Правовое регулирование обеспечения безопасности на автомобильных дорогах в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 00:48, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении многих лет в Российской Федерации решается проблема обеспечения безопасности на автомобильных дорогах и эффективной защиты жизни и здоровья россиян.
В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного движения, в которой вовлечены огромные массы людей и колоссальное количество транспортных средств, деятельность по безопасности дорожного движения, предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий является очень многоплановой и многообразной.
Актуальность изучения проблемы обеспечения безопасности на автомобильных дорогах связана с угрозой увеличения человеческих и материальных потерь из-за аварийности на дорогах.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_Тома.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Введение

На протяжении  многих лет в Российской Федерации решается проблема обеспечения безопасности на автомобильных дорогах и   эффективной защиты жизни и здоровья россиян.

В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного движения, в которой вовлечены огромные массы людей и колоссальное количество транспортных средств, деятельность по безопасности дорожного движения, предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий является очень многоплановой и многообразной.

Актуальность изучения проблемы обеспечения безопасности на автомобильных дорогах связана с угрозой увеличения человеческих и материальных потерь из-за аварийности на дорогах.

Автомобильной дорогой является «объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы… дорожные сооружения… защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог».1

Так, безопасность на автомобильной дороге можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны – это качественная инфраструктура дороги: дорожное полотно, дорожное покрытие, освещение, специальные дорожные элементы и сооружения; с другой – это безопасное дорожное движение, в котором участвуют не только водители и пассажиры транспортных средств,  но и пешеходы.

Строительством автомобильных дорог в Российской Федерации занимается Федеральное дорожное агентство, или Росавтодор при Министерстве транспорта Российской Федерации. Зарубежный опыт, применяемый Росавтодором в проектировании  и прокладке автомобильных дорог, существенно улучшает их качество и повышает уровень безопасности на них. Примером использования новых технологий в прокладке дороги, а именно -  многослойное покрытие асфальтобетоном разного размера и марки, может служить «автомобильная развязка  «Аэропорт» в городе Сочи, введенная в эксплуатацию 12 июля 2013 года».2

За соблюдением безопасного скоростного режима на дороге, за соблюдением правил дорожного движения и за иными действиями водителей транспортных средств и пешеходов следят сотрудники службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Для более качественной работы и полной достоверной информации в своей работе они используют специальные технические средства: камеры видеонаблюдения, фотокамеры, фиксирующие государственный регистрационный знак транспортного средства, нарушающего правила дорожного движения и другие.

Целью данной работы является исследование механизмов обеспечения безопасности на автомобильных дорогах на примере мер, принятых в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в городе Сочи в 2014 году.

Задачи:

  • Изучить основные нормативно-правовые акты, регулирующие обеспечение безопасности на автодорогах в Российской Федерации
  • Рассмотреть основные направления деятельности государственных органов в сфере обеспечения безопасности на автодорогах в Российской Федерации
  • Проанализировать мероприятия по улучшению уровня безопасности на автодорогах в г. Сочи на период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр

Структура курсовой работы обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Введение раскрывает актуальность, определяет цель, задачи исследования.

В первой главе рассматриваются правовые основы, субъекты регулирования обеспечения безопасности в Российской Федерации. Во второй главе рассматриваются механизмы обеспечения безопасности на автодорогах в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в городе Сочи в 2014 году

В заключение подводятся итого исследования, формируются выводы. 
Глава 1. Правовое регулирование обеспечения безопасности на автомобильных дорогах в Российской Федерации

 

1.1 Правовые основы регулирования  безопасности на автодорогах  в Российской Федерации

 

Законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит Федеральных законов: федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ – «О безопасности дорожного движения» в редакции от 28. 12. 2013; федеральный закон от 9.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" в редакции от  03.02.2014; федеральный закон от 8.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции от 27.05.2014; других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации

могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

«К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

1) определение основных направлений государственной политики в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе в отношении платных автомобильных дорог;

2) установление порядка осуществления  государственного надзора за  обеспечением сохранности автомобильных дорог;

3) осуществление федерального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения; …

17) информационное обеспечение  пользователей автомобильными дорогами  общего пользования федерального значения; …

21) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным  законом, другими федеральными законами  к полномочиям органов государственной  власти Российской Федерации».3

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной федеральным законом от 9.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"  в редакции от  03.02.2014,  другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной  федеральным законом от 9.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"  в редакции от  03.02.2014, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

«Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:

1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

3) оценка уязвимости объектов  транспортной инфраструктуры и  транспортных средств;

4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

5) разработка и реализация требований  по обеспечению транспортной  безопасности;

6) разработка и реализация мер  по обеспечению транспортной  безопасности;

7) подготовка и аттестация сил  обеспечения транспортной безопасности;

8) осуществление федерального государственного  контроля (надзора) в области обеспечения  транспортной безопасности;

9) информационное, материально-техническое  и научно-техническое обеспечение  транспортной безопасности; 

10) сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности».4

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий – задачи федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ – «О безопасности дорожного движения» в редакции от 28.12. 2013 г. Он определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Безопасность дорожного движения в этом законе характеризуется  состоянием процесса перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств в пределах дорог, которое отражает степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. А обеспечение безопасности дорожного движения -  как «деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий».5

Также в Законе «О безопасности дорожного движения» закреплены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения.

«Проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности». 6

«Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти».7

«Транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании».8

Если у транспортного средства имеются технические неисправности, создающих угрозу безопасности дорожного движения, то эксплуатация таких транспортных средств запрещена. Правительством Российской Федерации определяются перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация.

На всей территории Российской Федерации единый порядок дорожного движения устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. На дорогах Российской Федерации устанавливается правостороннее движение транспортных средств.

Участники дорожного движения имеют право:

  • свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, в ведении которых находятся автомобильные дороги достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения;
  • получать информацию от должностных лиц, в ведении которых находятся автомобильные дороги о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам;
  • получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;
  • на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортном происшествии от организаций и (или) должностных лиц, на которых законом, иными нормативными правовыми актами возложена обязанность оказывать такую помощь;
  • на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия;
  • обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, незаконные действия должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Участники дорожного движения обязаны выполнять требования Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ – «О безопасности дорожного движения» в редакции от 28.12. 2013 г. и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Информация о работе Правовое регулирование обеспечения безопасности на автомобильных дорогах в Российской Федерации