Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения исторического опыта, теоретических исследований дать уголовно-правовую характеристику контрабанды наркотических и психотропных веществ, выделить основные проблемы квалификации данного преступления.
Эта цель опосредуется более конкретизированными задачами исследования:
рассмотрение понятия наркотических средств и психотропных веществ;
рассмотрение состава преступления контрабанды наркотических средств и психотропных веществ;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1. Объективная сторона контрабанды наркотических средств и психотропных веществ………………………………………………………………………..
2. Субъективная сторона контрабанды наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………………………………….
3. Квалификация контрабанды наркотических средств и психотропных веществ………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

346743.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Итак, субъективная сторона контрабанды характеризуется  лишь виной в форме прямого  умысла, когда лицо осознает общественную опасность своих действий по незаконному  перемещению через таможенную границу  конкретных товаров и предметов  и желает их совершить. Сознание общественной опасности незаконного перемещения товаров или предметов, оборот которых ограничен или запрещён, означает понимание виновным характера совершаемых им действий52.

Перемещение указанных  предметов через таможенную границу РФ образует состав контрабанды в том случае, если оно совершается помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием. Установление размера контрабанды не является обязательным условием привлечения к уголовной ответственности по ч.2 ст. 188 УК РФ.

 

 

 

 

    1. Квалификация контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.

В ч. 3 и 4 ст. 188 УК предусмотрены основания, влекущие более строгую уголовную ответственность за совершение контрабанды. В ч. 3 ст. 188 УК РФ в числе квалифицирующих признаков контрабанды называются:

  • Использование должностным лицом своего служебного положения;
  • Применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

В Постановлении  Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о контрабанде» от 27 мая 2008 г. № 6 сказано, что «субъектом контрабанды, совершенной с использованием своего служебного положения, являются должностные  лица, осуществляющие контрольные функции на государственной границе, а также иные должностные лица, злоупотребляющие властью или служебным положением в целях незаконного перемещения товаров или иных ценностей»53.

Н. А. Лопашенко  отмечает, что «понятие должностного лица дается в примечании к ст. 285 УК РФ. К таким лицам в основном относят должностных лиц таможенных органов, должностных лиц, освобожденных  от определенных форм таможенного контроля. Последние устанавливаются исключительно ТК РФ. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов его семьи. Освобождается от таможенного досмотра личный багаж депутатов Государственной Думы и Совета Федерации и членов Правительства РФ, если эти лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих депутатских обязанностей»54.

Согласно ст. 3 ФЗ от 21 апреля 1997 г. «О службе в таможенных органах»55, должностными лицами таможенных органов являются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым в установленном законном порядке присвоены специальные звания56. Для того, чтобы действия расценивались как контрабанда, должна быть причинная связь между использованием служебного положения, то есть решение таможенного органа о беспрепятственном пропуске товара, и незаконным перемещением через таможенную границу РФ.

Следующим квалифицирующим  признаком контрабанды является применение насилия к лицу, осуществляющему  таможенный контроль. Специального определения  лица, осуществляющего таможенный контроль, в законодательстве не содержится. Представляется, что в качестве такового может выступать должностное лицо таможенного органа РФ, в обязанности которого входит осуществление функций в соответствии с положениями ТК. Таможенный контроль также осуществляют пограничные войска, поэтому насилие в отношении этих лиц с целью осуществления контрабанды должно квалифицироваться по п. «в» ч. 3 ст. 188 УК. Потерпевшими могут признаваться специалисты и эксперты, которые согласно положениям ТК, привлекаются таможенными органами для оказания содействия при проведении таможенного контроля, при условии, что такие действия осуществлялись ими в процессе перемещения виновными товаров через таможенную границу57.

Под насилием следует  понимать нанесение побоев, совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленное причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью, а также убийство лица, осуществляющего таможенный контроль. Автор полагает, что насилие в этом случае может быть любое, то есть как с расстройством здоровья, так и без. В случае причинения тяжкого вреда здоровью и убийства лица, осуществляющего таможенный контроль, действия виновного должны квалифицироваться по п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ и соответственно по п. «а» ст. 111 или ст. 317 УК РФ58.

Вторую группу более общественно опасных деяний – особо квалифицированный состав образуют деяния, предусмотренные в  ч.1, 2 и 3 ст. 188 УК РФ, совершенные организованной группой. Этот признак не случайно влечет более сильное наказание: статистика показывает, что большинство преступлений по данной статье УК было совершено в составе организованной группы, которой в соответствии со ст. 35 УК РФ признается устойчивая группа лиц, заранее объединившаяся для совершения одного или нескольких преступлений59. То есть, применительно к контрабанде организованной группой признается устойчивая, состоящая из двух и более лиц, сплоченная группа, специально объединившаяся для неоднократного занятия контрабандой60.

Члены организованной группы контрабандистов выполняют различные функции (приобретают товар, предназначенный для незаконного вывоза, подделывают документы, непосредственно перемещают товар через границу и т.д.), но независимо от выполняемой роли они привлекаются к ответственности как исполнители преступления.

Лицо, создавшее  организованную группу контрабандистов  или руководившее ею, подлежит ответственности  за все случаи контрабанды, совершенные  организованной группой, если они охватывались его умыслом. Другие члены организованной группы отвечают лишь за те преступления, в подготовке или в совершении которых они участвовали61.

Изучение судебной практики в различных регионах страны показало, что значительное число  случаев контрабанды совершается  группой лиц по предварительному сговору. Об этом свидетельствуют и данные, приведенные в обзорах судебной практики, выполненных А.А. Гравиной и др.62 «В силу специфики объективной стороны контрабанды, - пишут В. Соболев и С. Душкин, - ее совершение в большинстве случаев оказывается возможным только при соучастии нескольких лиц, что уже само по себе свидетельствует о повышенной опасности деяния»63.

Характерным отличием современных контрабандных действий иногда является их совершение от имени  юридического лица, участника ВЭД.

Как правило, совершению контрабанды наркотических средств предшествует тщательная подготовка. Приготовление к контрабанде наркотиков может заключаться в изучении системы пропуска товаров через таможенную границу, подыскании соучастников, приготовление к последующему незаконному сбыту наркотических средств либо предварительном совершении незаконного приобретения и хранения наркотиков в целях их последующего перемещения через таможенную границу Российской Федерации, подготовке мест сокрытия наркотических средств либо их маскировке. Подготовке транспортного средства либо оборудования в нем специального хранилища (тайника)64.

 Особая тщательность  подготовки присуща контрабандистам  наркотических средств и психотропных  веществ, совершаемой организованными  преступными группировками. Иногда  для оказания  содействия контрабандном перемещении наркотиков через таможенную границу преступники привлекают посторонних лиц, которых используют «в темную», осуществляя негласный контроль за их действиями65

Следует учесть, что контрабанда наркотических  средств, как правило, образует идеальную совокупность с незаконными перевозкой, пересылкой или хранением наркотических средств и психотропных веществ (ст.228 УК РФ) и может сочетаться с иными преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков, такими как незаконное изготовление, приобретение либо сбыт наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228 УК РФ), хищение либо вымогательство наркотических средств и психотропных веществ (ст. 229 УК РФ) и другими. Кроме того, при совершении контрабанды наркотических средств могут совершаться иные преступления, например, такие как получение и дача взятки (ст.ст. 290-291 УК РФ), подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ).

Контрабанда, как  было отмечено ранее, относится к числу так называемых «таможенных преступлений» или преступлений в сфере ВЭД, поэтому отграничение следует проводить со следующими составами преступлений:

  • Ст. 189 «Незаконный экспорт и передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации. Незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники»;
  • Ст. 190 «Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран»;
  • Ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»66.

Определяющим  критерием разграничения является предмет преступления. Предметом  преступления согласно т. 188 УК РФ являются товары или иные предметы в крупном размере, а согласно ст. 194 УК РФ – платежи за провозимые товары в крупном размере и особо крупный размер.

Кроме этого, различие составов можно провести по объективной  стороне. Если объективная сторона контрабанды может быть только в форме действия, то уклонение от уплаты таможенных платежей представляет собой, по мнению одних авторов67, не более чем юридическое бездействие, то есть неисполнение соответствующей обязанности, а по мнению других, может выражаться в заявлении в документах недостоверных сведений о стоимости товара, занижении их размера, что дает основание для освобождения от таможенных платежей и пр.68

При контрабанде  нарушаются правила перемещения  товаров через таможенную границу  РФ, и эти действия могут быть совершены только на таможенной границе, а при незаконном экспорте имеет место нарушение специальных правил. Поэтому если незаконный экспорт перечисленных в диспозиции статьи предметов осуществляется через таможенную границу с нарушением правил перемещения, перечисленных в диспозиции статьи о контрабанде, то имеет место совокупность вышеназванных преступлений. Однако, представляется, что при наличии нарушений правил экспорта перемещение через таможенную границу страны может совершаться с соблюдением правил перемещения. Тогда содеянное подлежит квалификации лишь по ст. 189 УК РФ69.

Вопрос о  разграничении с другими составами  с незаконным оборотом наркотиков и  психотропных веществ следует решать исходя из того, что совершение контрабанды  возможно лишь на таможенной границе. Поэтому если имеет место незаконные действия в части оборота вышеперечисленных предметов, а также их перемещение через таможенную границу, то должна быть квалификация по совокупности – как контрабанда и по соответствующей статье УК РФ70. В п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами говорится: «Действия, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также наркотикосодержащих растений или их частей, при незаконном перемещении этих средств, веществ и растений через таможенную границу РФ, подлежат дополнительной квалификации по ст. 188 УК РФ». 

 

 

заключение

Российская  Федерация имеет столь протяженные  границы и через них проходит настолько большой поток международного туризма и торговли, что весьма трудно проверить, не говоря уже о  том, чтобы досмотреть, всех въезжающих и выезжающих лиц, все автомобили и суда.

В данной работе были рассмотрены понятие и особенности  наркотических средств и психотропных веществ, раскрыты особенности уголовно-правовой характеристики контрабанды наркотических  средств и психотропных веществ, особенности квалификации состава преступления контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.

Проведя анализ всего исследуемого материала по данной теме, можно сделать некоторые  выводы. Контрабанда наркотических  средств – это уголовно-наказуемое, тяжкое преступление, причиняющее существенный ущерб ВЭД, а также общественной безопасности, нравственности населения, жизни и здоровью человека. Существует ряд проблем, связанных с квалификацией данного преступления. Зачастую контрабанда наркотиков образует совокупность с другими составами преступлений, например, незаконное хранение, сбыт, производство наркотических средств.

Таможенные  органы в силу расположения на границах государств, являются естественным барьером для незаконного перемещения  наркотиков. В этих условиях важно иметь хорошую профессиональную подготовку и надежные источники информации, с тем, чтобы повысить эффективность борьбы с наркобизнесом, в том числе и с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ.

 

 

список использованных источников

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – М., 2009. – 47 с.
  2. Таможенный кодекс Российской Федерации. – М., 2004. – 180 с.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. – М., 2004. – 160 с.
  4. ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах»
  5. Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 – Российская газета от 04.05.93 г.
  6. Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. (Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР от 14 декабря 1964 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1970.
  7. Конвенция о психотропных веществах от 24 февраля 1971 г. (Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 26 декабря 1978 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1981.
  8. Сборник постановлений Пленумов ВС РФ по уголовным делам / Сост. С.Г. Ласточкина. – М., 2008. – 740 с.

Информация о работе Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ