Научно-технический прогресс в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть таможенные органы как субъект правоохранительной деятельности и выявить наиболее важные вопросы и направления дальнейшего развития данного вида деятельности таможенных органов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности таможенных органов;
- исследовать механизм осуществления данной деятельности таможенных органов;
- изучить тенденции развития правоохранительной функции таможенных подразделений на современном этапе;
- указать на проблемные вопросы темы исследования и проследить возможные пути их разрешения;

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………3
Глава 1 Таможенные органы Российской Федерации как субъект правоохранительной деятельности
1.1 Понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности таможенных органов РФ………………………………………………………….5
1.2 Правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов. Структура подразделений ФТС в области охраны права………..9
1.3 Дознание в таможенных органах………………………………………11
1.4 Оперативно – розыскная деятельность таможенных органов: правовая основа и принципы…………………………………………………………….19
Глава 2 Деятельность таможенных органов Российской Федерации в правоохранительной сфере на современном этапе
2.1 Борьба с нарушением таможенных правил………………………….26
2.2 Развитие правоохранительной деятельности таможенных органов: основные направления и важные вопросы…………………………………….32
2.3 Взаимодействие таможенных органов с правоохранительными органами Российской Федерации…………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………...………39
Список используемой литературы……………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

- Отдел по борьбе  с особо опасными видами контрабанды;

- Отдел по борьбе  с контрабандой наркотиков;

- Отдел сотрудничества  с правоохранительными органами  зарубежных стран;

- Информационно-аналитический  отдел;

- Отряд быстрого реагирования.

2. На уровне Региональных  Таможенных Управлений функционируют:

- Отдел таможенных  расследований;

- Отдел дознания;

- Отдел по борьбе  с таможенными правонарушениями;

- Отдел по борьбе  с контрабандой наркотиков;

3. На уровне таможен  действуют:

- Отдел таможенных  расследований;

- Отдел дознания;

- Отдел по борьбе  с таможенными правонарушениями;

- Отдел по борьбе  с контрабандой наркотиков.

Особое положение в  структуре таможенных органов занимают отделы собственной безопасности, которые имеют только вертикальное подчинение.

Все указанные структурные  подразделения имеют горизонтально-вертикальное подчинение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Дознание в таможенных органах

 

Дознание в таможенных органах является важным инструментом правовой защиты экономических интересов  Российской Федерации и ее безопасности.

Борьба таможенных органов  с преступлениями в сфере таможенного  дела – одна из важнейших задач, стоящих перед ними. Дознание представляет собой одну из форм предварительного расследования преступлений (наряду с предварительным следствием).

Предварительное расследование  представляет собой деятельность органов  дознания и следователя по собиранию, проверке, закреплению и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для дела.

Таможенные органы правомочны вести дознание по пяти составам преступлений, предусмотренных УК РФ:

- статья 188 “Контрабанда”;

- статья 189 “Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники”;

- статья 190 “Невозвращение  на территорию Российской Федерации  предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран”;

- статья 193 “Невозвращение  из-за границы средств в иностранной  валюте”;

- статья 194 “Уклонение  от уплаты таможенных платежей”.

Дознание в системе  таможенных органов России осуществляют уполномоченные для этого должностные лица. Для этой цели в таможнях, оперативных таможнях и Управлении таможенных расследований и дознания ФТС России созданы отделы дознания.

Дознание в уголовном  процессе выступает как форма  предварительного расследования уголовных дел. По тяжким преступлениям оно нередко предшествует предварительному следствию и обеспечивает предупреждение и пресечение преступлений, сбор доказательств по делу.

Дознание делится на две разновидности: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Таможенные органы правомочны осуществлять обе разновидности дознания.

Возбуждение уголовного дела – это самостоятельная стадия уголовного процесса. При изучении дознания, производимого таможенными органами, следует различать поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

Поводами к возбуждению  уголовного дела являются:

1. Непосредственное обнаружение  органом дознания признаков преступления;

2. Заявления и письма  граждан;

3. Сообщения предприятий,  учреждений, организаций и должностных  лиц о преступлениях;

4. Сообщения общественных  организаций о преступлениях;

5. Статьи, заметки и  письма о преступлениях, опубликованные в печати;

6. Явка с повинной.

Чаще всего поводом  к возбуждению уголовного дела служат сведения о совершенном правонарушении, которыми располагают таможенные органы. Такие сведения, как правило, получают в ходе осуществления таможенного  контроля, при досмотре транспорта, грузов, личном досмотре, при проверке документов.

После проведения проверки начальник таможенного органа или  его заместитель обязаны принять одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного  дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела (выносится мотивированное постановление, о чем уведомляется лицо, предприятие, учреждение, организация, от которых поступило заявление или сообщение, и разъясняется их право на обжалование этого постановления);

3) о передаче протокола  и других материалов о преступлении по подследственности (если в поступившем заявлении содержатся сведения о преступлении, не подлежащем расследованию дознавателями таможенных органов).

Дознание по делам, по которым предварительное следствие  обязательно, проводится в течение 10 дней. Этот срок является максимальным и продлению не подлежит, в том числе и прокурором.

По всем преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов, предварительное следствие  обязательно.

Таможенные органы как  органы дознания, возбудив уголовное дело в пределах своей компетенции, имеют право (и обязаны) по “горячим” следам преступления провести неотложные следственные действия, к которым относятся: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, допрос свидетелей и потерпевших.

Таможенные органы обязаны  пресечь преступление и задокументировать  доказательства, в отношении которых  имеется реальная угроза утраты, в  том числе в результате явлений  природы, умышленных действий или по неосторожности. Кроме того, таможенные органы также должны принять меры уголовно-процессуального принуждения, исключающие уклонение лица, совершившего преступление, от расследования и суда.

Наряду с неотложными  следственными действиями орган  дознания правомочен избрать любую меру пресечения, в том числе заключение под стражу, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона.

Следователь вправе в  любой момент дознания изъять уголовное  дело у таможенного органа и принять его к своему производству.

Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, заканчивается составлением постановления об окончании дознания и направлением уголовного дела транспортному прокурору для определения его подследственности и передачи следователю для производства предварительного следствия.

После передачи дела таможенный орган может проводить по данному  делу только неотложные следственные действия по письменному поручению  следователя или прокурора.

Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, полностью заменяет собой предварительное следствие. Органы дознания не ограничены в производстве следственных действий и в применении мер уголовно-процессуального принуждения.

Возбудив уголовное  дело, таможенный орган обязан принять  все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления лиц, совершивших преступление, и всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Срок дознания может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.

В исключительных случаях  срок производства дознания по делу может  быть продлен: до 3 месяцев транспортным прокурором на правах районного прокурора, до 6 месяцев транспортным прокурором на правах областных прокуроров. Дальнейшее продление срока дознания может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным Прокурором Российской Федерации.

В процессе расследования  уголовного дела все следственные действия, проводимые по уголовному делу, оформляются  протоколами, а принимаемые решения – постановлениями.

Руководство дознанием  осуществляется начальником Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ФТС РФ, начальниками региональных таможенных управлений и таможен или лицами, их замещающими.

Дознаватель возбуждает уголовное дело и выполняет все следственные действия от своего имени. При выполнении всех следственных действий по делу он обязан строго руководствоваться требованиями Уголовно-процессуального кодекса: вести дознание объективно, строго соблюдать права граждан, использовать предоставленные ему законом полномочия для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, выявления их преступных связей.

Дознаватель несет ответственность  за обоснованность принимаемых им решений, за законность, своевременность и  качество проводимых следственных действий.

При квалификации преступления дознаватель должен руководствоваться  уголовным законодательством Российской Федерации.

Дознаватель не может  принимать участие в расследовании  дела:

а) если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелем, а также, если он участвовал в данном деле в качестве эксперта, специалиста, переводчика;

б) если он является родственником  потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителем, родственником подозреваемого или его законного представителя;

в) если имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован  в расследуемом деле.

При наличии перечисленных  оснований для отвода дознаватель  обязан устраниться от участия в расследовании дела и доложить об этом начальнику органа дознания. По этим же основаниям дознавателю может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим или его представителем. Вопрос об отводе дознавателя, производящего дознание, разрешается прокурором.

В Управлении по борьбе с  контрабандой и нарушениями таможенных правил для непосредственного осуществления функций, связанных с организацией и руководством дознания, в таможенных органах создан отдел организации дознания по делам о таможенных правонарушениях.

Основные задачи отдела дознания заключаются в том, чтобы  при наличии признаков преступлений возбуждать в зоне деятельности таможни  уголовные дела, проводить по ним дознание, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Срок дознания, по общему правилу, не может превышать одного месяца со дня возбуждения, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Этот срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор, но не более чем на один месяц, а в исключительных случаях и на больший срок.

Следует привести статистику правоохранительной деятельности таможенных органов Воронежской области.

Так, в I полугодии 2011 года подразделениями дознания таможен Воронежской области возбуждено 311 уголовных дел по преступлениям, отнесенным к их компетенции.

Структура таможенных преступлений по итогам I полугодия 2011 года.

Из указанного количества возбужденных уголовных дел, 250 дел возбуждено по контрабанде, 11дел - по уклонению от уплаты таможенных платежей, 50 дел - по ст.193 УК РФ (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте).  Из числа выявленных преступлений, удельный вес тяжких составил 29,8 %.

Из общего количества уголовных дел возбужденных по контрабанде, по ч. 1 ст.188 УК РФ возбуждено 144 дела, по ч. 2 ст.188 УК РФ - 82 дела, по ч.4. ст.188 УК РФ «Контрабанда, совершённая организованной группой» - 31 дело.

Предметами преступления, по фактам контрабанды, являлись транспортные средства иностранного производства, товары народного потребления, наркотические средства, сильнодействующие вещества, культурные и исторические ценности, продукты питания, лесоматериалы, продукция топливно-энергетического комплекса, продукция военного назначения.

Стоимость незаконно  перемещенного товара за I полугодие 2011 года по фактам контрабанды составила около 667 млн. 790 тыс. руб., а размер уклонения от уплаты таможенных платежей составил 6 млн. 269 тыс. рублей.

Сумма невозвращения валютной выручки составила 10 млрд. 857 млн. 308 тыс. руб.

По 250  уголовных дел, возбужденных в I полугодии 2011 года, предметами преступления являлись:

по 50 делам - наркотики  и сильнодействующие вещества;

по 47 делам - транспортные средства;

по 60 делам - товары народного потребления;

по 3 делам - культурно  исторические ценности;

по 59 делам - валюта;

по 57 делам - лесоматериалы;

по 8 делам - продукция ТЭК;

по 6 делам - огнестрельное  оружие, боеприпасы.

В I полугодии 2010 года по возбужденным уголовным делам изъято:

- автомобилей - 12 шт.;

- товаров народного  потребления на сумму 6 млн. 143 тыс. руб.

- другие предметы и  товары.

За указанный период таможнями региона, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими правоохранительными (МВД, ФСКН) органами, изъято 5912,4333 гр. наркотиков.

Из них:

- 3187,59 гр. марихуаны;

- 1739,29 гр. гашиша;

- 803,77 гр. синтетического  канабиноида «JWH-018»;

Информация о работе Научно-технический прогресс в таможенном деле