Коррупция в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:47, доклад

Краткое описание

Уже более четырнадцати лет Казахстан ведет непримиримую и более-менее успешную борьбу с коррупцией. От этой борьбы, наверное, устали все, народ и власть, борцы и сами коррупционеры. Одним из методов борьбы с коррупцией является обязанность государственных служащих и приравненных к ним лиц представлять ежегодные декларации о доходах и имуществе. В этой декларации госслужащим необходимо указывать имущество, находящееся на праве собственности, такое как деньги, ценные бумаги, недвижимость, транспортные средства и другое.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад Зауре коррупция.doc

— 32.50 Кб (Скачать файл)

Уже более четырнадцати лет Казахстан ведет непримиримую и более-менее успешную борьбу с  коррупцией. От этой борьбы, наверное, устали все,  народ и власть,  борцы и сами коррупционеры.

Одним из методов борьбы с коррупцией является обязанность  государственных служащих и приравненных к ним лиц представлять ежегодные декларации о  доходах и имуществе. В этой декларации  госслужащим необходимо указывать имущество, находящееся на праве собственности, такое как деньги, ценные бумаги, недвижимость, транспортные средства и другое.   Таким подходом, законодатель пытался контролировать и установить состав имущества субъектов антикоррупционного законодательства. Но  декларация в таком формате совершенно беспомощна в борьбе с коррупцией, так как госслужащие  без проблем обходят такой барьер при помощи регистрации права собственности на имущество на третьих лиц, как обычно родственников. Тем самым, недобросовестные госслужащие, приобретая имущество, регистрируют его на подставных лиц, и таким образом, фактически являясь собственниками имущества, такие госслужащие не отражают данное имущество в декларации о доходах и имуществе.

Для полноценного контроля за имуществом госслужащих и источниками  приобретения имущества  необходимо расширить перечень имущества, подлежащего  декларированию и обязать декларировать не только имущество, находящееся на праве собственности, но и имущество, находящееся во владении и пользовании. То есть, нужно ввести норму в законодательство о том, что госслужащие и члены их семей отражают в декларации также и то  имущество, которое юридически  не оформлено на них, но которым они фактически владеют и пользуются. Наиболее ярким примером такого имущества являются недвижимость и транспортные средства. Думаю, найдется множество примеров, когда госслужащие или члены их семей являются  юридическими собственниками однокомнатной панельной квартиры и старенького автомобиля, а фактически являются собственниками элитных квартир,  особняков и лимузинов. В случае же введения декларирования используемого  имущества,  госслужащие обязаны будут отражать в декларации и то имущество, которым они фактически пользуются, то есть дома и квартиры, в которых они живут и автомобили, на которых они ездят.  В случаях, если имущество фактически находится  в собственности госслужащего, а оформлено на третье лицо, то необходимо проводить проверки для установления причин, по которым третье  лицо предоставило имущество госслужащему для владения и пользования. Также нужно будет проверить источники доходов третьего лица и все обстоятельства приобретения имущества этим третьим лицом.

Сведения о фактическом  имуществе должны носить публичный  характер и размещаться  на специальном  веб-сайте. Такая публичность позволит узнать гражданам об фактических  условиях и уровне жизни каждого  госслужащего и членов их семей. Также такая публичность выявит нечестных госслужащих, которые сообщили недостоверную информацию о фактическом имуществе.  Контроль за этим процессом  нужно будет предоставить службам внутренней безопасноости - это позволит избежать какого-либо давления на такой орган со стороны нечестных госслужащих.

Необходимо мониторить изменения материального положения государственных служащих.

И, второй момент это испытание потенциальных взяткополучателей на устойчивость к проявлению коррупции. В странах с низким уровнем коррупции подобные мероприятия проводятся давно. Однако правовые последствия подобных операций разные. Так, если то или иное должностное лицо, в отношении которого было проведено мероприятие на его устойчивость против коррупции, не удержалось, соблазнилось и приняло подношение от псевдовзяткодателя, то это лицо подлежит увольнению с должности, но ни в коем случае не привлекается к уголовной ответственности за получение взятки. Подобная проверка проводится по отношению к тем должностным лицам, чья служба в госорганах наиболее подвержена коррупции либо в отношении которых поступили сигналы от граждан, дающие основания для сомнений в их чистоплотности.

Казахстан заимствует зарубежные методы и средства борьбы с негативным явлением, не дожидаясь того, когда будет совершено преступление коррупционного свойства морально неустойчивым должностным лицом, способным в определенный момент преступить правовой запрет.

Вместе с тем в нашем  законодательстве подобные вопросы и, в частности, правовые последствия провоцирования на получение взятки не отрегулированы, что вызывает множество споров и судебно-правовых коллизий.

Органы уголовного преследования, осуществив провокацию на дачу-получение  взятки в отношении того или иного должностного лица и зафиксировав этот факт посредством получения заявления от псевдовзяткодателя, возбуждают уголовное дело, задерживают его и привлекают к уголовной ответственности. Подобным действием они повышают свои показатели борьбы с коррупцией, а государство получает очередного «сидельца», который стал жертвой имитированного деяния. Во избежание подобного негатива надлежит заимствовать у передовых стран, успешно борющихся с мздоимством, не только методику и средства превенции коррупции, но и их нормативно-правовую базу. К сожалению, в этом плане мы сильно отстаем, а отсюда и все негативные последствия, связанные с провокацией на дачу взятки.

Полагаю возможным наделить подразделения органов Агентства  РК по делам государственной службы правом на проведение мероприятий на устойчивость к проявлению коррупции госслужащих всех уровней и категорий. Также считаю, что лиц, уволенных по мотиву неустойчивости к проявлению коррупции, надлежит тщательно проверять на предмет законности происхождения всего его имущества, приобретенного в период его службы в соответствующих госорганах и пр.

В целях успешного противостояния коррупции Правительством РК во исполнение положения п. 2-1 ст. 7 Закона РК «О борьбе с коррупцией» недавно были утверждены Правила поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией, от 23 августа 2012 г. № 1077. Полагаю, что новая форма и способ выявления и пресечения преступлений, наряду с уже существующими, придаст новый импульс в борьбе с этим весьма опасным для общества явлением.

 

 

 

 


Информация о работе Коррупция в Казахстане