровой рентгеновской техники. Рентгеновские аппараты, состоящие на вооружении таможенных органов