Гласность в уголовном судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Признание гласности одним из базовых положений уголовного судопроизводства следует из права граждан на свободу доступа к информации, закрепленного во Всеобщей декларации прав человека, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах и других международно-правовых документах. Гласность судопроизводства - это один из основополагающих элементов демократического государства. Роль и значение гласности, по признанию большинства ученых, выходит далеко за рамки интересов судебного разбирательства.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

- рассмотрение  уголовного дела о преступлениях, совершенными лицами, достигшими  возраста шестнадцати лет;

- рассмотрение  уголовных дел о преступлениях  против половой неприкосновенности  и половой свободы личности  и других преступлениях может  привести к разглашению сведений  об интимных сторонах жизни  участников уголовного судопроизводства  либо сведений, унижающих их честь и достоинство.

В связи с принятием УПК РФ 2002 г. этот список был дополнен еще одним основанием: если этого требует интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников и. л близких лиц.

Однако трудно согласиться с мнением законодателя по поводу того, что закрытое судебное заседание сможет обеспечить реальную безопасность для участников уголовного процесса, поскольку после окончания расследования обвиняемый, его защитник - адвокат, также законный представитель и иные участники процесса знакомятся с материалами уголовного дела, в котором четко прописано какой свидетель или потерпевший дал те или иные показания, их место жительства и место работы. В УПК РФ существует положение, закрепленное в ч.9 ст.166, о сохранении в тайне данных об участниках уголовного процесса. Для этого указывается их псевдоним и приводится образец личной подписи, однако на практике подобная процедура применяется весьма редко. Кроме того, при рассмотрении доказательств на судебном следствии подсудимый находится в зале заседания суда, и даже если после судебного разбирательства он будет заключен под стражу, осужденный сможет расправиться с изобличающими его гражданами через родственников, своих соучастников, оставшихся на свободе, или сам после отбытия наказания.

Таким образом создается только видимость защищенности при проведении закрытых судебных разбирательств.

Безусловно, закрытые судебные заседания нужны, прежде всего, с точки зрения охраны общественной безопасности и личных интересов граждан, а также в целях обеспечения безопасности государства.

Федеральным законом от 3 июня 1998г. «О борьбе с терроризмом» предусмотрено, что в закрытых судебных заседаниях по решению суда могут рассматриваться уголовные дела о преступлениях террористического характера, под которыми понимаются: терроризм (ст.205 УК), захват заложников (ст.206 УК), заведомо ложные сообщения о терроризме (ст.207 УК), организация незаконного вооруженного формирования (ст.202 УК) и посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, а также нападение на лиц, пользующихся международной защитой, и другие преступления, если они совершены в террористических целях. Необходимость в закрытых заседаниях диктуется интересами охраны тайны, которую составляют специальные приемы и методы разведки, контрразведки и оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности по вооруженному захвату террористов и освобождению заложников.

В то же время не стоит забывать и о минусах закрытого судебного разбирательства. По этому поводу И.Л. Петрухин заметил, что на практике соучастники иногда превращаются в свидетелей, чтобы обвинению было на чем держаться, агентов делают очевидцами преступления или даже потерпевшими от него, а то и просто «добывают» показания у непричастных к преступлению. Для недобросовестных следователей важно, чтобы эти субъекты не отказались в своих показаниях в суде. 9

Вернемся к рассмотрению гласности. Одним из ее элементов является провозглашение приговора.

В российском законодательстве существует только одно императивное требование, касающееся прозрачности судебного решения - все судебные решения оглашаются публично.10 В соответствии с УПК РФ, по общему правилу приговор провозглашается в полном объеме без пропусков и сокращений его текста, кроме случаев рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании. В этом случае суд может ограничиваться оглашением только резолютивной части приговора, если сведения, содержащиеся в описательной части, в данный момент нецелесообразно оглашать.

Правил законодательного характера, устанавливающих процедуры или создающих механизм доступа к текстам судебных решений иных лиц, в том числе публикаций их в Российской Федерации не существует.

Оригинал судебного решения и его копия являются частью конкретного тома уголовного дела, а по просьбе заинтересованных лиц могут быть сделаны их дополнительные копии, однако на практике для получения доступа к ним или дальнейшей публикации обычно необходимо специальное разрешение судьи.

 

Такое противоречие возникает, прежде всего, потому, что среди представителей судейского корпуса, в том числе и большей части представителей научного общества, нет представления о необходимости свободного доступа ко всем судебным решениям. В связи с этим в Российской Федерации до сих пор не существует каких-либо правил законодательного характера относительно требований, предъявляемых к способу и пределам опубликования, способам принятия решения о характере ограничений и отборе судебных решений.

Выходом из сложившейся ситуации могут стать следующие формы распространения судебных решений:

- опубликование  обобщений или обзоров судебной  практики

- опубликование  в форме постановлений Пленумов  Верховного Суда Российской Федерации, посвященных одной или нескольким  категориям дел

- воспроизведение  судебных решений в научно-исследовательских работах

- опубликование  в средствах массовой информации  и опубликование в электронном  виде.

Таким образом, в Российской Федерации пока не нашли своего законодательного решения такие формы транспорентности как обеспечения доступа в залы судебных заседаний, доступности информации о будущих судебных процессах, возможность ознакомления с материалами судебных процессов, с архивными материалами, а также представления о возможных пределах ограничения транспорентности, с неустановлением которых наблюдается тенденция к «сверхпрозрачности» уголовного судопроизводства, которая не может быть оправданной, поскольку влечет за собой нарушение прав и интересов личности, общества и государства.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Институт тайны как правовое ограничение гласности

2.1. Понятие института тайны

Институт тайны является одним из элементов механизма защиты прав и свобод граждан, но в нашей стране ему стали уделять внимание не так давно. Это, прежде всего, связано с тем, что интерес к проблеме личной жизни возрос лишь после закрепления данного положения в Конституции СССР 1977 года. Впервые на конституционном уровне было провозглашено право человека на личную жизнь, под которой понимается «функционирование человека в особой сфере семейных, бытовых, интимных отношений, не подлежащих непосредственному контролю со стороны государства, общественных организаций, частных лиц; это свобода уединения, размышления, переписки, ведения дневников и других записей, вступление в контакт с другими людьми, свобода высказываний и поступков за пределами служебных отношений; это состояние обоснованной уверенности в том, что личные тайны человека не будут выявлены и преданы гласности». 11

В Российском законодательстве до сих пор отсутствует понятие «тайна», поэтому необходимо установить, что же понимается под этим термином.

С.И. Ожегов дает три значения этого понятия:

1) нечто  неразгаданное, еще не познанное;

2) нечто  скрываемое от других, известное  не всем, секрет;

3) скрытая  причина чего-нибудь12.

Даль В.И. определяет слово «тайна» как все скрытое, неизвестное, неведомое; кто чего-либо не знает, то для него тайна. Нечто скрытно хранимое, что скрывают от кого-либо с намерением.13

По мнению Л.О. Красавчиковой под «тайной» следует понимать определенную информацию о действиях (состоянии или иных обстоятельствах) определенного лица (гражданина, организации, государства), не подлежащую разглашению. 14

 И.В. Смолькова отмечает, что в это определение не вошли такие существенные признаки, как обязанность хранить тайну и ответственность за ее разглашение. По ее мнению, тайна представляет собой секретную или конфиденциальную информацию (сведения), которая известна или доверена узкому кругу субъектов, и разглашение которой влечет юридическую ответственность.15

Из вышесказанного тайна обладает следующими признаками:

1. Тайна - информация  или сведения.

2. Сведения  могут быть предоставлены отдельным  субъектам в силу их профессиональной  или служебной деятельности при  осуществлении ими определенных  полномочий.

3. Доверенная  информация не подлежит разглашению.

4. Лица, которым  была доверена информация, не  подлежащая разглашению, обязаны  хранить ее, иначе это может  повлечь наступление негативных  последствий (материальный и (или) моральный  ущерб) для ее собственников, владельцев, пользователей или иных лиц.

5. За разглашение  сведений, составляющих охраняемую  законом тайну, устанавливается  юридическая ответственность.

В российском законодательстве существует большое количество тайн, которые регулируются различными отраслями права, включающими в себя достаточно разнородные общественные отношения, возникающие в различных сферах деятельности личности, общества, государства, но, обладая признаками правового института, они (тайны) представляют собой «обособленный комплекс правовых предписаний, регулирующий с помощью специфичных приемов и способов однородный вид и сторону общественных отношений».16 Тайна, являясь социальным институтом, представляет собой нормативно-ценностную систему, отличающуюся устойчивым комплексом правил, принципов, установок и функций, организующих деятельность человека, и от того, насколько государство может гарантировать сохранность тайн частной жизни своих граждан, зависит уровень свободы личности.

Очень часто интересы государства, общества и личности не совпадают. По мнению И.В. Смольковой, «в этой триаде наиболее слабым, наименее защищенным является личность».17

Действительно, особенно остро это ощущается именно сейчас, когда государство начинает формировать новую правовую систему, которая должна быть основной базой построения гражданского общества, где гарантии защиты интересов личности явились бы основными началами в данном процессе.

И.Я. Фойницкий заметил: «Именно в области уголовного права и процесса лежат границы вторжения государства в область личной свободы граждан, и поэтому научная разработка этих дисциплин может более всего обеспечить господство права», поэтому очень важно выработать механизм ограничения прав, свобод и законных интересов граждан, определить пределы вмешательства, соотнося частные и публичные начала в уголовном процессе. «Секрет должен быть сохранен, если нет необходимости сделать иначе,

соблюдая разумный баланс между интересами отдельного человека и всего общества», - утверждает И.В. Смолькова.18

В связи с этим в уголовно-процессуальном законодательстве России предусмотрены следующие меры, направленные на сохранение тайн.

Во-первых, установление особого порядка производства следственных действий при получении информации (тайны). Данное положение отражено в статьях 23, 25 Конституции РФ, а также в ч.7 ст.182, ч.3 ст.183, ст.185, ст.186 УПК РФ.

Во-вторых, наделение некоторых участников уголовного процесса привилегией свидетельского иммунитета. Прежде всего, это отражено в ст.51 Конституции РФ и в ч.3 ст.56 УПК РФ.

В-третьих, проведение закрытых судебных разбирательств (ч.2 ст.241 УПК РФ).

В-четвертых, установление ограничения на разглашение данных предварительного расследования (ст.161 УПК РФ и ст.310 УК РФ).

2.2. Классификация тайн в уголовном процессе

В юридической литературе выделяют большое количество тайн, но наиболее распространенными являются, прежде всего, адвокатская, тайна исповеди, депутатская, тайна совещания судей и суда присяжных, государственная, банковская и коммерческая, нотариальная, редакционная, тайна усыновления, врачебная тайна и тайна частной детективной деятельности.

Думается, что все вышеперечисленные тайны можно разделить на две основные группы: абсолютные и относительные тайны.

Абсолютная группа тайн складывается при наличии следующих требований:

- особый  характер профессиональной деятельности, требующий в ходе ее осуществления сохранности полученной информации (депутатская тайна);

- особенности  некоторых религиозных конфессий, обязательным атрибутом которых  является сохранение личной тайны (тайна исповеди);

- особая  роль лиц при осуществлении правосудия по конкретному уголовному делу (тайна совещания судей и суда присяжных).

Рассмотрим некоторые аспекты, касающиеся этой группы тайн.

Судьи и присяжные заседатели должны соблюдать тайну совещания, прежде всего для того, чтобы обеспечить конфиденциальность всего процесса поиска взаимного согласия по разрешаемым вопросам и в возможных расхождениях во мнении. Согласно п.5 ч.2 ст.333 УПК РФ присяжным заседателям запрещается нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.

Что касается «особого мнения» судьи, то оно является важным элементом тайны совещания судей, нарушение которого должно рассматриваться как основание к отмене приговора в кассационном порядке (п.8 ч.2 ст.381 УПК РФ). Но по этому поводу существует иная точка зрения.

Так, А.Д. Бойков считает, что нет необходимости включения в тайну «особого мнения», оставшегося в меньшинстве судьи, мотивируя это тем, что оно не оглашается лишь для судей вышестоящих судов. Ограничение на его огласку носит только нравственный характер.19

Его доводы разделяет и Джатаев В., который утверждает, что «особое мнение должно оглашаться сразу же после провозглашения приговора, а его копия вместе с копией приговора - вручаться осужденному (оправданному), что даст им возможность полнее защищать свои права и законные интересы; а также предлагает считать безусловным основанием для рассмотрения уголовного дела в кассационном порядке. Иными словами, при его наличии, независимо от подачи кассационной жалобы либо протеста, уголовное дело обязательно должно быть рассмотрено судом кассационной инстанции».20

Говоря об адвокате, защитнике, священнослужителе, члене Совета Федерации, депутате Государственной Думы, то они, обладая сведениями, содержащими тайную информацию, при наличии любых обстоятельств не вправе их разглашать, поскольку эти сведения были получены при особом доверии людей, нарушение которого невозможно с точки зрения морали, профессиональной этики и религиозных канонов.

Информация о работе Гласность в уголовном судопроизводстве