Краткая техническая характеристика автомобиля ЗИЛ-130

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:44, дипломная работа

Краткое описание

Автомобили ЗИЛ – 130обладают высокой долговечностью и надежностью. В результате дальнейшего совершенствования конструкции автомобилей, применения новых материалов и новой технологии производства в 1966 году завод должен обеспечить пробег до капитального ремонта 200 тысяч километров. Возможность получения высоких эксплутационных показателей в значительной степени зависит от совершенства знаний конструкции автомобилей работниками эксплуатации, соблюдения или правил технического обслуживания и подготовки технических служб автохозяйств к приёму новых автомобилей.

Содержание

Введение....................................................................................................2
Назначение и устройство сцепления......................................................4
Регулировка сцепления ЗИЛ-130............................................................8
Неисправности сцепления......................................................................9
Техническое обслуживание сцепления в процессе эксплуатации....10
Общие требования безопасности..........................................................11
Литература.............................................................................................................17

Вложенные файлы: 1 файл

регулировка свободного хода педали зил - 130.docx

— 377.93 Кб (Скачать файл)

 

  1. Техническое обслуживание сцепления в процессе эксплуатации

Применение механического  привода выключения сцепления и  подшипника выключения сцепления с  постоянным запасом смазочного материала, закладываемого при производстве на заводе-изготовителе, позволило существенно  снизить трудоёмкость при обслуживании сцепления и его привода в  процессе эксплуатации.

Уход за сцеплением и его  приводом заключается в периодической  проверке технического состояния, очистке  механизмов от грязи, регулировке свободного хода педали, своевременной подтяжке всех резьбовых соединений, смазке вилки выключения сцепления и  вала педали сцепления в соответствии с картой смазки, а также в устранении отдельных неисправностей, возникающих  во время эксплуатации.

Нужно тщательно следить  за степенью затяжки болтов крепления  картера сцепления к блоку  цилиндров двигателя. Момент затяжки  должен быть в пределах 8 ¸ 10 кгс´м. Болты затягиваются равномерно, последовательно, крест-накрест.

Основными деталями сцепления, требующими замены или ремонта в  процессе эксплуатации, являются подшипник  выключения сцепления, накладки и сам  ведомый диск, а также нажимной диск и рычаги выключения сцепления.

Оценка износостойкости  сцепления.

Степень нагрузки и износостойкость  накладок сцепления принято оценивать  двумя основными параметрами:

  • удельным давлением на фрикционные поверхности
  • удельной работой буксования сцепления;

Сборка сцепления.

Перед сборкой необходимо скомплектовать детали сцепления по размеру отверстий в вилке  и нажимном диске под палец  и палец по диаметру.

Для сборки сцепления на стенд устанавливают нажимный диск. Иглы игольчатого подшипника, предварительно смазанные маслом, вставляют в  отверстие рычага выключения сцепления  вместе с технологическим шариком  диаметром 8,8-9,5 мм, изготовленный из мягкой маслостойкой резины. Аналогичным  образом вставляют иглы игольчатого  подшипника во второе отверстие рычага. Затем совмещают отверстие упорной  вилки с отверстием рычага, направляя  при этом сферический выступ внутреннего  конца рычага в одну сторону с  резьбовым концом вилки. Когда вставляют  короткий палец в совмещённые  отверстия, резиновым концом вилки. Когда вставляет короткий палец  в совмещённые отверстия, резиновый  технологический шарик выталкивают. Вставленный палец зашплинтовывают. При отсутствии резиновых шариков.

Иглы роликового подшипника собирают с нанесением на поверхность  отверстий слоя консистентной смазки.

Во второе отверстие ролики закладывают после сборки рычага с вилкой. Для установки рычага выключения сцепления в паз кронштейна нажимного диска сцепления совмещают  отверстие в рычаге и кронштейне вставив длинный палец в совмещённые  отверстия, выталкивают при этом технологический резиновый шарик  и шплинтуют палец. Аналогичным  образом устанавливают аналогичные  рычаги. Затем на выступы нажимного  диска устанавливают теплоизолирующие шайбы и нажимные пружины.

  1. Общие требования безопасности.

 

  К управлению автомобилем  допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие  предрейсовый медицинский осмотр и  имеющие при себе:

- водительское удостоверение, выданное органами ГИБДД,

-  временное разрешение, выданное ГИБДД,

-  свидетельство о регистрации транспортного средства,

- путевой лист с подписями – механика, разрешающее выезд на линию технически исправного автомобиля, инспектора по предрейсовому осмотру в том, что водитель по состоянию здоровья допущен к управлению автомобилем.       

 Водитель может быть  допущен к самостоятельной работе  только после прохождения  им вводного инструктажа по технике безопасности и инструктажа на рабочем месте. Периодически инструктаж должен проводиться раз в три месяца. Кроме того, рабочий – водитель должен быть обучен по безопасным приемам работы по утвержденной главным инженером предприятия программе.       

 Рабочий должен выполнять  только ту работу, которая поручена  или разрешена администрацией  предприятия.       

 Быть внимательным  и аккуратным во время выполнения  работы, не отвлекаться на посторонние  дела и разговоры и не отвлекать  других.       

 Не касаться находящихся  в движении частей механизмов, а также электрических проводов  и токоведущих частей электроприборов.        

 При прохождении и  проезде по территории предприятия  пользоваться только установленными  проходами и проездами, не перелезать  через уложенные на полу изделия  или другие предметы.       

 Не стоять и не  проходить под поднятым грузом, избегать прохода под работающими  на высоте.       

 При выезде на линию  иметь при себе настоящую инструкцию.        

 Водитель на автомобиле  является ответственным за соблюдение  правил техники безопасности  всеми лицами, находящимися на  машине, и обязан требовать выполнения  этих правил от всех лиц,  связанных с работой и обслуживанием  машины. Если при производстве  тех или иных работ создаются  условия, опасные для жизни  или здоровья шофера или лиц,  находящихся на автомобиле, шофер  обязан немедленно прекратить  работу и поставить в известность  представителя заказчика.       

 Лица, виновные в нарушении  настоящей инструкции, несут ответственность  в административном или судебном  порядке в зависимости от характера  и последствий нарушений. 

Требования безопасности перед началом работы.       

 Перед выездом в  рейс проверить техническое состояние  автомобиля и прицепа, особое  внимание обратить на исправное  действие тормозов, рулевого управления, освещения, звукового сигнала,  стеклоочистителя, состояние и степень  исправности аккумуляторов, исправность  бортовых запоров кузова, механизма  сцепления  с прицепом, наличие страхового троса, отсутствие утечки жидкости, топлива, воды и масла, давление в шинах. На непроверенном и неисправном автомобиле или прицепе и без номерного знака выезжать на линию категорически запрещается.       

 Знать, что все транспортные  предприятия (гаражи, базы, парки)  в части предъявляемых к ним  требований со стороны техники  безопасности и санитарно-технических  условий делятся на две группы:

а) I-я группа – предприятия, имеющие списочный состав не более 30 автомобилей;

б) II-2 группа – предприятия, имеющие списочный состав более 30 автомобилей.       

 Запомнить, что:       

 В предприятиях I группы  обслуживание автомобилей разрешается  без отделения зоны стоянки  от зоны обслуживания.       

 В предприятиях II группы  обслуживание автомобилей должно  быть дифференцировано, т.е. зона  стоянки должна быть обязательно  отделена от зоны обслуживания  и ремонта в обособленное помещение.        

 Помнить, что расстановка  автомобилей на стоянке, как  в закрытом помещении, так и  на открытых площадках должна  производиться с соблюдением  интервалов от 0,6 до 1,0 м.       

 Между задним очертанием  автомобиля и конструкциями зданий  интервал должен быть не менее  свеса автомобиля над задней  осью плюс 0,5 м. В этом случае  обязательно устройство ограждения (отбойного бруса), ширина которого  должна обеспечивать вышеуказанный  интервал.       

 Пользоваться душевыми  при перевозке цемента, извести,  мусора, угля, нефти и других загрязняющих  грузов.       

 Помнить, что автомобили  всех марок, типов и назначения  должны быть обеспечены:

-        Исправным стартером;

-        Ветровым стеклом без трещин  и затемнения;

-        Очистителем ветрового стекла, действующим автоматически;

-        Боковым и задними стеклами;

-        Мягким пружинным сидением и спинкой для шофера;

-        Исправным полом кабины;

-        Исправными замками дверок кабины, обеспечивающими возможность самопроизвольного их открывания.       

 Следить, чтобы двигатель  не имел разработанных цилиндров  блока, поршней и поршневых  колей во избежание попадания  выхлопных газов в кабину через  сапун.       

 Помнить, что выхлопная  труба должна иметь плотное  соединение с коллектором двигателя,  коллектор двигателя и глушитель  не должны иметь пробоин и  трещин.       

 Перед выездом на  линию проверить обеспеченность:

-        Знаком аварийной остановки,

-        Аптечкой,

-        Исправным огнетушителем,

-        Набором инструмента и приспособлений, обеспечивающих возможность производства мелкого ремонта на линии;

-        Домкратом соответствующей грузоподъемности;

-        Заводной ручкой;

-        Электрофонарем, переносной лампой;

-        Ручным насосом для накачки шин и продувки системы бензопровода.       

 Хранить и перевозить  инструмент и приспособления  в инструментальном ящике.       

 Следить, чтобы автомобиль  независимо от марки был снабжен  отражательным зеркалом, позволяющим  шоферу просматривать путь сзади  автомобиля.       

 Помнить, что грузовые  автомобили с кузовом типа  самосвал:

-        Должны иметь соответствующие запорные приспособления, обеспечивающие невозможность самопроизвольного опрокидывания кузова;

-        Открывающиеся задний и боковые борта должны иметь исправные приспособления, не допускающие самопроизвольного открывания и обеспечивающие плотное закрывание бортов.

-        Площадь пола кузова должна быть ровной и гладкой;

-        Нахождение сопровождающих груз людей разрешается только в кабине шофера.

Требования безопасности к слесарю во время работы                            

5.1. При пользовании ручным  слесарным инструментом:              

5.1.1. Пользуйтесь только  исправным инструментом и приспособлениями.

Применяйте их только по назначению.

5.1.2. При обработке деталей  в тисках надежно зажимайте  обрабатываемую деталь.

5.1.3. Не работайте напильником  без ручек или треснутыми, расколотыми ручками.

5.1.4. Инструмент в инструментальный  ящик укладывайте так, чтобы  концы его были направлены в сторону внутренней стенки ящика, а в сумку – ручкой наружу.

5.1.5. При работе ключами  с тарированным усилием следите,  чтобы усилие при затяжке гаек, болтов (винтов) на превышало величин, указанных в требованиях чертежей, технических условий, техпроцессов.

5.1.6. Соблюдайте осторожность, не допускайте срыва ключа с гайки, головки болта.

5.1.7. При работе съемника  соблюдайте осторожность, поддерживайте снимаемую деталь, чтобы не допустить ее падения.

5.1.8. При правке, (рихтовке) деталей предохраняете руки от  ударов молотка,

кувалды и заусенцев. Работаете  в рукавицах.

5.1.9. Отвертывать или завертывать  болты, гайки путем удлинения гаечных

ключей вторыми ключами  или трубами удлинителями – запрещается.

5.1.10. Класть инструмент  на оборудование (агрегаты транспортных средств),

коммуникации, перила ограждений или не огражденный край площадки, траншеи, лесов и подмостей, распорки и откосы траншей, краев люков, камер и колодцев – запрещается.

             

 

Литература

 

1. Автотранспортные средства: Методические указания к выполнению  курсового проекта. – Вологда:  ВПИ, 1986, – 36 с.

2. Баринов А.А. Элементы  расчёта агрегатов автомобиля: Учебное  пособие. – Вологда: ВоПИ, 1994. –  132 с.

3. Калисский. В.С., Манзон. А.И. и др. Автомобиль (учебник  водителя третьего класса). –  М.: Транспорт, 1970. – 384 с. 

4. Краткий автомобильный  справочник. – 10-е изд., перебран. и доп. – М.: Транспорт, 1984. –  220 с., ил., табл.

5. Наумов Б.А., Чередников  А.А., Косарев И.Д. (Учебник водителя  второго класса). – М.: Транспорт, 1999. – 558 с.

6. Осепчугов. В.В., Фрумкин  А.К. Автомобиль: Анализ конструкции,  элементы расчёта: Учебник для  студентов вузов по специальности  «Автомобили и автомобильное  хозяйство». – М.: Машиностроения, 1989. – 304 с.: ил.

7. Практикум устройство  и технический осмотр автомобиля. – М.: Транспорт, 1995. – 673 с.

8. Ремонт и эксплуатация  ЗИЛ-130. – М.: Транспорт, 1989. – 352 с.

9. Теория эксплуатационных  свойств АТС. Тягово-скоростные  свойства. Методические указания  к практическим занятиям для  студентов специальности 150200. –  Вологда: ВоГТУ, 2000. – 46 с.

Информация о работе Краткая техническая характеристика автомобиля ЗИЛ-130