Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов (статьи 228, 228-1, 228-2 УК РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 08:45, дипломная работа

Краткое описание

Вышеизложенное обусловило цель дипломной работы, которая состояла в изучении постоянно обновляющейся нормативной базы и теоретических разработок, а также практической деятельности правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Для достижения намеченной цели автором ставились и последовательно решались следующие задачи:
√ исследовать современную нормативно-правовую базу в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств или психотропных веществ, а также проблем, возникающих в этой сфере;
√ обобщить и провести анализ судебно-следственной практики по делам о незаконной перевозке, пересылке, хранении либо сбыте наркотических средств или психотропных веществ;
√ проанализировать и дать оценку изменениям, внесенным в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом № 162-ФЗ от 8.12.2003 г. в отношении статьи 228.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМИ ПЕРЕВОЗКОЙ, ПЕРЕСЫЛКОЙ, ХРАНЕНИЕМ ЛИБО СБЫТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЛИ ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 8
1.1. Определение общих понятий 8
1.2.Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (статья 228 УК РФ) 14
1.2.1.Объект и объективная сторона преступления 14
1.2.2.Субъект и субъективная сторона преступления 23
1.3.Проблемы квалификации и расследования преступлений, предусмотренных статьей 228 УК РФ 27
ГЛАВА II.АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 228-1 «НЕЗАКОННЫЕ ПРОИЗВОДСТВО, СБЫТ ИЛИ ПЕРЕСЫЛКА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ» 36
2.1.Объект и объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 228-1 УК РФ 36
2.2.Субъект и субъективная сторона преступления 50
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 228-2 УК РФ «НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЛИ ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 52
3.1.Объект и объективная сторона преступления 52
3.2.Субъект и субъективная сторона преступления 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

Вложенные файлы: 1 файл

НАРКОТИКИ 2.docx

— 117.58 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

Незаконный оборот наркотических средств и 

психотропных  веществ и их аналогов

(статьи 228, 228-1, 228-2 УК РФ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2005 г.

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И  Е:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Уголовно-правовые меры борьбы с незаконными перевозкой, пересылкой, хранением либо сбытом наркотических средств или психотропных веществ 8

1.1. Определение общих  понятий 8

1.2.Уголовно-правовая характеристика  преступлений в сфере оборота  наркотических средств, психотропных  веществ и их аналогов (статья 228 УК РФ) 14

1.2.1.Объект и объективная  сторона преступления 14

1.2.2.Субъект и субъективная  сторона преступления 23

1.3.Проблемы квалификации  и расследования преступлений, предусмотренных  статьей 228 УК РФ 27

Глава II.Анализ положений  статьи 228-1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических  средств, психотропных веществ или  их аналогов» 36

2.1.Объект и объективная  сторона преступления, предусмотренного  статьей 228-1 УК РФ 36

2.2.Субъект и субъективная  сторона преступления 50

Глава III. Анализ положений  статьи 228-2 УК РФ «Нарушение правил оборота  наркотических средств или психотропных веществ 52

3.1.Объект и объективная  сторона преступления 52

3.2.Субъект и субъективная  сторона преступления 60

Заключение 61

Список литературы 66

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы дипломной работы. В течение последних 10-15 лет в нашей стране проблему наркотиков смело можно отнести к социально приоритетной теме. Наркобизнес и наркомания активно обсуждаются в средствах массовой информации, ученых кругах, властных структурах и пр.

Ситуация в сфере незаконного  оборота наркотиков всё более  обостряется и является наиболее серьёзной и глобальной проблемой  в современной России. Наркомания и связанная с ней преступность приобретает всё более значительные масштабы и сказывается на морально - психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок. Данное утверждение можно подтвердить рядом исследований и экспертных оценок, в соответствии с которыми число лиц, регулярно потребляющих наркотики, достигает в стране 2 млн. человек, а число лиц, пробовавших наркотики, - ещё  4 млн. человек.

Таким образом, проблема наркомании в  России приобрела сегодня общенациональное значение.

Изначальные писаные законы, которые  с большой степенью вероятности  можно отнести к юридическим  мерам, направленным на пресечение изготовления, хранения, сбыта и иного использования наркотиков без ведома государства, можно обнаружить еще в древних памятниках права. К их списку относятся различные варианты  Княжеских уставов, Княжеские грамоты.

Во всех редакциях Русской Правды (Пространная Правда или Правда Руськая; Сокращенная Правда или Правда Роськая) нет статей, прямо указывающих на такого рода правонарушения. Однако другая картина обнаруживается в более поздних источниках отечественного права, например, Уставе князя Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных»1, Уставе князя Ярослава Владимировича «О церковных судах»2, где регламентация вышеуказанных деяний зафиксирована. В частности, согласно ст. 9 Устава князя Владимира Святославовича зелинничьство запрещается, а ст. 16 возлагает лечение больных на церковных людей.

В течение трехсотлетнего периода  самодержавия семьи Романовых, российской государственности также приходилось реагировать на все расширяющееся распространение наркотиков среди населения Империи. Это выражалось в первую очередь в постепенном развитии системы антинаркотических норм права, правда, без должной унификации и кодификации законодательства.

Законодательство СССР на разных этапах по разному решало вопрос об уголовной  ответственности за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами. Так, в УК РСФСР 1922 года отсутствовал состав преступления, устанавливающий ответственность за незаконные действия с наркотиками. Однако применялась статья 215 УК РСФСР, устанавливающая уголовную ответственность за приготовление, хранение и сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ в виде штрафа или принудительных работ.3

Постановление СНК РСФСР от 6 ноября 1924 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами» запрещало  свободное обращение всех сильнодействующих  веществ, разрушающих народное здоровье: кокаин, морфин, героин и др. 22 декабря 1924 года в УК РСФСР была введена статья 140-д: «Изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения - карается лишением свободы на срок до 3 лет»; то же преступление, совершённое в виде промысла наказывалось лишением свободы на срок не менее 3 лет со строгой изоляцией. Статья 104 УК РСФСР 1926 года устанавливала ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфина, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения и предусматривала наказание в виде лишения свободы или исправительно - трудовых работ на срок до 1 года. Занятие указанной деятельностью в виде промысла предусматривало наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет со строгой изоляцией.

В УК РСФСР 1960 года предусматривал ряд  составов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: преступления, нарушающие порядок использования наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических средств; хищение наркотических средств и другие.

Развитие отечественного законодательства в данной сфере соответствовало общемировым тенденциям. Еще в 1912 году, в Гаване, была подписана первая международная конвенция по запрещению опиума. После её подписания многие страны приняли национальные законодательства, запрещающие или ограничивающие производство, импорт, хранение и использование наркотиков. В 1925 - 1953 годах был принят целый ряд международных документов, ограничивающих наркобизнес и злоупотребление наркотиками: 1925 - Женевская международная конвенция по запрещению опиума; 1931 - Женевская международная конвенция об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств; 1936 - Женевская международная конвенция по борьбе с незаконным оборотом вредных лекарственных веществ4; 1946 год - создана комиссия ООН по наркотическим средствам5 и другие6.

В 1963 г. СССР присоединяется к Единой конвенции ООН о наркотических средствах 1961 г., которая обеспечивает на международном уровне систему контроля за оборотом наркотиков, разрешает использовать запрещенные наркотики только в медицинских и научных целях. В 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР вводит в действие Указ об усилении борьбы с наркоманией, который сыграл очень позитивную роль. Через десять лет этот указ был дополнен важными законодательными положениями. В 1987 г. в УК СССР были включены некоторые новеллы, направленные, в частности, на противодействие с помощью мер так называемой двойной превенции условиям, способствующим приобщению к потреблению наркотиков и психотропных веществ. Но только в УК 1996 г. законодатель предусмотрел большой комплекс мер уголовно-правовой борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Очередными этапами законодательной  борьбы с незаконным оборотом наркотиков стали Федеральный закон «О наркотических  средствах и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 8 января 1998 года (вступил в действие 14 апреля 1998 г.)7 и Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 24 сентября 2002 года № 10688, который постановил в рамках МВД создать Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, который обеспечил бы исполнение на территории Российской Федерации законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотиков, а также Федеральный закон № 162-ФЗ от 08.12.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»9, предусмотревший существенные изменения в статье 228 УК РФ.

Вышеизложенное обусловило цель дипломной работы, которая состояла в изучении постоянно обновляющейся нормативной базы и теоретических разработок, а также практической деятельности правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Для достижения намеченной цели автором ставились и последовательно решались следующие задачи:

√ исследовать современную нормативно-правовую базу в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств или психотропных веществ, а также проблем, возникающих в этой сфере;

√ обобщить и провести анализ судебно-следственной практики по делам о незаконной перевозке, пересылке, хранении либо сбыте наркотических  средств или психотропных веществ;

√ проанализировать и дать оценку изменениям, внесенным в Уголовный  кодекс Российской Федерации Федеральным  законом № 162-ФЗ от 8.12.2003 г. в отношении  статьи 228.

 Теоретической основой работы послужили труды отечественных специалистов, законодательные акты Российской Федерации, материалы судебной практики по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

 

Глава I. Уголовно-правовые меры борьбы с незаконными перевозкой, пересылкой, хранением либо сбытом наркотических средств или психотропных веществ

1.1. Определение общих понятий

 

В Российской Федерации существует пять видов веществ, незаконный оборот которых преследуется в рамках уголовного законодательства: наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры, сильнодействующие и ядовитые вещества.

Наркотические средства и психотропные вещества не определены в Уголовном кодексе Российской Федерации как таковые. Все понятия, связанные с родовым определением, содержатся в Федеральном Законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 8 января 1998 года10 (статья 1). Однако делается ссылка на Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, который был утвержден в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г., № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»11 и Единую Конвенцию наркотических средствах от 1961 г. Перечень 1998 г. в значительной степени соответствует тем Конвенциям ООН, в которых Российская Федерация является участником. В Перечне 1998 г. перечисляются психотропные вещества, подлежащие контролю в России. Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ также подлежат контролю, если они внесены в Перечень 1998 г.

Перечень издается в соответствии с Конвенцией ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических  средств и психотропных веществ» 1988 г. В этом списке предусмотрено 3 перечня:

Перечень № 1 (сводный), содержащий более 230 наименований, Перечень № 2 наркотических  средств из сводного перечня, одновременно отнесенных к наркотическим лекарственным  средствам (амфетамин, кодеин, таблетки от кашля, промедол и др.). Перечень № 3 наркотических средств из сводного перечня, запрещенных для посевов и выращивания и для применения на людях (героин, каннабис, лизергиновая кислота и ее препараты, опийный мак, эфедрон и др.).

Правовое положение Сводной  таблицы является глубоко дискуссионным  в российской правовой доктрине. Во-первых, Сводная таблица не является нормативно-правовым актом, но всего лишь рекомендацией, принятой Постоянным комитетом, который не уполномочен принимать нормативные акты. Одним словом рекомендации Постоянного комитета не имеют силы закона. Равно как они не публикуются официально, и широкая общественность имеет о них точное представление лишь потому, что Верховный Суд Российской Федерации издает рекомендации или изменения в своем бюллетене. Во-вторых, для большей части наркотических средств из Списков размеры или количества, которые представляют владение в крупных размерах, мизерны сами по себе и сильно сокращены по сравнению с аналогичной Таблицей, ранее подготовленной Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения СССР «Об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам наркотических средств, обнаруженных в незаконном хранении или обороте».12 Более подробно мы рассмотрим этот вопрос в п.1.3. Главы 1.

Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, лекарственные препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года. Психотропные вещества - это в основном вещества из Списков 2 и 3 Конвенции о психотропных веществах 1971 года, в настоящее время находящихся в перечнях 1 и 2 Списка наркотических средств. Постоянный комитет по контролю наркотиков 9 октября 1996 года утвердил список психотропных веществ, состоящий из 14 наименований (амобарбитал, фен-метразин, пентабарбитал, декстрометорфан, ципепрол, кетамин, этминал натрия (нембутал) и др.).

Информация о работе Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов (статьи 228, 228-1, 228-2 УК РФ)