Общая характеристика таможенного дела в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:
снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;
перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;
унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;
согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;
введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;
создание общей системы преференций.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

 

Со вступлением в  силу ТК ТС Таможенный кодекс РФ (далее - ТК РФ) до его отмены действует в части, не противоречащей новому Кодексу. На это указывает ФТС в Письме от 29.06.2010 N 01-11/31847. Кроме того, в Письме обращено внимание участников ВЭД на то, что ТК РФ подлежит применению с учетом изменившихся основных терминов и их определений в соответствии с ТК ТС, а также некоторых новых понятий. Для наглядности изменения терминов и понятий, используемых в таможенном законодательстве, приведем в таблице.

Основные понятия, используемые в ТК 
РФ

Основные термины, используемые в ТК 
ТС

Декларирование

Таможенное декларирование

Таможенная процедура, таможенный  
режим <*>

Таможенная процедура

 

Товары для личного  пользования, 
доставляемые перевозчиком

Таможенное оформление <**>

Совершение таможенных операций

Принятие таможенной декларации

Регистрация таможенной декларации

Осмотр помещений и  территорий

Таможенный осмотр помещений  и 
территорий

Таможенная ревизия

Таможенная проверка

Лицо, ответственное за уплату  
таможенных пошлин, налогов

Плательщик таможенных пошлин, 
налогов


<*> Исключение: временное  хранение товаров в ТК ТС  не является таможенной процедурой.

<**> В отношении  товаров, по которым до 01.07.2010 были  установлены ставки вывозных  таможенных пошлин.

Переходными положениями  анализируемого документа в отношении таможенных агентов в Республике Беларусь, таможенных брокеров в Республике Казахстан и таможенных брокеров в РФ, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, созданных до вступления в силу ТК ТС, установлено, что они вправе осуществлять деятельность в сфере таможенного дела в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Кодекса (п. 1 ст. 367 ТК ТС). Декларация на товары подается таможенному органу государства - члена таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров (принцип резидентства) до вступления в силу международного договора государств - членов таможенного союза (п. 1 ст. 368 ТК ТС).

Важными новшествами  в сфере таможенного регулирования  являются: создание единых условий транзита на всей территории таможенного союза; отмена таможенного оформления и таможенного контроля за товарами, происходящими с территории государств - участников таможенного союза, выпущенными иностранными товарами для свободного потребления на единой таможенной территории стран - участников таможенного союза.

Изменения коснулись  и порядка декларирования товаров. Отметим, что таможенное декларирование в ТС согласно новому Кодексу будет производиться как в письменной, так и (или) электронной формах с использованием декларации (п. 3 ст. 179 ТК ТС). Виды таможенной декларации в соответствии с п. 1 ст. 180 ТК ТС могут быть следующими:

- декларация на товары;

- транзитная декларация;

- пассажирская таможенная  декларация;

- декларация на транспортное  средство.

В настоящее время  формы и порядок заполнения декларации на товары определяются Решениями Комиссии ТС от 18.06.2010 N 289 в отношении транзитной декларации и от 20.05.2010 N 257, то есть декларации будут едиными на всей территории таможенного союза. Указанными Решениями предусмотрено, что формы деклараций и инструкции о порядке их заполнения вступают в силу с 1 января 2011 г. До начала их действия применяются предусмотренные законодательством государств - членов таможенного союза формы (бланки) таможенных деклараций и порядок их заполнения.

Таким образом, с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. в РФ будут применяться  действующие в настоящее время формы бланков "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД1)", "Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/Транзитной декларации (ТД2)", "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД3)", "Добавочный лист к Грузовой таможенной декларации/Транзитной декларации (ТД4)" (Приказ ФТС России от 03.08.2006 N 724) и порядок их заполнения (Приказы ФТС России от 04.09.2007 N 1057 и от 21.08.2007 N 1003).

В случае установления или  выявления недостаточности и (или) несоответствия сведений, заявленных в таможенной декларации (ТД), сведениям, подлежащим указанию в ТД, декларант может внести в нее изменения (ст. 191 ТК ТС). Причем сделать это можно даже после выпуска товаров. Случаи и порядок внесения изменений определяются решением Комиссии ТС.

ТК ТС предусматривает  новые формы таможенного контроля по сравнению с формами, установленными ТК РФ, а именно учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и проверку системы учета товаров и отчетности. Кроме того, ТК ТС содержит статьи о порядке задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля. В Таможенном кодексе аналогичных норм не было. В частности, в случаях, установленных ст. ст. 152, 170, 185, 192, 208, 231, 234, 305 и 354 ТК ТС, должностные лица таможенных органов задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений. Задержанные товары и документы на них хранятся таможенными органами в течение одного месяца, а скоропортящиеся продукты - в течение 24 часов. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу за пределы такой территории, и документы на них хранятся таможенными органами в течение трех суток. Последующие процедуры описаны в гл. 21 ТК ТС.

Введена статья "Отказ в выпуске товаров" (ст. 201 ТК ТС), в соответствии с которой при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в п. 6 ст. 193 и п. 2 ст. 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров может отказать в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.

Увеличен срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Так, согласно п. 3 ст. 211 ТК ТС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, срок уплаты - до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. При этом срок временного хранения товаров не изменился и, как прежде, составляет два месяца. Добавим, что по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган может продлить указанный срок, но не более чем до четырех месяцев. Таким образом, срок уплаты таможенных пошлин, налогов с принятием ТК ТС значительно увеличился: с 15 дней до четырех месяцев (п. п. 1, 2 ст. 170 ТК ТС). К сроку временного хранения в п. 1 ст. 185 ТК ТС приравнен и срок подачи таможенной декларации.

После выпуска товаров таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. В ранее действующей норме этот срок был равен одному году (ст. 361 ТК РФ). В соответствии с вновь принятым документом таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Более того, законодательством государств - членов таможенного союза может быть установлен срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров до пяти лет.

Для наглядности приведем изменения сроков уплаты таможенных пошлин, некоторых таможенных процедур и прочего в таблице.

Увеличены сроки

Установлено 
ТК РФ

Установлено 
ТК ТС

Нормы ТК ТС

Уплаты таможенных пошлин, 
налогов

15 дней

4 месяца

Пункт 3 ст. 211, п. 2 
ст. 170

Подачи таможенной  
декларации на ввозимые  
товары

15 дней

4 месяца

Пункт 1 ст. 185, п. 2 
ст. 170

Временного периода, в  
течение которого могут  
быть проведены  
контрольные мероприятия 
(после выпуска товаров)

1 год

3 года

Статья 99 (может быть 
увеличен до 5 лет)

Выпуска товаров при  
применении  
предварительного  
декларирования

15 дней

30 дней

Пункт 2 ст. 196

Переработки товаров  на  
таможенной территории

2 года

3 года

Пункт 1 ст. 243

Помещения под таможенную  
процедуру реэкспорта  
товаров, ранее помещенных 
под процедуру выпуска для 
внутреннего потребления

6 месяцев

1 год

Пункт 2 ст. 297


 

Некоторые сроки сокращены. Это можно назвать положительным  моментом, так как изменения внесены  с целью уменьшения времени таможенного оформления. Например, срок выпуска товаров сократился на один рабочий день. В Таможенном кодексе выпуск предусмотрен не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления документов, необходимых для таможенного оформления, и предъявления товаров (п. 1 ст. 152 ТК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС. Хотя для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения начальника таможенного органа, этот срок может быть увеличен до десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (п. 4 ст. 196 ТК ТС).

Сокращены сроки

Установлено 
ТК РФ

Установлено 
ТК ТС

Нормы ТК ТС

Выпуска товаров

3 дня

2 дня

Пункт 1 ст. 196

Выпуска не облагаемых  
пошлинами экспортируемых  
товаров

-

4 часа


 

Кроме этого, в ТК ТС установлены  новые сроки, например:

Установлены сроки

Введено ТК ТС

Нормы ТК ТС

Организации таможенного  
сопровождения

В течение 24 часов с  
момента принятия  
решения

Пункт 3 ст. 218

Регистрации или отказа в  
регистрации декларации

Не более 2 часов с  
момента подачи  
декларации

Пункт 3 ст. 190

Совершения перевозчиком  
операций в месте  
прибытия/доставки

3 часа с момента  
предъявления товаров

Пункт 6 ст. 225

Продолжительности стоянки 
транспортных средств в  
местах перемещения  
товаров

Для воздушного,  
железнодорожного,  
автомобильного  
транспорта - не более  
3 часов, для водного  
транспорта - 8 часов

Пункт 2 ст. 341


 

Заключение

 

Активное экономическое развитие страны, рост внешнеэкономических связей, продолжающаяся интеграция нашей страны в мировую экономику неизбежно приводит к увеличению товаро-, грузо-, пассжирооборота и количества транспортных средств, пересекающих таможенную границу РФ.

Вся эта нагрузка ложится на плечи таможенных органов, которые обязаны организовывать и регулировать процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. От организации работы таможен, таможенных постов в регионе зависит соблюдение таможенного законодательства участниками ВЭД, их добросовестное декларирование товаров, соблюдение требований и условий, запретов и ограничений. Эти факторы оказывают влияние как на пополнение государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей, так и на экономическую, общественную и государственную безопасность страны. В связи с этим, по моему мнению, и был сформирован Таможенный Союз трех государств – России, Белоруссии и Казахстана.

Существуют такие недостатки:

  • российские таможенники требуют больший объем документов при таможенном оформлении товаров, поэтому нужно было не только унифицировать законодательство, но установить единые требования для таможен всех стран
  • Не все ведомства, которые участвуют в оформлении внешнеэкономической сделки при внедрении электронного декларирования оказались готовы внедрить электронное декларирование (всего два из 30 заявленных)
  • Различия в налоговых и валютных режимах: так как в России ставка НДС составляет 18%, а в Казахстане 12%, то участники ВЭД считают, что российский товар по цене становится менее конкурентным, поэтому необходимо унифицировать налоговые условия
  • Казахстану тяжело отстаивать свои экономические интересы, из-за доминирования России в ТС
  • Увеличивается количество «серого» импорта

Но следует отметить, что, несмотря на возникшие проблемы, Таможенный союз отразился положительно на экономике стран участниц ТС, во многом облегчив ведение торговли и бизнеса.

А учитывая тот факт, что результатами таможенного союза довольны и в Москве, и в Минске, и в Астане, он не только сформировался за очень короткий период времени, более того вызвал интересе у других участников СНГ - это говорит об успехе данного проекта.

Но все, же необходима модернизация и усовершенствование работы таможенных органов в области таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. Это достигается планированием и постепенной реализацией на практике специальных мероприятий, предусмотренных ФТС, Правительством РФ, Комиссии ТС и Правительства стран- членов ТС.

Так же осуществляема деятельность ФТС РФ на территории России благоприятно влияет на развитие инфраструктуры регионов, экономического и социального состояния субъектов РФ.

Информация о работе Общая характеристика таможенного дела в Российской Федерации