Аминистия и помилование как самостоятельные институты уголовного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:09, дипломная работа

Краткое описание

Право на досрочное освобождение - один из важнейших элементов правового положения осуждённого. В отечественной и зарубежной науке уголовного, уголовно - процессуального и уголовно - исполнительного права достаточно широко изучены проблемы эффективности различных видов досрочного освобождения.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3
Глава 1. Институт амнистии в уголовном праве России…………………...7
1.1. Историческое развитие института амнистии ………………………………7
1.2. Законодательная и правоприменительная практика амнистии ………….16
Обстоятельства, исключающие применение амнистии…………….….26
Глава 2. Понятие и юридическая природа помилования по УК РФ……30
2.1. История помилования в России………………………………………..…..30
2.2. Уголовно – правовая характеристика помилования……………………...37
2.3. Порядок применения помилования…………………………………….….46
Глава 3. Правовое регулирование амнистии и помилования в зарубежных странах ……………………………………………………….….59
Заключение……………………………………………………………………...68
Источники и литература………………………………………………………72

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.doc

— 380.00 Кб (Скачать файл)

Официальные статистические данные за 1992 – 2000 год свидетельствуют  о росте числа помилованных лиц  более чем в 4 раза. Динамика по годам:

 

 

Учетный год

 

1992

 

1995

 

1999

 

2000

Количество помилованных

 

2726

 

4988

 

7418

 

12843


 

В последнее время  помилование как институт уголовного права стало применяться очень  редко. После вступления в силу Указа Президента РФ № 1500 прослеживается четкая тенденция: с 2002 г. число помилованных лиц значительно сокращается. Автором были проанализированы указы Президента РФ за период 2002 – 2008 годов и данные сведены в следующую таблицу:

 

Учетный год

 

200249

 

2003

 

2004

 

2005

 

2006

 

2007

 

2008

Количество указов Президента РФ о помиловании

 

182

 

188

 

72

 

42

 

9

 

0

 

2


 

Приведенные данные свидетельствуют о постепенном «отмирании» института помилования в России. Если так пойдет и дальше, то мы можем стать свидетелями появления в уголовном праве еще одного «мертвого» правового института. Допустить этого нельзя, потому что институт помилования - не просто комплексный межотраслевой правовой институт, это важный элемент демократического правового государства, элемент системы сдержек и противовесов во взаимодействии властей.

 Как этого избежать. Ответить на этот вопрос сложно, так как решающее слово при помиловании принадлежит Президенту РФ, и только он решает, кого «миловать»!

Таким образом, по юридической природе институт помилования представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт, включающий в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного и административного права.

Институт помилования - не просто комплексный межотраслевой  правовой институт, но и важный элемент  демократического правового государства, элемент системы сдержек и  противовесов во взаимодействии властей. Институт помилования и практика его применения имеют идеологическое содержание, поскольку они влияют на авторитет главы государства.

Институт помилования  был известен древним государствам, а в России берет начало с династии Рюриковичей. В своем развитии данный институт прошел ряд стадий. Первоначально помилование и амнистия не разграничивались и обозначались термином помилование. В настоящее время они являются самостоятельными институтами права.

Акт помилования в  отличие от акта амнистии носит не нормативный, а индивидуальный характер. Помилование применяется к конкретному лицу, которое обозначено в акте персонально (поименно). В соответствие со ст. 85 УК РФ помилование применяется только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для такого лица правовые последствия:

  1. Освобождение от дальнейшего отбытия наказания
  2. Сокращение назначенного лицу приговором суда наказания
  3. Замена назначенного лицу наказания более мягким видом
  4. Снятие судимости с лица, отбывшего наказание

Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ» установлен новый порядок решения вопроса о помиловании осужденных. Судить о том, лучше он предыдущего или хуже, достаточно сложно. Но цифры говорят нам о том, что количество помилованных лиц сократилось в десятки раз.

Несмотря на это, помилование  остается важнейшим институтом права.

Вместе с тем в  юридической литературе активно обсуждается вопрос о ликвидации института помилования как самостоятельного правового института. Взамен предлагается учредить условного освобождения при помиловании путем корректировки ст. 85 УК РФ, предусмотрев в ней и условно-досрочное освобождение осужденного от дальнейшего отбывания наказания с наложением на него определенных обязанностей, ограничений, запретов, и последствия их нарушения и совершения нового преступления.50

 

 

 

 

 

Глава 3. Правовое регулирование амнистии и помилования в зарубежных странах

 

Институты амнистии и  помилования известны не только российскому  уголовному праву, но и зарубежному  уголовному законодательству.

Амнистия применяется  в большинстве стран мира.

Так, Уголовный кодекс Франции 1992 г.  (действует с 1 марта 1994 г.) упоминает об амнистии в статьях 133-9, 133-10, 133-11. В частности, ст.133-9 устанавливает: «Амнистия влечет отмену судимости, всех наказаний без какой-либо возможности пересмотра дела. Амнистия восстанавливает право исполнителя или соучастника преступного деяния на отсрочку исполнения наказания, которая могла быть ему предоставлена при предыдущем осуждении»51. Также предусмотрено, что амнистия не причиняет вреда третьим лицам. Любому лицу, осведомленному в связи с выполнением своих обязанностей о любых правоограничениях, отмененных амнистией, запрещается упоминать о них в любой форме.

Уголовный кодекс Японии от 24 апреля 1907 г. упоминает амнистию в ст.52 «Совокупность преступлений и всеобщая амнистия»: «Если лицо, осужденное за совокупность преступлений, подпало под всеобщую амнистию, то наказание за другие преступления, не подпавшие под всеобщую амнистию, должно быть определено особо».

Амнистия известна и  государствам, ранее входившим в  состав СССР, а сейчас являющимся независимыми государствами. Так, правовым основанием для принятия актов амнистии в Республике Беларусь являются, во – первых, норма п.2 ст.97 Конституции Республики Беларусь, определяющая право Палаты представителей  Национального собрания на принятие законов об амнистии; во – вторых, ст.95 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающая амнистию в качестве уголовно – правового института.

Все законы об амнистии содержат соответствующие предписания относительно определенного круга лиц и  реализуют  предусмотренные уголовным законом формы освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также решают вопросы о снятии судимости. Более того, в них устанавливаются дополнительные основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, которые в УК не предусмотрены. И хотя каждый из законов об амнистии рассчитан на сравнительно небольшой период действия (исполняются в течение шести месяцев с момента вступления их в силу), многие их положения являются однотипными, повторяющимися во вновь принимаемых законах, становясь общепринятыми правовыми нормами52.

   На Украине  амнистия регламентируется специальным  законом. 1 октября 1996 года Верховным Советом Украины был принят основополагающий Закон «О применении амнистии на Украине», где сказано, что акт амнистии издается не чаще одного раза в течение календарного года и рассматривается в неразрывной связи с правовой и политической природой государства и проявления гуманизма. Этим же Законом предусматривается полное или частичное освобождение от наказания, смягчение наказания, освобождение от уголовной ответственности или от правовых последствий осуждения. Одновременно предусмотрено освобождение от отбывания дополнительных мер наказания. Амнистированные лица, подлежащие освобождению от отбывания (дальнейшего отбывания) наказания, освобождаются не позже трех месяцев после опубликования акта об амнистии. В то же время амнистия не освобождает амнистированных лиц от обязанности возместить причиненный материальный ущерб, возложенный на виновного приговором или решением суда. Всякий амнистированный, нанесший ущерб государству или отдельному лицу, обязан возместить его, несмотря на полное освобождение по амнистии от наказания. Поэтому приговоры, вступившие в законную силу, подлежат исполнению в части гражданского иска и после амнистии. Равно как и при прекращении по амнистии уголовного преследования заявленный в уголовном деле гражданский иск подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Что касается органов, наделенных правом издания амнистии, то можно  выделить несколько аспектов.

В большинстве стран  мира, как и в России, амнистия может объявляться органом законодательной  власти - парламентом (в целом при  его однопалатности, одной из палат  или каждой из них).

Амнистия объявляется  однопалатным парламентом в Болгарии (Народным  Собранием), Албании (Собранием), Македонии (Собранием Республики), Португалии (Ассамблеей Республики) и других странах. Так, Конституция Литовской республики от 25 октября 1992 года устанавливает в п. 19 ст. 67, что Сейм Литвы «издает акты об амнистии»53.

Одной из палат, как и  в России, амнистия объявляется, например, в Кыргызстане. Обе палаты по своей  инициативе амнистию могут объявить в Казахстане.

Обеими палатами парламента амнистия объявляется в Италии. Конституция  Италии в ст. 79 не только признает за парламентом страны право амнистии, но и устанавливает процедуру ее объявления: «Амнистия и освобождение от наказания производятся законом, принимаемым большинством в две трети голосов членов, составляющих палаты, по каждой статье и в целом. Закон, дарующий амнистию и смягчение наказания, устанавливает условия их применения. Ни один случай амнистии и смягчения наказания не может применяться к преступлениям, совершенным после внесения законопроекта о них»54.

Следующим видом является объявление амнистии президентом (Словакия, Узбекистан, Индонезия). Встречаются страны, в которых амнистия объявляется как парламентом, так и президентом (например, Вьетнам).

Во многих странах  имеются свои специфические особенности.

В республике Армения  Национальное Собрание объявляет амнистию по предложению президента. В Дании амнистия объявляется королем, в Иране – политическим и духовным Лидером (Руководителем) страны, в Монако -  Князем (Принцем), которого по вопросам амнистии и помилования в  обязательном порядке консультирует Совет Короны.

Особо хотелось бы упомянуть  Турцию и Ватикан.

В Турции всеобщая и частичная амнистия объявляется Великим Национальным Собранием, рекомендовать которую может министр юстиции. Необходимо отметить, что эти амнистии не распространяются на лиц, совершивших особо опасные государственные преступления.

В Ватикане право амнистии, помилования, смягчения и освобождения от наказания во всех случаях сохраняется за Верховным главой церкви55.

Таким образом, институт амнистии известен большинству стран мира, что говорит о его демократичности и огромном социальном значении.

Правом помилования  обладают, как правило, главы государств: монархи, президенты, премьеры. Так, Конституция Литвы от 25 октября 1992 года устанавливает в п. 23 ст.84, что Президент Литовской республики «оказывает помилование осужденным»56. Встречаются и другие варианты. Так, в Японии, согласно конституции страны, вопрос о помиловании решает кабинет министров с последующим утверждением императором. В Португалии ходатайства о помиловании, перед тем как попасть к президенту страны, рассматриваются специальной комиссией, в которую входят представители министерства юстиции, прокуратуры и суда. Министр юстиции в конце года лично представляет президенту ходатайства о помиловании тех осужденных, которые, по мнению комиссии, того заслуживают. Процедура помилования осужденных в Португалии, предусматривающая осуществление данного акта всего один раз в год, очевидно, исключает оперативное, определяемое исключительными обстоятельствами применение помилования.

Ходатайства о помиловании  во Франции осужденные направляют президенту или министру юстиции. Эти ходатайства  поступают в Бюро по помилованию  и исполнению наказаний, откуда их направляют прокурорам судебных округов, которые, исходя из результатов специальных расследований, определяют, целесообразно ли применение помилования к осужденному. Затем это ходатайство и прилагаемые к нему материалы направляются в министерство юстиции, где в случае положительного решения готовится проект декрета о помиловании. Он направляется в Генеральный секретариат администрации президента. Декрет о помиловании осужденного подписывается президентом, премьер-министром и министром юстиции. Процедура, действующая во Франции, сложна, но, как правило, она обеспечивает объективность, обоснованность реализации помилования.

В США помилование  осуществляется президентом страны за преступления, предусмотренные федеральным законодательством, и губернаторами 50 штатов. В законодательстве штатов имеются весьма существенные различия, связанные с порядком рассмотрения ходатайств о помиловании осужденных и полномочиями губернаторов.

В 14 штатах (Алабама, Калифорния, Колорадо, Канзас, Кентукки, Северная Каролина, Орегон, Южная Каролина, Вирджиния, Вашингтон и др.) помилование осужденных составляет прерогативу губернатора штата, который решает судьбу ходатайства о помиловании единолично.

В 9 штатах (Аризона, Делавэр, Флорида, Индиана, Луизиана, Монтана, Оклахома, Техас) губернатор обязан руководствоваться  рекомендацией соответствующей  комиссии или специального совета, куда входят представители органов уголовной юстиции и общественности штата.

Информация о работе Аминистия и помилование как самостоятельные институты уголовного права