Актуальные проблемы пожарной безопасности в транспортной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 05:01, реферат

Краткое описание

Пожары - это мощный фактор, негативно влияющий на социально- экономическую, техногенную и экологическую безопасность государства - в 2002-2006 гг. в России ежегодно имело место порядка 220-260 тыс. пожаров, в результате которых гибли до 19 тыс. человек. С учетом косвенных потерь, материальный ущерб от пожаров достигал порядка 22 млрд. руб., т.е. более 5 % г от расходной части бюджета страны 2006 года [1] и до 0,9 % от валового внутреннего продукта [2]. Если по показателю частоты пожаров Россия незначительно отстает от промышленно развитых стран, то по остальным параметрам - в 3-5 раз. Так базовые параметры риска пожаров в 2006 году имели следующие значения: частота пожаров - 1,48; индивидуальный риск - 2,07x10-4-; удельная величина ущерба - 412,8 тыс. рублей.

Содержание

1. Актуальность проблемы сокращения времени оперативного реагирования противопожарных подразделений

Вложенные файлы: 1 файл

Актуальные проблемы пожарной безопасности в транспортной отрасли.docx

— 36.87 Кб (Скачать файл)

С этой целью рассмотрим влияние тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений основных ПА на t

р эффективность   применения   последних   при   тушении   пожаров для

ii

i определения   наиболее   важных   направлений   в совершенствовании

I

i пожарной техники.

I Подобный многоплановый, всесторонний анализ был произведен

| Ю.Я. Эглитом [18] и Ю.Ф. Яковенко [19].

I Так, пусковые качества ПА должны обеспечивать запуск ДВС с

первой попытки при любой положительной температуре окружающего воздуха. Также должна обеспечиваться возможность экстренного выезда ПА, в конструкции базового шасси которого предусмотрена тормозная

I система с пружинными энергоаккумуляторами. Конструкция кабины

I должна обеспечивать быстрое занятие боевым расчетом своих мест и

f возможность частичного надевания боевой одежды и снаряжения на ходу I

Г ПА. В этом случае время выезда сокращается.

'1 Динамические качества ПА в режиме выезда по тревоге должны

| обеспечивать выезд и движение со средней скоростью, близкой к

\ максимально возможной при данном состоянии дорог и условиях уличного

j" движения. Весьма желательно поэтому, чтобы базовое шасси ПА было

\ полноприводным, с увеличенным дорожным просветом [9], шинами

? увеличенной размерности, лебедкой для самовытаскивания и системой

f экстренного растормаживания.

s Динамические   качества   ПА   ухудшают   низкие температуры

? окружающего воздуха, поскольку при этом увеличивается период прогрева ДВС и трансмиссии до оптимального теплового режима. Ввиду этого

\ одним из путей повышения динамических качеств ПА является ускорение

I процесса прогрева и применение устройств, позволяющих ДВС развивать

I мощность, близкую к полной при недостаточно высокой температуре ОЖ,

\ например применением систем впрыска с электронным управлением

't вместо карбюраторов [19, 20], что позволяет в режиме выезда по тревоге

I развивать мощность ДВС, близкую к номинальной.

!

Высокую динамику ПА можно также обеспечить посредством применения более мощного тягового ДВС, т.е. путем увеличения удельной мощности (энерговооруженности) ПА [19]. Такой путь характерен для ПА европейского и американского производства. В нашей стране взоры специалистов направлены на разработку ПА быстрого реагирования (АБР) или, по другому - автомобилей первой помощи (АЛЛ) [21, 22]. Обобщение их применения показало возможность сокращения времени следования на пожар на 1-2 мин в условиях городских застроек. Проведенный управленческий эксперимент позволил выявить оптимальные варианты применения данных ПА.

Другой путь обеспечения высокой динамики ПА. Это использование полезной грузоподъемности шасси (при установке пожарной надстройки) на 90-95 % с целью снижения полной массы ПА [23].

Скорость следования ПА можно повысить посредством применения автоматической трансмиссии. Так, в настоящее время, весьма перспективна для ПА автоматическая коробка передач британской фирмы Эллисон (концерн GM) [24, 25]. Однако при этом возрастают как расход топлива так и стоимость ПА.

Высокий параметр обеспечения дорожной безопасности ПА эффективно может быть обеспечен применением тормозных антиблокировочных систем (АБС) и стабилизаторов поперечной устойчивости [20].

Таким образом, для ПА существенно важно иметь соответствующие разгонные характеристики (динамический фактор) Наряду с эффективной тормозной динамикой [26].

Кроме собственно динамических качеств, при следовании ПА к месту вызова и оперативного использования на месте пожара весьма значительное  значение  имеет  манёвренность  ПА.   Снизить радиус поворота, обеспечить движение вбок двухосного ПА, возможно, если взять г за основу базовое шасси со всеми управляемыми колесами [20,22].

Важным этапом в тушении является боевое развертывание [27].

'{ Операция установки ПА на водоисточник должна быть минимизирована.

1 Расположение  всасывающего патрубка насоса должно обеспечивать

; быструю и точную установку ПА на водоисточник. Напорные патрубки

Ь. пожарного насоса должны располагаться с обоих бортов машины. По

I данным   Н.М.   Колодяжного   для   выполнения   этих требований

| целесообразна установка насоса в средней части ПА [28]. 
| Вакуумная система насосной установки должна обладать высокой

Ь надежностью и полной автоматизацией.

f Согласно исследованиям Ю.П. Самохвалова размещение ПО [29] и

s его  крепление  на  ПА  должны   соответствовать  приемам боевого

; развертывания.

*■ .... ■ ■ ■ • .. '

| При тушении пожаров с помощью автоцистерн подача огнетушащих

i средств ускоряется при наличии линий первой помощи и стационарных

| лафетных стволов на крыше машины. Поднятие рукавных линий и бойцов

j в верхние этажи зданий может быть значительно ускорено и облегчено

ё применением автолестниц и коленчатых подъемников.

[ При достаточно высокой натренированности личного состава время

I подготовки  тушения  будет зависеть  главным  образом  от тактико-

\ технических качеств ПА и совершенства ПО.

j Практически продолжительность этапа тушения определяется как

[. производительностью насосной установки ПА, так и тактическими

! возможностями подачи огнетушащих средств на всю площадь пожара, 
j Таким образом, повышение тактико-технических характеристик

г пожарной  мобильной техники, а также автоматизированных систем

I управления (АСУ), их навигационных систем и систем связи, введение

\ новых технических решений в технику и тактику пожаротушения, научно-

обоснованная дислокация пожарных частей й отдельных постов в I

гарнизонах обеспечит снижение количества жертв, травмированных и |

убытков от пожаров и других ЧС. 1

 

1.3.    Дорожно-климатические  особенности Уральского, Сибирского F

и Дальневосточного Федеральных округов 1

Рассмотрение   связей,   взаимодействий,   взаимообусловленности Ш

отдельных частей большой и сложной системы «ПА - Человек - Пожар - |:

Среда - Объект защиты» целесообразно начать с подсистемы «Среда», под §;

которой понимается дорожные и природно-климатические условия, в |i

которых эксплуатируются ПА и их влияние на показатели обстановки с |

пожарами, сокращение времени следования к месту вызова оперативных I

расчетов, а также эффективность последних по тушению пожаров / |

ликвидации других ЧС. |.

Природно-климатические условия |

 

Региональные природно-климатические условия воздействуют на |

эксплуатацию пожарной техники непосредственно, а также косвенно, |

через изменение показателей обстановки с пожарами - подсистема |

«Пожар» - т.е. изменение количества пожаров, продолжительности их I

обслуживания и т.д. I

Оперативная   обстановка. Так, основные показатели I

обстановки с пожарами в различные сезоны в России в целом в 1996-2000 I

г.г.  (см.  таблицу   1.1) отличаются,  главным  образом, лишь одним «

параметром - гибелью людей за осенне-зимний период - 65,69 %,  в то %

время как на весенне-летний период пришлось 34,3 % жертв, т.е. в 1,47 I

раза меньше [4]. Аналогичная ситуация за пять лет характерна и для таких |

 

22 I

регионов как Ханты-Мансийский АО-Югра (табл. 1.2), Ямало-Ненецкий АО (табл. 1.3) и Свердловской областям (табл. 1.4).

Ю.А. Андреевым и СП. Амельчуговым были проанализированы [30] статистические данные о пожарах по регионам Сибири и Дальнего Востока за 1993-97 годы (всего более 400 тыс. пожаров). Основное количество пожаров в регионах Сибири и Дальнего Востока (78,4 %) возникает в городах и поселках городского типа. Прежде всего, это связано с уровнем урбанизации регионов и Наличием опасных производств в городах [31]. Наиболее напряженная оперативная обстановка (следовательно, и большая интенсивность эксплуатации ПА) в регионах Сибири и Дальнего Востока возникает в осенне-зимний период (октябрь-март)^ когда на 30-49 % увеличивается количество пожаров, а число гибели людей - в 3-4 раза в сравнении с летним периодом. Наибольшее число пожаров происходит в ночные и вечерние часы. Наконец, радиус выезда пожарных подразделений не превышает 7-10 км.

С этими данными коррелируют результаты статистического анализа зависимости показателей обстановки с пожарами за 1993-1996г.г. в ATE, проведенного учеными ВНИИПО Е.А. Мешалкиным, А.Г. Фирсовым, А.А. Порошиным, С.А. Лупановым [32,33,34].

Следовательно, наибольшее влияние на формирование состояния обстановки с пожарами оказывают сезонные колебания таких главных климатических показателей как температура, а также влажность воздуха, скорость ветра, атмосферные осадки и т.п. Наиболее интенсивно, на весьма жестких режимах эксплуатируются в зимний период ПА восточных и северных гарнизонов. Так, за 6 осенне-зимних месяцев частота выездов оперативных пожарных расчетов Сибири и Дальнего Востока на пожары в многолетней годовой статистике (без учета ложных вызовов) составляет более 56 % [30]. 'у.--.'

 

 

 


Информация о работе Актуальные проблемы пожарной безопасности в транспортной отрасли