Особенности таможенной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 05:41, курсовая работа

Краткое описание

Создание устойчивой, гибкой и эффективной системы таможенных органов и проведение оптимальной таможенной политики – одна из важнейших (и в тоже время самых сложных) задач экономической реформы в России. Поэтому и является актуальной тема данной работы.
Целью работы является изучение таможенной политики России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Таможенная инфраструктура России
1.1 Характеристика таможенной инфраструктуры 4
1.2 Функции и задачи таможенной политики 6
2 Анализ таможенно-тарифного регулирования
экономической деятельности
2.1 Тарифные и нетарифные методы таможенной политики 8
2.2 Таможенные платежи и тарифы 14
2.3 Анализ таможенных платежей и тарифов в государственном
бюджете 17
3 Современное состояние таможенной службы России
3.1 История развития таможенного дела в Российской Федерации 20
3.2 Современные требования к процедуре таможенного контроля 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 56.28 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                       2

1   Таможенная инфраструктура России

    1. Характеристика таможенной инфраструктуры                                            4
    2. Функции и задачи таможенной политики                                                    6
  1. Анализ таможенно-тарифного регулирования

 экономической деятельности

2.1 Тарифные и нетарифные методы таможенной политики                          8

2.2  Таможенные платежи и тарифы                                                                      14

2.3 Анализ  таможенных платежей и тарифов  в государственном 

бюджете                                                                                                                         17

3    Современное состояние таможенной службы России

3.1 История  развития таможенного дела в  Российской Федерации             20

3.2 Современные  требования к процедуре таможенного  контроля             24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                 29

Список  используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 В  системе органов государственного  управления внешнеэкономической  деятельности особая роль отводится  таможенной службе как наиболее  динамично развивающейся, своевременно  и качественно обслуживающей  участников. Значимость деятельности  таможенной системы обусловлена  и тем обстоятельством, что  самым стабильным источником  доходной части федерального  бюджета России являются таможенные  платежи. Таможенное дело –  это объективный процесс, проявляющийся  в сфере межэкономических и  торговых связей между государствами  и внутри государств, это один  из механизмов регулирования  экономики, внешней торговли, стабилизации  финансов. Таможенное дело развивается  по своим специфическим законам,  имеет свой предмет и содержание.

Российская  таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного  регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению  товарооборота через таможенную границу. Действие современного Таможенного  кодекса РФ, значительные изменения  во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых Президентом РФ и  Правительством РФ на таможенную службу, глобализация экономики, возможность  применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и  правила проведения таможенного  контроля с учетом происходящих перемен  и определять стратегию таможенного  контроля исходя из системы мер оценки рисков. Важным направлением таможенной деятельности являются экономика и финансы. Созданные в России экономические службы, должны обеспечивать решение задач, определенных новыми направлениями деятельности таможенных органов, формирование доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей, контроль за репатриацией валютной выручки и перемещением валюты через границу Российской Федерации. Координация деятельности подразделений экономической службы, их целевой ориентации осуществляется на основе комплексных программ повышения роли таможенной системы как экономического регулятора внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

 Создание  устойчивой, гибкой и эффективной  системы таможенных органов и  проведение оптимальной таможенной  политики – одна из важнейших  (и в тоже время самых сложных)  задач экономической реформы  в России. Поэтому и является  актуальной тема данной работы.

 Целью  работы является изучение таможенной  политики России. На основании  цели в работе поставлены следующие  задачи:

 ·         рассмотреть таможенную инфраструктуру Российской Федерации ;

 ·         рассмотреть виды и способы  формирования таможенных тарифов; 

 ·   показать динамику  таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет за период 2005-2009 г.г.

·       рассмотреть развитие таможенной инфраструктуры РФ с 1991 г. до наших дней;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Таможенная инфраструктура России
    1. Характеристика таможенной инфраструктуры и подходы к её развитию

Таможня — государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенное оформление.

Таможенная  политика — система мер, применяемых  государством с целью установления определенного режима таможенного  налогообложения на импортируемые  в страну товары и прохождения  ими таможенных формальностей.

Таможенная  служба на современном этапе функционирует  как многоотраслевая финансово-экономическая  система, в то же время, она решает сложную задачу оптимального сочетания  мер по обеспечению стратегических интересов государства, а также  интересов участников внешнеэкономических связей.

Однако  несовершенство таможенной инфраструктуры в целом входит в противоречие с возрастающей сложностью и разнообразием  задач внешнеэкономической деятельности. Как следствие этого - возникновение  серьезных организационных и  функциональных разрывов, диспропорций, конфликтов, экономических потерь, неэффективных действий по управлению таможенной службой. Все это отражается на качестве и оперативности таможенного  обслуживания участников ВЭД, вызывает проблемы в выполнении заданий по наполнению доходной части  госбюджета, создает предпосылки для нарушения таможенных правил и увеличение числа преступлений.

Российская  таможенная инфраструктура не способна сегодня по ряду причин качественно  и быстро обслуживать экспортно-импортные  потоки грузов, обеспечить должный  уровень безопасности страны. И связано  это, в первую очередь, с тем, что  большинство объектов по своим оперативным  и физическим характеристикам не приспособлены к развертыванию  на их базе современных информационных и информационно-коммуникационных технологий, что затрудняет применение новых форм и способов таможенного контроля и таможенного оформления товаров.

В настоящее  время необходимо кардинально решать проблему взаимоотношений таможни  и бизнеса, касающуюся применения и  использования объектов таможенной инфраструктуры, особенно на границе.

Сложившаяся ситуация с таможенной инфраструктурой  и географией расположения таможенных органов негативно сказывалась  и сказывается на качестве таможенного  оформления и таможенного контроля, представляющих два процесса, влияющих в итоге на собираемость платежей в бюджет государства. Определение  потребного количества объектов таможенной инфраструктуры, требований, предъявляемых  к этим объектам, порядка их размещения и эксплуатации невозможно без глубокой научной проработки, экономической  оценки планируемых мероприятий. В  целях безопасности и упрощения  торговли приоритетной задачей становится глубокий анализ и детальная проработка положений концепции обустройства таможенной территории России. В этой связи возникает потребность  в разработке новых методических инструментариев оценки состояния, развития и применения объектов таможенной инфраструктуры в целях повышения  эффективности внешнеэкономической  деятельности. Решение названных  проблем имеет важное государственное  значение.

В ходе модернизации таможенная служба столкнулась с  необходимостью методологической и  методической проработки общих проблем  совершенствования таможенной службы, а также проблем развития таможенной инфраструктуры.

Принципы  развития таможенной инфраструктуры заложены в Концепции развития таможенных органов РФ до 2010 года.

В реализации задач и функций таможенной службы важную роль играет таможенная инфраструктура как подсистема, создающая необходимые  условия для осуществления эффективной  таможенной деятельности.

Если  исходить из семантического значения слова «инфраструктура», то в экономическом  значении таможенную инфраструктуру следует  понимать как все то, что находиться ниже основной деятельности. Структуру  таможенного дела можно представить следующим образом: основная (производственная) и инфраструктурная (обеспечивающая условия основной деятельности) сферы. Таможенная инфраструктура включает в себя международную, государственную, региональную, отраслевую, инфраструктуру частных лиц.

Таможенная  инфраструктура в качестве деятельности создает и обеспечивает не только жизненно важные условия для основной таможенной деятельности, она создает  «свою долю дохода» в экономической  деятельности таможенной системы, во-первых, участвуя в качестве инструмента  в системе таможенных сборов и  таможенных платежей (технические средства таможенного контроля); во-вторых, в качестве определенного элемента технологического процесса (компьютеризация, связь, транспорт); в-третьих, в качестве необходимого условия (ангары, навесы, досмотровые ямы и т.д.).

Удельный  вес таможенной инфраструктуры в  объеме таможенных платежей и таможенных сборов, перечисляемых в государственный  бюджет, составляет от 30 до 46% по разным таможенным органам. При устойчивых экономических связях и загруженности  таможенных постов в пределах 90-100% и  при соответствии таможенной инфраструктуры общемировым стандартам этот показатель увеличивается в 1,3-1,5 раза.

 

    1. Цели и функции таможенной политики

Целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в  Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются:

  • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
  • содействие проведению структурной перестройки;
  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства.

 

В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены  следующие основные функции:

 

  1. участие в разработке и реализации таможенной политики; защита экономических интересов РФ;
  2. обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
  3. принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
  4. взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
  5. осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализация этих мер;
  6. осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;
  7. проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ таможенно-тарифного регулирования экономической деятельности

2.1 Тарифные и нетарифные методы таможенной политики

 Для  регулирования таможенной политики  применяются, как тарифные, так  и нетарифные меры. Таможенно-тарифное  регулирование является одним  из основных рычагов государственного  регулирования ВЭД. Законодательной  основой таможенно-тарифного регулирования  является закон «О таможенном  тарифе» и Таможенный кодекс. Данные документы определяют  принципы построения системы  таможенно-тарифного регулирования,  порядок перемещения товаров  через границу и взимание таможенных  платежей. Непосредственно таможенно-тарифное  регулирование осуществляет Таможенный  комитет через системы таможенных  управлений, таможни и таможенные  посты. 

 Таможенные  платежи – это денежные средства, взимаемые таможенными органами  с лиц, участвующих в процессе  перемещения товаров и транспортных  средств через таможенную границу  Российской Федерации. Уплата  платежей – одно из основных  условий операций, связанных с  внешней торговлей. Начиная с  1 января 2005 года таможенные платежи  более не относятся к перечню  федеральных налогов и сборов (Федеральный закон от 29.07.2004 №  95-ФЗ). Теперь взимание таможенных  пошлин и сборов регулируется  только Таможенным кодексом РФ. При регулировании отношений  по установлению, введению и взиманию  таможенных платежей таможенное  законодательство РФ применяется  в части, не урегулированной  законодательством РФ о налогах  и сборах (ст. 3 ТК РФ).

Информация о работе Особенности таможенной политики в России