Классификация тары и упаковки в ТН и ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 04:46, курсовая работа

Краткое описание

Использование современной упаковки, ее красочное оформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей. Расфасовка товаров в мелкую, удобную для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуя повышению производительности труда торговых работников, улучшает показатели работы магазинов, повышая культуру торгового обслуживания.

Содержание

Введение. Стр.3
Глава1.Классификация тары и упаковки Стр.4
Глава2.Классификация тары и упаковки в зависимости от назначения, материала изготовления, конструктивных особенностей, технологии производства. Стр. 6
2.1Потребительская Стр.6
2.2Производственная Стр.9
2.3Транспортная Стр.10
2.4Спецтара Стр.11
Глава3.Материал. Стр.13
Глава4.Тара. Стр.14
Глава5.Особенности использования тары в торговле. Стр.15
Глава6.Стандартизация и качество тары. Стр.17
Глава7.Упаковка.Функциональное значение упаковки. Стр. 22
Глава8.Способы упаковки. Стр.23
Глава9.Особенности использования упаковки в торговле. Стр.25
Глава10.Унификация и стандартизация упаковки. Стр.25
Заключение. Стр.27
Список использованной литературы. Стр.28

Вложенные файлы: 1 файл

тара и упаковка.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

С точки зрения складской технологии интерес представляет «транспортная тара» – самостоятельная  транспортная единица, предназначенная  для перевозки, комплектации, складирования  и хранения продукции. Транспортная тара может рассматриваться как одна из разновидностей складского оборудования; она обеспечивает необходимую защиту главным образом от механических повреждений при транспортировке и хранении упакованного груза. По конструкции она бывает жесткой, т. е. сохраняющей форму, или мягкой. К транспортной таре также относятся выполненные из различных материалов ящики, контейнеры, поддоны, бочки, барабаны, фляги, мешки и др. Отметим, что на организацию логистического процесса большое влияние оказывает и материал, из которого изготовлена тара (стекло, дерево, металл, полимер, бумага, картон и т. д.). В складском хозяйстве больше распространена жесткая тара. Она может классифицироваться разными способами, но наиболее широко применяют ящики (коробки), контейнеры и поддоны.

Ящик – это жесткая или полужесткая тара, имеющая, как правило, форму параллелепипеда, с крышкой или без нее, изготовленная из дерева, металла, пластмассы, картона и т. п. Габаритные размеры ящиков унифицированы. В частности, согласно существующему ГОСТ 14861–91 типы и исполнение производственной металлической и деревянно-металлической тары должны соответствовать параметрам.

По определению  Международной организации по стандартизации (ISO),грузовой контейнер – это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 м3. Контейнеры, пригодные для затаривания продукции разных типов, называются универсальными, а контейнеры, предназначенные для затаривания продукции одного типа или одного наименования, – специальными. Главное в контейнере независимо от его конструкции, материала и назначения – это унификация габаритных размеров, позволяющая стандартизировать их перевозку и складирование. Уже упомянутая организация ISO выпустила рекомендации по унификации размеров контейнеров. Так, для крупнотоннажных контейнеров является обязательным, чтобы их ширина и высота были одинаковыми и составляли 2438 мм. Длина наибольшего контейнера должна равняться 12 192 мм, а для меньших контейнеров предусмотрена кратность, равная 0,75, 0,5 и 0,25 длины этого наибольшего контейнера. Унифицируются также размеры дверного проема и фитинги для закрепления строп и для крепления контейнеров к транспортному средству и друг с другом.

Поддоны (паллеты) – горизонтальная площадка (настил), приспособленная для погрузочно-разгрузочных работ с помощью вилочного погрузчика (вилочной тележки). Как и грузовые универсальные контейнеры, поддоны являются многооборотной тарой. Различают двухзаходные поддоны, обеспечивающие возможность вилочного подхвата с двух противоположных сторон, и четырехзаходные с возможностью вилочного подхвата со всех сторон. Поддоны бывают плоские, стоечные, ящичные; однонастильные, двухнастильные; разборные, неразборные; деревянные, пластмассовые, металлические, комбинированные.

Для плоских  поддонов унификация тары по типоразмерам базируется на модульной системе, в  которой за основу берется площадь  плоских поддонов, составляющая для  стран – членов ИСО 1200х800, 1000х800 и 1200х1000 мм. Принцип создания унифицированных размеров состоит в том, что площадь поддона делится на сетку кратных поддону размеров, определяющих наружные и внутренние размеры транспортной тары. 

Унифицированная тара в зависимости от назначения может быть разнообразной, но современные системы стеллажного складирования во все более широких масштабах ориентируются на применение плоских поддонов или контейнеров, созданных на их основе. В свою очередь при производстве контейнеров и поддонов в последние годы весьма успешно развивается такое направление, как замена традиционных материалов – дерева и металла на пластмассу.

Применение  пластмассы имеет ряд преимуществ  перед деревом: такая тара существенно  легче, обладает высокой прочностью и хорошим сопротивлением динамическим нагрузкам, не требует систематического ремонта, легко очищается, надежно предохраняет продукцию от внешних воздействий, у нее красивый внешний вид и более продолжительный срок службы. Пластмассовая тара рассчитана на работу в широком интервале температур – от –20 до + 80 °С, устойчива к большинству химикатов, кислотам и топливно-смазочным материалам. Ее можно выполнять в антистатическом варианте. Пластмассовая тара легко штабелируется в несколько ярусов, занимая при складировании минимальную площадь.

 

 

 

2.4СПЕЦТАРА.

 

Если транспортная тара используется для перевозки  грузов, потребительская применяется  на стадии реализации товара потребителю, а производственная служит для упаковки и транспортировки сырья, заготовок  и продукции в ходе производства, то назначение и место использование специальной тары не так очевидно следует из ее названия.

Спецтара –  особенности использования

Под общим термином спецтара объединяются различные направления ее использования, в том числе:

Спецтара как  средство для хранения и транспортировки отдельных, специальных видов продукции. Например, барабаны для кабеля, катушки для шлангов, бункера для грунта.

Спецтара как  способ изолирования опасной, вредной  или экологически загрязненной продукции. В качестве примера можно привести цистерны транспортировки для жидких отходов, контейнеры для утилизации ртутьсодержащих или радиоактивных веществ и предметов.

Спецтара для  хранения продукции в специально созданных условиях, при определенных температурных показателях, стабильном уровне влажности и других показателях.

В зависимости  от того или иного назначения виды тары имеют свои особенности и  основные характеристики.

Прежде всего, ряд видов отличается необычностью формы, которая должна полностью  соответствовать требованиям к  самому оптимальному способу хранения сырья или продукции.

Специальная тара, предназначенная для опасных  веществ, должна изготавливаться из материала, гарантирующего надежную изоляцию затаренных веществ от внешнего мира, и не вступающего с ними в химические реакции. Такая тара обладает полной герметичностью и оснащается надежными запорными устройствами.

 

 

 

Тара, используемая для опасных отходов, в большинстве  случаев сопровождается сертификатом соответствия, который подтверждает качество и характеристики, отвечающие поставленным задачам.

В третью группу входит оснащение, оборудованное холодильными камерами или герметичное по своей  конструкции. Наиболее сложные виды спецтары сопровождаются инструкциями по их использованию.

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Глава3. Материал.

 

Материал - очень  важный признак классификации тары и упаковки материал, ведь именно он является главнейшим фактором, определяющим совместимость упаковки с конкретным типом продукции, исходя из набора ее физических свойств, к примеру, согласно нормам упаковка для фармацевтики и тара для бытовой химии, естественно предполагают применение различных материалов.

Технология, применяемая  в производстве тары и упаковки, также является классификационным  признаком: тара может быть выдувной, литьевой, прессованной и т.д.

Приведем конкретный пример классификации упаковки широко потребляемой продукции – бытовой  химии, а конкретно, стирального  порошка: для его упаковки часто  применяется пластик, но классификации  только лишь по типу материала будет недостаточно: в зависимости от назначения из пластика может быть выполнена и емкость для порошка, и ящик для транспортировки. Также как в зависимости от типа и формы емкости (коробка, бутыль и.п.) упаковка из пластика может быть классифицирована по различным признакам, связанным с технологией. Поэтому для выбора упаковки, важно разобраться во всех классификационных признаках.

 

 

 

Основными признаками, по которым классифицируют тару и  упаковку, являются:

- назначение,

- материал,

- состав,

- конструкция, 

- технология  производства.

В зависимости  от применяемого материала тару и  упаковку подразделяют на:

- стеклянную,

- деревянную,

- металлическую,

- полимерную,

- бумажную,

- картонную и т. д. 

Использование упаковочного материала в качестве одного из основных признаков классификации позволяет выбирать его, исходя из физических, химических, гигиенических, биологических и других свойств продукции. Кроме того, полимерную тару можно идентифицировать по названию полимера, из которого она изготовлена, например, полиэтиленовая, полистирольная, полиэтилентерефталатная и т. д.

Упаковку классифицируют по составу (тара и вспомогательные  упаковочные средства) и по различным  конструктивным признакам (форме, размерам).

В зависимости от технологии изготовления различают выдувную, литьевую, прессованную, термоформованную, сварную полимерные тару и упаковку. [8]

 

                                                   Глава4. ТАРА. 
 
Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или таре. Дадим определения этим понятиям. 
Тара является элементом упаковки, представляющим собой изделие для размещения продукции. В процессе обращения она участвует не только вместе с продукцией (товаром), но и без него. 
Разнообразие свойств и особенностей товаров, различные условия их транспортирования, хранения и отпуска вызывают необходимость производства тары множества видов: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, банки, бутылки, мешки, пакеты, корзины и т. д. 
Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим: 
предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а также внешней среды от вредного воздействия товара; 
зашита товара от влияния других товаров; 
обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления; 
придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей; 
создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их учета; 
выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы; 
использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование). 
Использование современной упаковки и тары, их красочное оформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей. Расфасовка товаров в мелкую, удобную для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуя повышению производительности труда торговых работников, улучшает показатели работы магазинов, повышая культуру торгового обслуживания. 
Ассортимент тары, используемой для размещения товаров, постоянно расширяется. Он пополняется новыми видами тары, позволяющими расширить ее функции, а следовательно, и сделать еще более значимой в торгово-технологическом процессе. 
Тара, используемая для упаковки товаров, должна отвечать ряду технических, экономических и эстетических требований. 
Технические требования предусматривают, что материал, используемый для производства тары, ее конструкция должны отвечать свойствам помешенных в все товаров. Она должна быть прочной и обеспечивать сохранность товаров при перевозке и хранении. 
Тара должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортирования как с товаром, так и в порожнем виде. Она должна обладать низким коэффициентом собственной массы (отношение массы к объему). 
Тара должна иметь привлекательный внешний вид, а ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей.  [4]

 

 

 

 

 

 

Глава5. Особенности использования тары в торговле. 
 
Сбор и возврат тары осуществляют предприятия торговли, общественного питания, заготовительные и производственные предприятия.

 

 При этом они руководствуются  специальными Правилами, которые  допускают другой порядок применения, обращения и возврата тары, если  он предусмотрен в договоре. 
Значительная нагрузка ложится на предприятия торговли, которые в зависимости от выполняемых ими функций и товарно-отраслевого профиля выполняют очень обширный круг операций с тарой, основными из которых являются следующие: 
приемка тары но количеству и качеству; вскрытие; высвобождение от товара; кратковременное хранение и накопление отгрузочных партий; вывоз; сдача по количеству и качеству тарособирающим (тароремонтньм) предприятиям или изготовителям (поставщикам) товаров; документальное оформление тарных операций. 
Приемку тары по количеству и качеству осуществляют материально ответственные лица, причем тару, поступившую с товаром, принимают одновременно с товаром. Количество поступившей тары сверяют с данными сопроводительных документов. 
Принимая тару по качеству, следует убедиться в ее соответствии требованиям стандартов, проверить правильность маркировки. Необходимо также убедиться в соответствии фактического качества тары качеству, указанному в сопроводительных документах. Проверяется правильность цен, соответствие их ценам, установленным в договоре. 
При выявлении ненадлежащего качества тары или расхождений в ее количестве получатель обязан составить акт, который служит основанием для предъявления претензии к поставщику. Порядок составления акта и предъявления претензии к поставщику определен в инструкциях о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.[1] 

 

 

Для вскрытия тары используют специальные инструменты: топорик-гвоздодер, трубчатый гвоздодер, молотки (железный и деревянный), набойки обручей (деревянная и металлическая), клещи, ножи для вскрытия картонных ящиков и вспарывания мешков. 
Освобожденная от товаров и приведенная в порядок тара должна быть рассортирована по видам и сосредоточена в специально отведенных местах. 
Деревянную тару хранят на подтоварниках штабелями, уложенными по видам и назначению. Тару из-под товаров, обладающих специфическим запахом, хранят отдельно. Мешки после очистки их от остатков товаров сортируют по видам и категориям и укладывают кипами на хранение в сухих помещениях. К каждой кипе прикрепляют бирку, в которой указывают категорию и количество мешков. 
Металлические бочки хранят на подтоварниках под навесом. Стеклянную тару, уложенную в транспортную тару, также хранят под навесом. 
Нельзя хранить тару в беспорядочно сложенных кучах, мягкую тару - в сырых местах, на каменных полах без деревянных настилов или прокладок. 
Тара разового пользования после вскрытия и высвобождения от товара подлежит утилизации. Бумажная и картонная тара используется в качестве макулатуры. Некоторая часть полимерной тары может быть использована как вторичное сырье химических производств. В качестве материалов для ремонта тары рекомендуется использовать отходы деревянной тары. 
Для различных видов возвратной тары установлены определенные сроки возврата их предприятиям-изготовителям, а при отсутствии сведений об изготовителе товаров - отправителю. В связи с этим очень важен регулярный вывоз тары. 
Для повышения коэффициента загрузки транспорта наращивают борта автомашин, применяют полуприцепы большой вместимости. Однотипную тару укладывают правильными рядами с максимальной плотностью, обеспечивая при этом необходимую "связь". Уложенную тару перевязывают веревкой и закрывают брезентом. 
Заключительные операции с тарой, выполняемые предприятиями розничной торговли, - сдача ее по количеству и качеству тарособирающим (тароремонтным) предприятиям или изготовителям (поставщикам) товаров и ее документальное оформление. 
Для концентрации возвратной тары, вывезенной из магазинов и других предприятий, ее систематического возврата создаются тарные склады. Они занимаются сбором различных видов возвратной тары, ее ремонтом, изготовлением новой тары, переработкой нестандартной или вышедшей из оборота тары. Важнейшей функцией таких складов является сдача отремонтированной тары ее потребителям. 
Наличие тарных складов позволяет улучшить организацию тарного хозяйства и обеспечить максимально возможный сбор и возврат тары. На таких складах можно применять современную технологию сбора, ремонта, очистки, хранения и возврата тары. Они организуют централизованный вывоз тары от получателей товаров и другой продукции, что способствует снижению издержек, связанных с ее возвратом. Создаваемые здесь мастерские для ремонта тары оснащаются современными высокопроизводительными станками. 
Тарные склады имеют в своем распоряжении автомобильный транспорт, который используется для централизованного вывоза тары от получателей товаров и другой продукции и для возврата ее изготовителям или поставщикам товаров. 
Операции по сбору тары выполняет специальный сборщик (экспедитор) или шофер, принимающий тару от материально ответственных лиц по количеству и качеству. 
Магазины и другие таросдатчики обязаны предварительно подготовить тару к сдаче и погрузке на автомашину, рассортировав ее по видам и категориям, выписать расходную накладную. 
Основным документом, подтверждающим вывоз тары из магазина или другого предприятия, является товарно-транспортная накладная.

Информация о работе Классификация тары и упаковки в ТН и ВЭД