Объемы внешней торговли Таможенного союза с третьими странами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрим влияние тарифа на экономику малой страны, на равновесие малой экономической системы. Сразу отметим при этом, что тариф на ввозимые в страну товары увеличивает цену этих товаров на внутреннем рынке. В результате объем выпуска отечественных товаров конкурирующей отрасли увеличивается, а объем спроса на импортные товары в стране уменьшается. Снижается объем импорта, так как сокращается разница между внутренним объемом спроса и внутренним объемом предложения. Сборы таможенной пошлины поступают в государственный бюджет, и происходит перераспределение доходов от потребителей к производителям.

Содержание

1 Экономическое содержание категории «таможенный тариф» 3
1.1 Тариф как инструмент регулирования внешней торговли 3
1.2 Понятие таможенного тарифа, его элементы, основные принципы формирования 7
1.3 Значение Единого таможенного тарифа 15
2 Таможенные пошлины как основной инструмент таможенно-тарифного регулирования 22
2.1 Ставки таможенных пошлин 22
2.2 Исчисление таможенных пошлин, налогов 25
2.3 Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов 27
2.4 Обеспечение и способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов 28
3 Объемы внешней торговли Таможенного союза с третьими странами 31
Заключение 36
Список использованных источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

Единый таможенный тариф как основа таможенно (дор) (1).doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Соглашением.

Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин.

В современных условиях формирование и применение таможенных тарифов играет существенную роль в обеспечении экономической безопасности страны, защите экономических интересов и развитии экономики в целом.

Обычно таможенный тариф содержит:

- детализированные  названия товаров, облагаемых таможенными  пошлинами,

- ставки  пошлин с указанием их метода  исчисления,

- перечень  товаров, пропускаемых беспошлинно.

Таможенные платежи - одно из условий перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Этот институт основан на правомерном поведении участников внешнеторговых операций. Отсутствие легитимности в деяниях субъектов влечет привлечение их к юридической ответственности и наложение соответствующих санкций. Данное обстоятельство и служит критерием классификации финансовых ресурсов, взимаемых в области таможенного дела. Формируя казну государства, таможенные платежи выполняют две основные функции - фискальную и регулятивную. Фискальная функция заключается в образовании денежных фондов, регулятивная функция отражает способность государства через таможенно-тарифное регулирование и налоговые механизмы влиять на активизацию международной торговли, привлечение инвестиционных ресурсов, защиту национального рынка, конкурентоспособность отечественного производства.

Систематизированный свод ставок на таможенные пошлины, которые берутся с грузовладельцев за товары, перемещаемые через границу Российской Федерации, определяет тарифы - законодательно утвержденные.

Таможенный тариф содержит перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами и пропускаемых беспошлинно. Они утверждаются Комиссией Таможенного союза, (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию Таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза. Правила процедуры Комиссии таможенного союза также являются правовой основой деятельности Комиссии таможенного союза), и направлены на увеличение валютных поступлений в государственный бюджет. Таможенные тарифы поддерживают рациональное соотношение ввоза и вывоза товаров и обеспечивают условия для интеграции Российской Федерации в Мировую экономику. Обычно таможенный тариф содержит названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, ставки пошлин с указанием их метода исчисления перечень товаров, пропускаемых беспошлинно.

Ставки ввозных таможенных пошлин единого Таможенного тарифа Таможенного союза применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств - участников Таможенного союза, если иное не предусмотрено Соглашением о едином таможенно - тарифном регулировании от 25 января 2008 года.

Деятельность таможенных органов в области финансов направлена на проведение единой финансовой политики, включающей формирование системы управления финансово-экономическим комплексом таможенной службы. Экономическое направление финансовой деятельности таможенных органов связано в первую очередь с таможенными платежами как фискальными доходами бюджетной системы. Фискальная составляющая экономической цели пополняет доходную часть федерального бюджета, так как один из существенных его источников - это налоги в сфере внешней торговли.

В целях защиты внутреннего рынка и стимулирования национального производства построение импортных таможенных тарифов основывается на ряде принципов, наиболее универсальными среди них являются:

- принцип  эскалации ставок таможенных  пошлин;

- система  построения тарифа на основе  принципа эффективной защиты (эффективного  тарифа).

Использование указанных подходов позволяет рационально выстроить структуру ставок импортного тарифа по всей номенклатуре товаров, придать всему тарифу единую направленность на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий с иностранными конкурентами.

Эскалация (возрастание) ставок таможенных пошлин - повышение ставок таможенных пошлин на товары по мере повышения степени их обработки.

На практике это выражается в установлении более низких ставок пошлин на сырьевые товары и, соответственно, более высоких - на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки. Иными словами, эффективная тарифная защита достигается благодаря политике применения низких ставок импортных пошлин на импортное сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию. Таким образом, создаются стимулы для ввоза страну в первую очередь необходимых сырья и материалов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени обработки, что создает стимулы для развития отечественной обрабатывающей промышленности. Принцип эффективного тарифа - установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимости.

1.3 Значение Единого таможенного тарифа

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 27 ноября 2009 г. № 18 установлена коллизионная норма, согласно которой применение ставок ЕТТ ТС, в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза, регулируется национальным законодательством, если иное не предусмотрено Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании и решениями Комиссии ТС. В преамбуле Соглашения о ЕТТР отмечено, что Единый таможенный тариф принят в целях экономической интеграции стран - участниц ТС, он соответствует общепризнанным нормам и правилам международной торговли. Этим Соглашением устанавливается применение на единой таможенной территории Единого таможенного тарифа как инструмента торговой политики ТС.

Основными целями Единого таможенного тарифа (ч. 3 ст. 1 Соглашения о ЕТТР) являются:

1) рационализация  товарной структуры ввоза товаров  на единую таможенную территорию;

2) поддержание  рационального соотношения вывоза  и ввоза товаров на единой  таможенной территории;

3) создание  условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;

4) защита  экономики таможенного союза  от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции;

5) обеспечение  условий для эффективной интеграции  таможенного союза в мировую экономику.

Таким образом, в Соглашении о ЕТТР отмечается важная роль Единого таможенного тарифа в создании прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров не только России, но и других стран - участниц ТС.

Кроме этого, анализ приведенных целей ЕТТ позволяет сделать вывод о наличии системной связи национального законодательства РФ о таможенном тарифе и наднациональных норм ТС, которые практически полностью совпадают в своем целеполагании и определяют таможенный тариф как инструмент торговой политики.

В ст. 2 Соглашения о ЕТТР приводится глоссарий, который является результатом правовой институционализации таможенно-тарифного регулирования в таможенном союзе. Сравнительный анализ содержащихся в нем категорий с положениями, закрепленными в ГАТТ/ВТО, позволяет сделать вывод о непротиворечивости и системности формулируемых понятий, охвате ими основных сущностных характеристик таможенного тарифа как правового института. В целом, можно отметить, что в указанное Соглашение включены стандарты ГАТТ/ВТО. Это позволяет сделать вывод об отсутствии формальных препятствий, по крайней мере, в институте ЕТТ, для вступления в ВТО.

В ч. 2 ст. 3 названного Соглашения реализуется основополагающий принцип таможенно-тарифного регулирования в таможенных союзах, согласно которому государства-участники осуществляют единую тарифную политику в отношении товаров, ввозимых из третьих стран на территорию ТС. Так, ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Соглашением.

Важным принципом регулирования вопросов ЕТТ является принцип солидарности в международных экономических отношениях3. Данный принцип реализуется в положениях ч. 2 ст. 4 Соглашения о ЕТТР, в соответствии с которыми стороны Соглашения согласуют принципы и порядок формирования ЕТТ, включая сроки, этапы, обязательства по согласованию решений об изменении ставок ввозных таможенных пошлин в период формирования ЕТТ, условия и механизм применения тарифных квот. Итоги переговоров оформляются протоколами, которые направляются в Комиссию ТС. В случае согласия всех сторон на основании протоколов Комиссия ТС формирует базовый перечень Единого таможенного тарифа либо изменяет ставки ввозных таможенных пошлин, содержащихся в базовом перечне ЕТТ.

Несмотря на то, что необходимым условием формирования ЕТТ является совпадение ставок ввозных таможенных пошлин сторон Соглашения по всей номенклатуре товаров. Соглашение предоставляет сторонам возможность согласовать условия и порядок применения одной из сторон Соглашения более высоких или более низких ставок ввозных таможенных пошлин в исключительных случаях4.

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность методов, приемов и способов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которых лежит применение таможенных процедур, пошлин и правил.

В настоящее время вопросы, касающиеся таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, регулируются нормативными правовыми актами двух уровней:

  • первый уровень – наднациональное законодательство;
  • второй уровень – национальное законодательство.

Отметим, что в соответствии с п.2 ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, – в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза.

В настоящее время в связи с образованием Таможенного союза республики Белоруссия, республики Казахстан и Российской Федерации, в РФ в указанных государствах применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза, утвержденные решением Межгоссовета ЕврАзЭС  на уровне глав государств от 27. 11. 2009 № 18 (приложение 1).

Подчеркнем, что ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза, если иное не предусмотрено соглашением "О едином таможенно-тарифном регулировании" от 25. 01. 2008 года, решением  Комиссии Таможенного союза от 27. 11. 2009г. № 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации" и иными решениями Комиссии таможенного союза (ст.2 решения Комиссии Таможенного союза от 27. 11. 2009г. № 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации"). 

В соответствии с соглашением "О едином таможенно-тарифном регулировании" от 23. 01. 2008, утвержденном решением Межгоссовета ЕврАзЭС  от 27. 11. 2009 № 18 для упорядочения деятельности в сфере регулирования внешней торговли закрепляются следующие понятия:

-    базовый перечень единого таможенного тарифа – свод ставок ввозных таможенных пошлин, в отношении которых государствами-членами Таможенного союза достигнуто согласие об их размерах в едином таможенном тарифе;

-    ввозная таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза;

-    внеквотная ставка ввозной таможенной пошлины – ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые сверх установленной тарифной квоты;

-    внутриквотная ставка ввозной таможенной пошлины – ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые в пределах установленной тарифной квоты;

-    ставка ввозной таможенной пошлины – размер (величина) ввозной таможенной пошлины;

-    тарифная квота – мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза отдельных видов товаров, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) и более высокой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе товара свыше этого количества.

Также в указанном выше соглашении закрепляются правовые основы и такого института внешней торговли как тарифные льготы. Так, при ввозе товаров на единую таможенную территорию могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Однако они не могут носить индивидуальный характер.

В настоящее время допускается предоставление тарифных льгот в отношении следующих категорий товаров:

-    ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;

-    ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя  
в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;

-    ввозимых в рамках международного сотрудничества государств-членов Таможенного союза в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией Таможенного союза.

Еще одним неотъемлемым элементом таможенно-тарифного регулирования является товарная номенклатура таможенного тарифа.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности – это  инструмент системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, который предназначен для сбора данных внешнеторговой статистики, а также регистрации участков внешнеэкономических связей(с указанием объекта торговли, декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу, нетарифного регулирования экспортно-импортных операций, оперативного регулирования внешних экономических связей, включая тарифное регулирование и др.).

Информация о работе Объемы внешней торговли Таможенного союза с третьими странами