Машиностроение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:57, реферат

Краткое описание

Автомобильная промышленность – ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности государства.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 78.09 Кб (Скачать файл)

1.5. Автобусостроение. 
 
За первые 5 лет реформ выпуск автобусов снизился на 33%, затем наметился рост производства. Так, в 2003 году в России было выпущено более 75 тысяч автобусов, что на 12% больше, чем в 2002 году. 
 
Большинство автобусных заводов превысили уровень производства 2002 года. Исключение составило лишь АМО «ЗИЛ», где за год было выпущено всего 69 автобусов — 63,3% к уровню 2002 года, а также ВАП «Волжанин» — 248 автобусов или 82,7% к уровню 2002 года. ОАО «ГАЗ» изготовило 36299 автобусов, что на 12,6% больше, чем в 2002  
 
году. ОАО «АЗ «Урал» произвело 520 автобусов (+ 9,5%). ОАО «УАЗ» — 21550 автобусов (+ 14%), ОАО «ЛиАЗ» — 1670 автобусов (+ 7%), ОАО «ПАЗ» — 11323 автобуса (+ 9,3%), ОАО «НефАЗ» — 726 автобусов (+ 51%), ОАО «КАвЗ» — 1607 автобусов (+ 30%).  
 
         Производство автобусов в России в 2004г. снизилось по сравнению с 2003г. на 0,7% – до 75,7 тыс. шт. При этом производство автобусов с дизельными двигателями выросло на 51,3% и составило 5811 шт. В 2004г. ОАО "Павловский автобус" произвело 12114 автобусов (+7% к 2003г.), ООО "Ликинский автобус" – 1749 автобусов (+11%), ОАО "ГолАЗ" – 1749 автобусов (+14%), ОАО "КАвЗ" – 2163 автобуса (+37%).  
 
Холдинг «Русские автобусы» (в него входят ПАЗ, ЛиАЗ, КАвЗ, ГолАЗ и Канашский агрегатный завод) обнародовал планы заводов на ближайшую перспективу. 
 
ПАЗ. Главная новинка сезона — экспериментальный 7-метровый автобус на венгерском шасси Raba. От знакомых «пазиков» здесь, пожалуй, осталась только эмблема! Двигатель — чешский, марки Avia (четыре цилиндра, рабочий объем — 4 л, мощность — 132 л.с., Euro 2), коробка передач — пятиступенчатая ZF из Германии. Тормоза на всех колесах — дисковые с АБС, подвеска — полностью пневматическая, шины — 17,5-дюймовые. Вместимость автобуса — 43 пассажира (в том числе 23 сидящих).  
 
Что касается серийной продукции, то завод собирается выпустить за год 9000 обычных «пазиков», еще тысячу — удлиненных, а также 500 автобусов модели «Аврора». 
 
ЛиАЗ. Ликинцы обещают запустить в серию низкопольный ЛиАЗ-5292, показанный на автосалоне в Москве; нынешние модели — «одиночка» и «гармошка» — будут модернизированы. Кроме того, планируется создание низкопольной «гармошки», удлиненного одиночного автобуса (он будет трехосным, 15-метровым) и даже троллейбусов — одиночного и сочлененного. 
 
КАвЗ. Предприятие все больше ориентируется на модели, разработанные в Павлово. В нынешнем году сюда будет полностью переведено производство пригородных модификаций автобуса ПАЗ «Аврора»; кроме того, курганцы планируют построить на павловском шасси новый школьный автобус. 
 
ГолАЗ. Голицынский завод, в свою очередь, будет заниматься в основном производством ЛиАЗов  в междугородном исполнении 5256R. Благодаря новым агрегатам (задний мост, рулевой механизм и т.д.) эта модель станет менее шумной и более динамичной, а ее максимальная скорость увеличится до 120 км/ч.

 
АВТОБУСЫ

 
январь-декабрь 
 
2003 г.

 
январь-декабрь 
 
2002 г.

 
прирост

 
Российская Федерация

 
Все заводы

 
76530

 
67308

 
+13,7

 
АМО ЗИЛ, Москва

 
69

 
109

 
–36,7

 
АО ГАЗ, Нижний Новгород

 
36229

 
32229

 
+12,6

 
в том числе:

 
ГАЗ-3221 Газель

 
29521

 
27785

 
+6,2

 
АО НефАЗ, Нефтекамск

 
786

 
481

 
+50,9

 
АО АЗ Урал, Миасс

 
520

 
475

 
+9,5

 
АО УАЗ, Ульяновск

 
21553

 
18898

 
+14

 
АО ЛиАЗ, Ликино Московской обл.

 
1670

 
1561

 
+7,0

 
в том числе:

 
ЛиАЗ-6212 сочлененный

 
73

 

 

 
АО КАвЗ, Курган

 
1607

 
1239

 
+29,7

 
АО ПАЗ, Павлово

 
11323

 
10358

 
+9,3

 
АО ГолАЗ, Голицыно Московской обл.

 
129

 
61

 
+111,5

 
АО ОЗТП-Сармат, Орск (Альтерна)

 
1

 
8

 
–87,5

 
ВАП Волжанин, Волжский

 
245

 
300

 
–18,3

 
АО Псков-Авто

 
43

 
154

 
–72,1

 
АО Тушино-Авто, Москва

 
544

 
683

 
-20,4

 
АО СемАР, Семенов Нижегородской обл.

 
196

 
243

 
–19,3

 
АО МАрЗ, Мичуринск

 
248

 
362

 
–31,5

 
СП Сиб.-сканд. автоб. компания, Омск (Volvo)

 
5

 
3

 
+66,7

 
ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург

 
94

 
28

 
+235,7

 
ТОО СП РУП, Ивановская обл.

 
18

 
21

 
–14,3


 
 
2. Основные направления  и перспективы развития автомобильной  промышленности. 
 
Основная проблема, без решения которой не может быть ни стабилизации экономики, ни всего остального, это увеличение производства нужных обществу товаров. С ней в автомобильной промышленности сейчас переплелась и другая: сохранить (точнее, спасти от разрушения) производство как самой отрасли, так и имеющееся у поставщиков комплектующих и материалов, в том числе подшипников. Другими словами, проблема сохранения пока еще не распавшихся, но уже ослабленных коллективов, научной и инженерной инфраструктуры, без которых восстановление (а в последующем - и развитие) отрасли растянется на многие годы. 
 
Направления приложения усилий могут быть следующие: 
 
- Частичная модернизация изделий.  Она требует сравнительно небольших изменений и затрат. Однако характер изменений должен быть достаточным, чтобы обеспечить устойчивый сбыт изделия, и в целом экономически целесообразным. В этом случае у производителя и поставщиков сохраняется неизменными большая часть основных фондов, сокращаются сроки и объемы подготовки производства, остается клиентура, привыкшая к изделию, и т.д. Модернизация требует высокой квалификации в первую очередь дизайнеров, ибо, если ограничиться только улучшением технических характеристик при малоощутимых изменениях дизайна и декора, то в итоге можно получить при старых внешних формах новую высокую цену. Сигналом к переходу на модернизированное изделие могут служить выявившиеся дефекты, а также статистика рынка. Примером модернизации изделия может служить модель ВАЗ 2107 как частично модернизированная ВАЗ 2105. 
 
- Коренная модернизация изделий и проектирование новых моделей на базе уже существующих с целью наименьших затрат на научно – исследовательские работы (по существу, их обновление). Здесь используются технологические возможности производителя и поставщиков-кооперантов, но, как правило, требуется значительное дооснащение производства. При этом изготовление новых узлов (чаще всего в меньшей серийности) целесообразно организовывать при помощи уже имеющегося оборудования. Но с использованием новой оснастки. 
 
Прием этот широко известен. Самые интересные результаты были в свое время получены на ВАЗе. Там при создании автомобиля ВАЗ-2121 "Нива" в ее конструкцию вошло свыше 90 % из числа наиболее фондоемких механических элементов серийных автомобилей. В том числе в новом кузове, тоже унифицированном по ряду дорогостоящих элементов интерьера с серийными моделями. В результате при относительно небольшой модернизации производства ВАЗ начал выпускать машину, не имевшую в ту пору аналогов в мировой практике. На западных рынках она шла вне конкуренции. Однако конкуренты "Ниве" появились только через два-три года. 
 
- Серьезным резервом восстановления и увеличения объемов выпускаемой продукции на ряде заводов являются так называемые спецпроизводства, достаточно мощные по оснащенности, площадям и численности работников. Но при использовании такого уникального интеллектуально-производственного потенциала нужно, чтобы новое изделие имело определенную преемственность с ранее выпускаемым. Потребуются меры по совершенствованию последнего в соответствии с новыми требованиями, а также специально организованная система продвижения нового объекта производства на рынки. Создание такого рода "специзделий", которые могут стать машинами и гражданского назначения как для внешнего, так и внутреннего рынков, для отдельных предприятий будет самым правильным выходом из положения. Почему - понятно: конкурентоспособность Российской колесной спецтехники и отдельных разработок сомнений не вызывает. 
 
Перепрофилирование многих спецпроизводств отрасли может исключить или свести к минимуму импорт многих видов дорожно-строительной техники, некрупного нефтяного оборудования, специальных машин и шасси, комплекса аэродромного обслуживания и т.п., т.е. окажется выгодным для народного хозяйства страны. И не придется, как это рекомендуют многие горячие головы, открывать все наши двери настежь, чтобы ввозить из-за рубежа даже то, что в избытке и не хуже может быть сделано дома.  
 
- Для производителей грузовиков выходом из положения может стать выпуск специализированных шасси, а также выполнение спец. заказов, в том числе и индивидуальных. Выполнение индивидуальных заказов повысит рейтинг продукции среди частных грузоперевозчиков, что повлияет на спрос на продукцию данного предприятия. Так же дело обстоит и с автобусостроением (так поступают, например, на Голицынском заводе). 
 
Для производителей легковых автомобилей для поддержания спроса можно расширить список устанавливаемого оборудования. 
 
Рассмотренные выше меры, разумеется, не исчерпывают всех возможных. Но они входят в число тех, которые позволят поднять объемы производства, загрузить персонал, создать определенные предпосылки для последующего роста. Однако требуемых темпов автомобилизации страны они не обеспечат. Для этого нужны инновационные, притом масштабные меры. Они неизбежны, если мы хотим занять достойное место в ряду развитых стран. На этом этапе развития потребуется освоить технику новых поколений в капиталоемком массовом и серийном производстве, характерном для автомобилестроения. Причем тогда, когда оно лишено или располагает ограниченными инновационными возможностями. И вот тут-то без масштабной помощи извне эту задачу действительно решить будет сложно. Но главное - без активной государственной политики. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с докладом КМТ (Комплексные многопрофильные технологии) о состоянии научно-технического потенциала США. Там подчеркивается необходимость именно активной государственной политики, необходимость государственного вмешательства в проблемы экономики, требующие оперативной реакции.  

3. Концепция развития  автомобильной промышленности России. 
 
Концепция развития автомобильной промышленности России одобрена распоряжением правительства № 978р от 16 июля 2002 года. Она определяет цели, задачи и приоритеты развития этой отрасли промышленности для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, развития производительных сил, увеличения экспорта автомобильной техники и обеспечения национальной безопасности. Концепция учитывает накопленный опыт стран, осуществляющих проведение активной государственной политики в области развития автомобилестроения. 
3.1 Стратегия деятельности предприятий. 

Стратегия деятельности автомобильных компаний на внутреннем и внешнем автомобильных рынках заключается в укреплении и расширении позиций при реализации автомобильной техники за счет повышения ее конкурентоспособности, развития сервисного обслуживания, совершенствования системы продажи. 
 
Одним из направлений развития внутреннего рынка автомобильной техники является создание сети компаний по лизингу автотранспортных средств. Для повышения эффективности лизинга необходимо обеспечить ценовую стабильность, рыночную конкуренцию, доступность среднесрочных банковских кредитов. Важным условием является наличие стабильной нормативно-правовой базы, регламентирующей эту сферу деятельности. 
 
Учитывая низкую рентабельность автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, предлагается разработать механизм предоставления администрациями регионов гарантий по обеспечению лизинговых платежей, в том числе в рамках региональных программ обновления подвижного состава. 
 
Использование механизма финансового лизинга – один из важных факторов проведения рыночной реформы городского пассажирского транспорта, предусмотренной федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)". 
 
Экспортные возможности российских производителей автомобилей сдерживаются не только из-за недостаточного технического уровня готовой продукции, но и из-за слабо развитой сети сбыта, технического обслуживания и ремонта. Кроме того, продвижение на новые рынки, занятые передовыми зарубежными компаниями, требует длительной подготовительной работы и значительных финансовых ресурсов. 
 
Стратегия российского экспорта должна базироваться на возможности продажи автомобильной техники (сравнительно недорогой и простой) в развивающиеся страны и организации там сервисной сети. 
 
 
3.2. Повышение конкурентоспособности автомобильной техники. 
Повышение конкурентоспособности автомобильной техники достигается путем развития производства высокотехнологичных автомобильных компонентов и материалов, применения стандартов, отвечающих международным требованиям, совершенствования научно-технического и кадрового обеспечения. 
 
Подтверждение соответствия автомобильной техники, комплектующих изделий и запасных частей действующим стандартам осуществляется в форме обязательной их сертификации или декларирования изготовителями или продавцами. Необходима разработка соответствующих международным нормам отечественных стандартов, устанавливающих требования к автотранспортным средствам и их компонентам. Добровольная сертификация продукции автомобилестроения будет способствовать повышению показателей качества, надежности, приспособленности к условиям эксплуатации, других потребительских свойств автомобильной техники. 
 
Предусматриваются следующие основные направления развития автомобильной промышленности: 
 
реформирование существующих автомобильных комплексов путем их разделения на отдельные виды производств с сохранением технологической специализации по изготовлению агрегатов, узлов, деталей, технологической оснастки и заготовок и расширением кооперационных связей; 
 
передача объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий, в ведение муниципальных органов власти; 
 
организация широкопрофильных корпоративных холдинговых структур и ассоциаций с целью концентрации финансовых, производственных, кадровых и интеллектуальных ресурсов, а также диверсификации производства. 
Создание сборочных производств с участием ведущих автомобильных компаний обеспечит применение передовых технологий производства автомобильной техники и сокращение технологического отставания российской автомобильной промышленности при минимальных инвестиционных затратах. Это позволит организовать выпуск перспективных конкурентоспособных автомобилей для внутреннего и внешнего рынков. Правительство РФ постановлением от 29.03.2005 внесло изменения в Таможенный тариф РФ в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки. Ставка ввозной пошлины для них снижена до нуля. 
 
Одной из стратегических целей таких производств является освоение выпуска современных автомобильных компонентов и материалов на отечественных заводах. При этом будут созданы дополнительные рабочие места в ряде отраслей промышленности, в том числе с использованием потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса. 
 
Степень государственного стимулирования и поддержки должна быть дифференцированной в зависимости от объемов инвестиций, направленных на создание производства, и доли затрат, произведенных на территории Российской Федерации при изготовлении автомобильной техники. 
 
Особое внимание должно быть уделено развитию производства автомобильных компонентов, определяющих технический уровень и качество автомобильной техники, в том числе двигателей, агрегатов трансмиссии, тормозных систем, рулевого управления, элементов подвески, систем нейтрализации отработавших газов, электронных систем управления и электрооборудования. Разработка и производство автомобильных компонентов должны осуществляться специализированными фирмами, поставляющими продукцию широкой номенклатуры и разных типоразмеров изготовителям автотранспортных средств. Оптимальный объем продажи позволяет таким фирмам быстро окупать вложения, вкладывать значительные инвестиции в научно-исследовательские разработки и расширение производства, оперативно внедрять новые технологии и поддерживать конкурентоспособность своих изделий. При этом совершенствование компонентов специализированными фирмами будет обеспечивать повышение конкурентоспособности автомобильной техники. 
 
Необходимо стимулировать развитие производства комплектующих изделий, конструкционных и эксплуатационных материалов на предприятиях смежных отраслей промышленности, в том числе новых поколений шин, удовлетворяющих требованиям по уровню шума и экологии, изделий электронной и электротехнической промышленности, прогрессивных видов металлопродукции, пластмасс и лакокрасочных материалов, а также моторных масел, топлив, смазок и т.д. 

3.3. Научно-техническое  и кадровое обеспечение автомобильной  промышленности 
 
Развитие автомобилестроительной отрасли базируется на фундаментальных и прикладных исследованиях, направленных на создание новых видов автомобильной техники, отвечающих перспективным требованиям по безопасности, экологии и надежности. 
 
Приоритетными направлениями проведения научных исследований на среднесрочную перспективу являются: 
 
- использование альтернативных видов топлива (водород, природный газ, диметиловый эфир, биотопливо); 
 
- создание топливных элементов и комбинированных энергетических установок; 
 
- разработка двигателей внутреннего сгорания с регулируемыми рабочим объемом и степенью сжатия, а также внедрение алгоритмов отбора мощности, обеспечивающих минимальные затраты энергии на передвижение и высокую проходимость; 
 
- создание нового поколения автоматической трансмиссии, интегрированных (интеллектуальных) систем безопасности, бортовых систем диагностики и контроля, а также математических моделей физико-химических процессов сгорания топлива и преобразования энергии; 
 
- освоение и внедрение технологий, обеспечивающих сопровождение продукции автомобилестроения в течение ее полного жизненного цикла. 
 
Для решения этих задач необходимо обеспечить формирование на предприятиях автомобилестроения соответствующего кадрового потенциала с использованием комплексной системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов всех уровней, соответствующей последним достижениям мировой науки и техники. 
 
 
 
Заключение. 
 
Получение информации, необходимой для проведения глубокого анализа состояния и тенденций развития автомобилестроения в настоящее время затруднены, причем свежая и достоверная информация предоставляется на условиях оплаты, зачастую немалой, а доступная в Интернете и средствах массовой информации зачастую противоречива. 
 
Тем не менее, обзор состояния дел в автомобилестроении позволяет сделать вывод, что следует активизировать работу по преодолению тенденции снижения деловой активности и падения объемов производства. Совокупность разумной ценовой политики, политики формирования доходов, финансирования и кредитования, а также льготной налоговой политики в отношении средств, направляемых на развитие производства, является залогом стабилизации производства автотранспортных средств, обеспечения занятости. 
 
Задачи, стоящие перед автомобильной промышленностью Российской Федерации сложны, требуют усилий под стать военным. И здесь уместно вспомнить Рузвельта, советовавшего своему окружению: "Если вам везет - продолжайте, если не везет - тоже продолжайте". Другого пути, кроме как работать сначала над сохранением, а потом и над развитием отрасли, у России нет. 
 
Эффективность развития автотранспортной промышленности во многом определит эффективность и темпы экономических реформ. 
 
Нацеленная на это реализация Концепции развития автомобильной промышленности России позволит создать интегрированную в мировое автомобилестроение конкурентоспособную автомобильную промышленность, обеспечить удовлетворение растущего платежеспособного спроса на автомобильную технику, повысить экспортный потенциал отечественного машиностроения, оказать позитивное влияние на рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет и отчислений во внебюджетные фонды.

Информация о работе Машиностроение