Прилежащая зона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:50, реферат

Краткое описание

Прилежащая зона — морской пояс, примыкающий к территориальным водам прибрежного государства, установленный в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. шириной не более24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды, и в котором прибрежное государство осуществляет определенные виды контроля.
Ст. 24 Женевской Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. регламентирует правовой режим прилежащей зоны следующим образом:
1. В зоне открытого моря, прилежащей к территориальному морю, прибрежное государство может осуществлять контроль необходимый:

Содержание

1. Прилежащая зона…………………………………………………………..2
2. Приложения………………………………………………………………...5
3. Список используемой литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 1.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)
 
 

Содержание: 

  1. Прилежащая  зона…………………………………………………………..2
  2. Приложения………………………………………………………………...5
  3. Список используемой литературы……………………………………….12
 

      

 

     1.Прилежащая зона.

    Прилежащая  зона — морской пояс, примыкающий к территориальным водам прибрежного государства, установленный в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. шириной не более24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды, и в котором прибрежное государство осуществляет определенные виды контроля.

    Ст. 24 Женевской Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. регламентирует правовой режим прилежащей зоны следующим образом:

    1. В зоне открытого моря, прилежащей к территориальному морю, прибрежное государство может осуществлять контроль необходимый:

    а) для недопущения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил в пределах его территории или территориального моря;

    б) для наказания за нарушение вышеупомянутых правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря;

    Прилежащая  зона не может распространяться за пределы 12 миль от исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря.

    Если  берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то, ни другое государство не имеет права, если не достигнуто соглашение об ином, распространять свою прилежащую зону за срединную линию, каждая точка которой равно отстоит от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряются территориальные моря этих двух государств.

    Конвенция 1982 г. подтвердила правовой режим прилежащей зоны, установленной Женевской Конвенцией 1958 г., однако внесла существенное изменение — в два раза расширила ее пределы, установив максимально допустимую ширину в 24 мили.

    В отличие от территориального моря в прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять лишь ограниченный перечень видов контроля. Таким образом, отличительная особенность прилежащей зоны состоит в том, что права прибрежного государства здесь характеризуются строго целевым назначением и сводятся к контролю, имеющему двоякое назначение: во-первых, он осуществляется для предотвращения нарушений определенных правил в пределах территории или территориального моря прибрежного государства и, во-вторых, для наказания за совершенные нарушения указанных правил.

    Второй  важный элемент Конвенции 1982 г. по сравнению с Конвенцией 1958 г. — нет определения прилежащей зоны как части открытого моря. В Конвенции 1982 г. это положение опущено.

    Практика  установления прибрежными государствами  особого режима в районах открытого моря, непосредственно прилежащих к внешним границам их территориальных вод, известна достаточно давно. Так, впервые Англия установила таможенную зону в 1736 г. Впоследствии в 1764,1802, 1825, 1853 гг. были приняты ряд законов о так называемых лавирующих судах («HoveringActs»).

    Эти законы были унифицированы Таможенным актом 1876r. («Custom Consolidation Act»).

    В 1799 г. таможенную зону шириной в 12 миль установили США, в 1817 г. Франция, в 1822 г. Бельгия; зоны фискального контроля были введены Аргентиной, Сальвадором, Чили и Эквадором. В 1909 г. Россия установила 12-мильную таможенную зону, что вызвало протесты со стороны Великобритании и Японии.

    В соответствии с Законом РФ « О  внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. прилежащая зона РФ — морской пояс, расположенный за пределами территориального моря и прилегающий к нему, внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

    В прилежащей зоне РФ осуществляет контроль, необходимый для:

    1. предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, установленных законами РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, действующими на территории РФ, включая территориальное море;
    2. наказания за нарушение указанных законов и правил, совершенное на территории РФ, включая территориальное море.

    Таким образом, положения российского закона не расходятся с Конвенцией 1982 г.

    Международной практике известны санитарные зоны. В особенности такой вид зон характерен для арабских стран. Фискальная и иммиграционная зоны установлены Индией.

    Помимо  названных зон ряд государств установили другие их виды, в частности, зоны уголовной юрисдикции, зоны нейтралитета, зоны предотвращения загрязнения и т.д.

    Так, зоны безопасности установили Бирма, Вьетнам, Индия, Пакистан, Саудовская Аравия, Судан и др.

    Если  до вступления в силу Конвенции 1982 г. установление таких зон, не обозначенных в конвенционных положениях, возражений не вызывало, то сейчас установление прибрежными государствами иных прилежащих зон, чем санитарная, фискальная, таможенная и иммиграционная является с точки зрения международного права неправомерным.

    В прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять право преследования «по горячим следам». Однако согласно ст. 111 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. такое преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.

      Аналогичное положение содержит Закон РФ « О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», устанавливающий, что в прилежащей зоне РФ принимает меры, необходимые для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил и задержания виновных, включая преследование по горячим следам, остановку, осмотр и задержание всех иностранных судов нарушителей (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях), в соответствии с российским законодательством и нормами международного права.

    В настоящее время 55 государств установили прилежащую зону шириной 24 морских мили и менее. Только Сирия объявила прилежащую зону более 24 морских миль (41 морская миля). 
 

2.Приложения

    1. Выдержка из Федерального закона РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне  Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 22.04.2003 N 49-ФЗ,от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 148-ФЗ,от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 08.11.2007 N 261-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 27.12.2009 N 364-ФЗ,от 05.04.2011 N 48-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ,от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

    ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 22. Определение, границы и делимитация  прилежащей зоны Российской Федерации

    1. Прилежащая зона Российской Федерации  (далее - прилежащая зона) - морской  пояс, который расположен за пределами  территориального моря, прилегает  к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

    2. Делимитация прилежащей зоны  между Российской Федерацией  и государствами, побережья которых  противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

    Статья 23. Права Российской Федерации в прилежащей зоне

    1. В прилежащей зоне Российская  Федерация осуществляет контроль, необходимый для:

    предотвращения  нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, установленных законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, действующих на территории Российской Федерации, включая территориальное море;

    наказания за нарушение указанных законов  и правил, совершенное на территории Российской Федерации, включая территориальное  море.

    2. В прилежащей зоне Российская Федерация принимает меры, необходимые для предотвращения нарушений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и задержания виновных, включая преследование по горячим следам, остановку, осмотр и задержание всех иностранных судов - нарушителей (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях), в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

    3. Положения пунктов 1 и 2 настоящей  статьи не затрагивают прав Российской Федерации, установленных федеральными законами, касающимися исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

    2. Выдежка из комментария к Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 22.04.2003 N 49-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 148-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 08.11.2007 N 261-ФЗ) Велиева.

    Прилежащая зона Российской Федерации

    Статья 22. Определение, границы и делимитация  прилежащей зоны Российской Федерации

1. Согласно  ч. 1 комментируемой статьи прилежащая  зона Российской Федерации - морской  пояс, который расположен за пределами  территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

    В соответствии с Конвенцией о территориальном  море и прилежащей зоне в зоне открытого  моря, прилежащей к территориальному морю, прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый:

    1) для недопущения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или  санитарных правил в пределах  его территории или территориального  моря;

    2) для наказания за нарушение вышеупомянутых правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

    Прилежащая  зона не может распространяться за пределы двенадцати миль от исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря.

    2. Часть 2 комментируемой статьи определяет порядок делимитации прилежащей зоны. Делимитация прилежащей зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

    Согласно  Конвенции о территориальном  море и прилежащей зоне если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к  другу, ни то, ни другое государство  не имеет права, если не достигнуто соглашения об ином, распространять свою прилежащую зону за срединную линию, каждая точка которой равно отстоит от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных морей этих двух государств.

    Статья 23. Права Российской Федерации в  прилежащей зоне

    1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи в прилежащей зоне Российская Федерация осуществляет контроль, необходимый для:

    1) предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или  санитарных правил, установленных  законами Российской Федерации  и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, действующих на территории Российской Федерации, включая территориальное море;

    2) наказания за нарушение указанных  законов и правил, совершенное  на территории Российской Федерации,  включая территориальное море.

    Изложенное  полностью соответствует Конвенции ООН по морскому праву (ст. 33) и Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне (ст. 24).

    Развитие  морского судоходства уже в XVII веке привело к тому, что 3-мильная ширина территориального моря не могла в  полной мере защитить права прибрежного государства, прежде всего в торговле. Англия стала первым государством, которое расширило за пределы своего территориального моря контроль за соблюдением ее таможенного законодательства. С 1736 по 1876 год в Англии были приняты и действовали так называемые "законы о лавировании", направленные против судов, которые курсировали у границ ее территориального моря, имея намерение войти в них с контрабандными целями, как только отсутствие стражи позволит сделать это. Законодательство и договорная практика США тоже развивались на признании прилежащей зоны. Россия 10 декабря 1909 г. установила 12-мильную таможенную зону. СССР и Российская Федерация не устанавливали прилежащей зоны.

Информация о работе Прилежащая зона