Назначение и содержание таможенной стоимости товаров для таможенных целей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является исследование понятия и назначения института таможенной стоимости, выявление и анализ проблемных вопросов данного института.
Задачи работы сводились к изучению принципов регулирования внешнеэкономической деятельности, описанию методов определения таможенной стоимости товаров и рассмотрению ряда наиболее актуальных проблем, стоящих перед сотрудниками таможенных органов, с одной стороны, и участниками внешнеэкономической деятельности с другой при применении тих методов на практике.

Содержание

Введение...............................................................................................................
1. Понятие и назначение таможенной стоимости и нормативная база для её определения…….............................................................................................
2. Методология определения таможенной стоимости товаров.......................
2.1. Основные принципы определения таможенной стоимости товаров..........................................................................................................
2.2. Система определения таможенной стоимости товаров……………
3. Проблемы при определении таможенной стоимости..................................
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников.................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по методам определения там. стоимости.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Методы определения  таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и методы, предусмотренные статьями 19 и 20 - 23 Закона РФ "О таможенном тарифе". Однако при определении таможенной стоимости товаров по методу 6 ( пункт 2 статьи 24) допускается гибкость при применении этих методов, которая заключается в следующем:

1) за основу для  определения таможенной стоимости  товаров может быть принята  стоимость сделки с идентичными  или однородными товарами, произведенными  в стране иной, чем страна, в  которой были произведены оцениваемые  товары;

2) при определении таможенной стоимости товаров на основе стоимости сделок с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных статьей 20 или статьей 21 настоящего Закона требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть ввезены в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары;

3) за основу для  определения таможенной стоимости  товаров может быть принята  таможенная стоимость идентичных  или однородных товаров, определенная  в соответствии со статьями 22 и 23 настоящего Закона;

4) при определении  таможенной стоимости товаров  на основе метода вычитания  допускается отклонение от установленного  пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона  срока».

Метод 6 не дает специального способа оценки товаров, но, однако, требует при осуществлении оценки в рамках данного метода учитывать ряд принципов. Оценка помощью резервного метода должна соответствовать установленным законодательством методам; при этом допустима определенная гибкость в их применении, которая не должна противоречить общим целям и условиям принятой системы оценки товара в таможенных целях. В рамках резервного метода должна соблюдаться установленная последовательность применения методов определения таможенной стоимости.

Законодательством установлены  подходы, которые не могут быть использованы для оценки товаров в таможенных целях по методу 6 (пункт 3 статьи 24 Закона РФ "О таможенном тарифе").

В качестве основы для  определения таможенной стоимости  товара по резервному методу не могут  быть использованы:

1) цена на товары на внутреннем рынке страны экспорта (страны вывоза);

2) цена товара, поставляемого  из страны его вывоза в третьи  страны;

3) цена на внутреннем  рынке Российской Федерации на  товары, произведенные в Российской  Федерации;

4) иные расходы, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со статьей 23 настоящего Закона;

5) цена, которая предусматривает  принятие для таможенных целей  наивысшей из двух альтернативных  стоимостей;

6) произвольные или фиктивные стоимости;

7) минимальные таможенные  стоимости.

Подход к определению  таможенной стоимости по резервному методу не может быть иным, чем в  методах 1-5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы  при определении таможенной стоимости

 

Одной из самых актуальных проблем в работе таможенных органов является контроль за определением таможенной стоимости. Проблема точного определения таможенной стоимости – одна из наиболее острых для российских таможенников. Надо отметить, что таможенные органы неоднократно пытались создать механизмы контроля за декларируемой стоимостью. Только за последние годы принят ряд документов, ликвидирующих пробелы в действующем законодательстве. В частности, были введены комбинированные ставки таможенных пошлин. Таможенники получили право определять величину пошлины не только как процент от продекларированной стоимости, но и как фиксированную сумму за каждую единицу веса, объема или площади импортируемого товара. Следующим шагом стало создание механизма контроля по каждому случаю ввоза в страну товаров, чья декларируемая стоимость заметно отличается от установленной ФТС России временно-условной оценки, определяемой на основе мировых цен. Но это только временное решение, так как в настоящее время приказы и постановления всегда будут отставать от реальных проблем, и поэтому без каких-либо кардинальных изменений в области определения и контроля таможенной стоимости обойтись нельзя.

На практике существует целый комплекс проблем, связанных  с неправильным определением таможенной стоимости товаров, например, манипуляции с таможенной стоимостью, а также трудности в применении установленных в законодательстве методов ее исчисления.

Говоря о манипуляциях с таможенной стоимостью, обычно имеют  ввиду её занижение. Это вполне справедливо, если подразумевать в первую очередь фискальную функцию таможенной стоимости как базы для взимания налогов, таможенных пошлин, сборов и иных платежей. В этом случае занижение таможенной стоимости действительно ведет к недополучению платежей в бюджет.

Однако помимо фискальной функции таможенная стоимость является основой для контроля за репатриацией валютной выручки и вывозом средств в уплату за импортируемые товары. С этой точки зрения актуальной проблемой является не только умышленное уменьшение декларируемой таможенной стоимости, но и ее завышение. Оно позволяет незаконно и бесконтрольно вывозить капиталы за рубеж, повышая реальную стоимостную оценку импортируемого товара и, следовательно, отправляя за пределы РФ большую, чем следует по сделке, денежную сумму.

Помимо этого российские филиалы иностранных фирм, а также расположенные в России совместные предприятия могут умышленно завышать стоимость ввозимых в РФ сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве товаров на территории нашей страны, тем самым снижая налогооблагаемую базу, т.е. в итоге способствуя уменьшению поступлений в бюджет.

Тем не менее занижение  таможенной  стоимости также представляет собой серьезную проблему не только с точки зрения фискальной функции  её определения, но и в связи с экономической сущностью данной нетарифной меры регулирования ВЭД. Так, при экспорте товаров занижение таможенной стоимости так же как и в предыдущем случае ведет к незаконному вывозу денежных средств с территории России, так как часть реально полученной экспортной выручки не репатриируется из-за границы. Кроме того, занижение таможенной стоимости при вывозе товаров может повлечь за собой применение санкций против РФ, в частности антидемпинговых и компенсационных пошлин, если стоимость ввозимых товаров окажется ниже их стоимости внутри страны.

У данной проблемы есть и  ещё один аспект. Вывоз товаров  по заниженной стоимости может вызвать  их дефицит на российском рынке, что  повлечет за собой повышение внутренних цен и может сделать данные товары труднодоступными для российского потребителя.

Таким образом, правильное определение таможенной стоимости  важно не только и не столько для  взимания должных сумм платежей в  бюджет, но и в целях валютного  и экспортного контроля, защиты российских интересов на международной арене, т.е. для обеспечения экономической безопасности и стабилизации страны в целом.

Следовательно, в целях  защиты экономических интересов  РФ необходимо правильно определять таможенную стоимость товаров, не допуская манипуляций с нею ни в сторону  завышения, ни в сторону занижения.

Как говорилось ранее, для  правильного определения таможенной стоимости товаров разработаны  шесть методов её определения. Однако в настоящее время используются практически только два из них: первый и шестой. Такая ситуация уменьшает возможность наиболее точного определения действительной таможенной стоимости товара, что, соответственно, снижает эффективность деятельности таможенных органов. Существует ряд случаев, в которых не может быть применен первый метод определения таможенной стоимости товара (отличный от купли-продажи характер коммерческой сделки, наличие зависимости между экспортером и импортером и т.д.). Так как в последнее время существует тенденция к увеличению подобных сделок, в которых таможенная стоимость не может быть определена первым методом, в распоряжении декларанта и сотрудника таможенных органов остается лишь шестой метод.

Схожие по своим принципам  и логике применения методы по ценам  сделок с идентичными или однородными  товарами используются в крайне редких случаях из-за отсутствия полной и достоверной информации о таких сделках. Это связано с тем, что к сделкам, которые берутся за основу, предъявляется ряд требований, и получить информацию о сделках, полностью им удовлетворяющих, в современных условиях трудно и не всегда возможно.

Для решения этой проблемы, связанной с возможностью использования  второго и третьего методов, нужно  создавать единую базу данных, содержащую сведения  о товарах, пересекающих таможенную границу РФ. Это позволит централизованно отслеживать информацию  о стоимости, условиях поставки и иных сведениях, касающихся перемещения товаров через таможенную границу страны. Так как в настоящее время разрабатывается Единая автоматизированная информационная система таможенных органов России (далее-ЕАИС), вполне возможно, что предлагаемая база данных будет входить в состав ЕАИС.

Сложность в применении метода на основе вычитания стоимости  состоит в недостаточности информации. Для определения величины расходов, которые необходимо вычесть из внутренней цены товара, нужно владеть статистической информацией о средней величине этих расходов в данном регионе РФ. В настоящее время подобная информация практически отсутствует: статистические органы нашей страны мало занимаются сором, обработкой и обобщением информации. Результаты, которые публикуются, зачастую не доходят до сотрудников таможенных органов. Такая ситуация значительно усложняет работу таможенных органов по определению таможенной стоимости четвертым методом.

Таким образом, чтобы  обеспечить возможность применения метода на основе вычитания стоимости, необходимо наладить взаимодействие таможенных статистических органов по сбору и анализу информации в РФ с целью предоставления всем заинтересованным лицам, в том числе декларантам и сотрудникам таможенных органов, полной и достоверной информации о средней стоимости предоставляемых посреднических, транспортных, складских и т.п. услуг в данном регионе страны. Для этого будет целесообразным издавать специальные периодические статистические сборники для таможенных органов ( в которых будут более подробно описаны стоимость каждого вида товаров и оказываемых услуг).

Метод на основе сложения стоимости оказывается трудно применимым на практике, так как иностранный  производитель не предоставляет  в пользование декларанта калькуляцию себестоимости товара. Это связано с тем, что подобная информация чаще всего носит конфиденциальный характер и представляет собой коммерческую тайну.

Таковы основные причины  того, что в таможенной деятельности чаще всего применяются первый и  последний методы.

Помимо неполного использования методов определения таможенной стоимости существуют и другие проблемы в этой области. Использование механизма контроля таможенной стоимости сдерживается отсутствием информации о реальной таможенной стоимости товаров, поставляемых в Россию. Подобную информацию ФТС России может получить  только от своих коллег за рубежом, оформлявших вывоз этих товаров.

Достаточно сложные  проблемы вызывает определение таможенной стоимости товаров, экспортируемых с таможенной территории Российской Федерации. Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, устанавливает Правительство РФ, но нормативно-правовой базы, регламентирующей такой порядок, нет. Поэтому проблема заключается не только в невозврате части экспортной выручки на территорию России, но и в изначально заниженной таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, а также в неправомерном возврате налога на добавленную стоимость. Эта проблема усугубляется положением, сложившимся в вопросе ценообразования на продукцию национального производителя. На сегодняшний день в России нет закона о калькулировании, а действует нормативная база, определяющая издержки производства, относимые на себестоимость продукции. Также в стране отсутствует ценовая информация о продаже и покупке товаров внутреннего производителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Дальнейшее совершенствование  таможенной фискальной политики России неразрывно связано с интенсификацией  определения таможенной стоимости товаров. Являясь одним из сложных вопросов таможенного дела, таможенная стоимость требует создания самой современной и согласованной с мировой практикой системой ее контроля. Для этого имеются все основания. Приведенная система методов определения таможенной стоимости и методология ее декларирования служит методической базой для контроля таможенной стоимости. Следующим шагом по пути создания постоянно действующей системы контроля должно быть проведение оптимизации структуры управления подразделений, занимающихся таможенной стоимостью. Эта структура должна обеспечивать всю технологическую цепочку от форматно-логического этапа, проводимого в оперативных отделах таможенного оформления, до ГТК России. Естественным образом оптимальное функционирование системы контроля таможенной стоимости должно базироваться на критериальных методах количественной оценки.

Информация о работе Назначение и содержание таможенной стоимости товаров для таможенных целей