Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:56, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «античная философия» занимает очень важное место в курсе философии. Это первооснова, начало возникновения философии. Она дала толчок для образования современной философии, для возникновения взглядов и мировоззрения людей на мир и на себя. В принципе эта тема достаточно изучена в литературе по философии.

Содержание

Введение ..................................................................................................................3
1. Классический этап античной философии: Платон. Учение об идеях, утопия ……………………………………........................................................... 5
2. Аристотель: критика теории идеи, метафизика............................................. 7
3. Эллино-римский период (эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатоники)………………………………………………………………… 9
Список литературы ........................................................................................... 12

Вложенные файлы: 1 файл

основы философии.docx

— 31.49 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Кемеровский профессионально-технический колледж

(ГОУ СПО КПТК)

Отделение заочного обучения

 

 

ЛОКАЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТИ

 

Контрольная работа

По дисциплине «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

 

 

 

Исполнитель: Коротаев А.П,

студент группы П131

Зач .книжка  № 103

Преподаватель:

Смотрин Д.С

 

 

Кемерово 2014

 

Оглавление

Введение ..................................................................................................................3

1.   Классический этап  античной философии: Платон. Учение  об идеях, утопия ……………………………………........................................................... 5

2. Аристотель: критика теории  идеи, метафизика............................................. 7

3. Эллино-римский период (эпикурейцы, стоики, скептики,   неоплатоники)…………………………………………………………………     9

Список литературы ........................................................................................... 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «античная философия» занимает очень важное место в курсе философии. Это первооснова, начало возникновения философии. Она дала толчок для образования современной философии, для возникновения взглядов и мировоззрения людей на мир и на себя.                                                     В принципе эта тема достаточно изучена в литературе по философии.  Как об основополагающей, о ней уже очень много написано и раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Хотя конечно, нет ни одной науки, а философию можно по части отнести к науке, т. к. она имеет дело с понятиями, законами, принципами и теориями, которая ответила бы полностью на все вопросы и философия не исключение. Философия нужна людям разных специальностей. Это вызвано тем, что она дает знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучает правилам мышления, формирует мировоззрение, заставляет задумываться над смыслом бытия. Она помогает человеку найти свое место в жизни не столько в материальном, сколько в душевном и духовном плане, как разумному и чувствующему существу. Если не изучать философию, то человек, даже будучи, отличным специалистом в своей области, останется достаточно ограниченным, не выходящим за узкие рамки своих суждений о мире, бытие, хотя конечно кое-кому можно прожить и без нее, не задумываясь ни о чем.  Изучение философии – это трудный путь к образованности человека. Поскольку весь жизненный путь человека – это познание мира и самопознания, мучительных исканий истины, творческих удач и обретений, то без знаний, прежде всего о человеке, его месте в мире, смысле жизни и призвании, разностороннему, образованному человеку не обойтись.                                                                                                      Философия – это наука о всеобщем. Можно еще сказать, что философия есть наука о мире в целом. Но то целое, которым занимается философия, она

3

видит и в просторах Вселенной, и в человеке, и в одной-единственной элементарной частице. Человек действует, реализуя свое миропонимание. В своих действия человек символизирует философию, которая воплощается, преобразуется в объекты, в творения человека. Наша цивилизация является дочерней по отношению к античности. Античная философия входит в философию как историческая часть, один из этапов философии, который длился примерно с VII в. до н.э. (начиная с милетской школы) до феодальной эпохи (средневековье) V вв. н.э.                                                                   Философия выросла из мифов, которые повествовали о происхождении и творении мира, в которых широко использовались антропо- и зооморфные образы без какой-либо четкой рациональной мотивировки. По мере усиления рациональных мотивировок из мифологии стала образовываться философия. Античная философия разделяется на три периода развития: древне-греческий (VII–V вв. до н.э.), классический (со 2 пол. V в. до н.э. по IV в. до н.э.) и эллино-римский (поздняя античность: с IV в. до н.э. по V в. н.э.). В античную философию входят такие школы и учения как: Платона, Аристотеля, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.                                            Цель написания данной контрольной работы – это дать представление об античной философии, некоторых ее школах и сущности их учения.            Задачи:

1.      Дать представление  о классическом этапе античной  философии.

2.      Охарактеризовать  учение об идеях, утопию Платона.

3.      Рассказать  о критике теории идеи и  метафизике Аристотеля.

4.      Дать понятие  об эллино-римском периоде античной  философии, его основных философских  школах (эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатоники).

4

1.  Классический этап античной философии: Платон. Учение об идеях, утопия.                                                                                                                    Античная философия – совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе начиная с 7 в. до н.э. вплоть до начала 6 в. н.э. Рассмотрим первый период античной философии, который называют классическим этапом. Он длился со 2 пол. V в. до н.э. по IV в. до н.э. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов – Сократа, Платона.                                                                                                                         Даже те, кто очень мало слышал и знает о философии, в том числе, античной, тем не менее, хоть раз в жизни слышал такое имя, как – Платон (427–347 гг. до н.э.). Это выдающийся мыслитель античности. Он воспринял сократовский метод спора, доведя его до совершенства, и учение об общечеловеческой истине использовал для решения основных проблем бытия: как устроен мир, каковы причины развития и т.д.                                 Главным достижением Платона стала разработка концепции, в соответствии с которой помимо нашего чувственного мира, который мы видим, слышим и т.п. существует еще мир сверхчувственный – мир идей, который есть лишь отпечатки невидимого мира, не данного нам в ощущениях.   Платон соглашался с Гераклитом, что в нашем мире все течет и изменяется, но мир идей неизменен, как неизменны боги. Он соединил диалектику Гераклита с понятиями Сократа и атомами-идеями Демокрита, выделил чувственный и постигаемый миры, Платон придал первому свойство становления, а второму – подлинного существования.  Платон мечтал создать всеобъемлющую концепцию мира. Платоновская космогоническая картина подвела своеобразный итог натурфилософии природы в IV в. до н.э. По Платону, мировая душа в своем исходном состоянии делится на стихии – огонь, воздух, землю; в центре Космоса – Земля. Космос – это одаренное разумом живое существо. Размышляя об обществе, Платон использует концепцию идей.

5

 Величайшим благом  является справедливость, несправедливость  – это зло. Справедливое государственное  устройство Платон «выводит»  из трех частей души: разумной, аффективной и вожделеющей.                                             Подводя итог, можно разделить идеи Платона на пять пунктов, из которых только последний, пятый пункт не выдержал критики времени:                       1.      Идея вещи есть смысл вещи. Это является ответом на вопрос, что такое данная вещь.                                                                                                                 2.      Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество                            3.      Идея вещи есть та общность составляющих ее особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи.                                                                                 4.      Идея вещи невещественна. Понимается это как то, что любая вещь имеет три состояния (газ, жидкость, твердое тело), а идея вещи не может иметь физических свойств.                                                                                              5.      Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба. В качестве недостатков учения об идеях Платона можно сказать, что он рассматривает теории идеи в отрыве от всякого их и научного, и вообще реально-жизненного назначения.                                                                              Утопия Платона заключается в том, что, веруя в человеческий разум, уповая на всемогущую силу идеального мира и имея наивную убежденность о достаточности правильно созерцать идеи, можно добиться того, что уже вся общественная жизнь станет идеальной. Поэтому во главе проектированного им идеального государства стоят не кто иные, как именно философы, которые созерцают свои вечные идеи и на основании этого созерцания управляют всем государством.

6

2. Аристотель: критика  теории идеи, метафизика.

Классический период античной философии связан также с деятельностью еще одного выдающегося греческого философа – Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), взгляды которого явились вершиной древней философии.               Аристотель продолжил линию преемственности, которая началась с Сократа. В целом ряде отношений Аристотель выступает вроде бы как решительный противник Платона. Аристотель не отрицал существования идей, но во многом отойдя от своего учителя Платона, считал, что они находятся внутри отдельных вещей как принцип и метод, закон их становления, энергия, фигура, цель. Аристотель соединил мир идеальных сущностей и вещей. Платоновские идеи он назвал «формами», когда идея вещи и сама вещь находятся в органическом единстве. За материей (хюле) Аристотель оставил пассивное начало, а за бестелесными формами – активное, заявив об их неразрывности.                                                                                               Определяя материю как возможность и развивая взгляды своих предшественников на элементы, из которых состоит мир, Аристотель выделял в качестве основы первоматерию. Она наделена двумя парами противоположных качеств: теплое и холодное, сухое и влажное. Комбинации этих свойств дают четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Каждое тело образуется из этих стихий, которые могут трансформироваться одна в другую. К четырем стихиям Аристотель добавлял квинтэссенцию – божественный эфир, из которого состоят вечные тела – звезды и небо. Теорию идей он понимал не как Платон, а подправив ее. Идея вещи, по Аристотелю, находится внутри самой же вещи. Аристотель четко различает как общее и единичное, так и необходимое и случайное.                                                                                                           Явление, окрашивающее всю философию Аристотеля весьма специфически, это его формулировка понятия «организм». По нему, это такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность

7

присутствует субстанциально.  Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма. 1-й его принцип – это эйдос или форма, это эйдетический или идеальный принцип. 2-й – материя и форма. 3-й принцип Аристотеля – учение о мере, которое оказывается нее только просто количественным и вовсе не просто качественным принципами, но, прежде всего, принципом эйдетическим, равно как и принципом причинно-целевым, не говоря уже о его материальности. 4-й принцип включает у него материю и случайность. Сформулировав эти четыре принципа в более общей форме, можно сказать, что каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.                                                                                                                    В своем учении об обществе Аристотель более конкретен и дальновиден, чем Платон, хотя вместе с ним он и считает, что смысл жизни не в удовольствиях, не в счастье, а в осуществлении требований разума на пути к благу, но вопреки Платону благо должно быть достижимым, а не потусторонним идеалом. Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается общая польза) и неправильные (где имеется ввиду лишь польза для некоторых).                                                       Для Аристотеля более важен реальный мир, чем мир идеалов.                             Он систематизировал и приблизил к реальности учение Платона. В вещи Аристотеля неразрывно слиты идея и действительность, в отличие от философии Платона, ориентированной на мир мысли, идеалов.            Философия Аристотеля является ориентированной на мир реальный, действительный. По Аристотелю, как форма неотделима от самой вещи, так душа человека неотделима от тела и смертна. Философия Аристотеля является ориентированной на мир реальный, действительный. Она определяется тем, что для него всякая жизнь и всякое бытие до последней глубины пронизано смыслом, а этот смысл тоже всегда заряжен теми или иными жизненными потенциями. Он считал, что все, находящееся за явлениями чувственного мира, за физикой является, метафизикой.

8

3. Эллино-римский  период (эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатоники).

Следующий период развития – это эллино-римский. По-другому он называется поздняя античность. Длился с конца IV в. до н.э. по V в. н.э. В нем можно рассмотреть два этапа: эллинистический (конец IV–II вв. до н.э.) и римский (I в. до н.э. – V в. н.э.).  Позднее возникает и развивается неоплатонизм (в III–V столетиях н.э.). В эллино-римские период входят такие учения как: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.                        В этом периоде, конечно, нельзя не конкретизировать уже выработанные в классике представления, в том числе их идейно-смысловой характер. Философия этого периода была призвана как-то сориентировать эллина (т.е. древнего грека, а именно, подразумевается сам человек, субъект) в мире со все более новыми изменениями. В этой связи надо рассмотреть три главных философских течения эпохи раннего эллинизма: эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.                                                                                                                Эпикур (341–270 гг. до н.э.) – греческий философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. Он отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Эпикур вносит оригинальные изменения в атомизм Левкита-Демокрита: для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью, он вводит понятие спонтанного «отклонения» атома от прямой линии.                                          Эпикур, выступивший в борьбу с Аристотелем, создал в свое время школу «Сад Эпикура», где он учил философии на равных правах даже женщин и рабов, чего не могло быть у Платона и Аристотеля. Главным для Эпикура было практическое значение философии – прикладная философия. Он считал, что атомы различаются не только по величине и форме, но и по весу, а также имеют части, но не делимы из-за абсолютной непроницаемости.

9

Также полагал, что бесконечно лишь количество атомов, а не форм.                                                                                  Считал, что стимулом динамических удовольствий является желания, делил желания на естественные (необходимее и не необходимые) и вздорные. И задавался при этом вопросом, а все ли желания следует .У Эпикура разум подчинен телу, а не наоборот, как у Сократа, Платона, Аристотеля. Популярности Эпикура особенно поспособствовала поэма «О природе вещей» Лукреция Кара (ок. 99 г. – ок. 55 гг. до н.э.), которая излагает взгляды Эпикура в поэтической, доступной форме. Если рассматривать стоицизм как философское направление, то оно просуществовало с III в. до н.э. до III в. н.э. Главными представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский (ок. 336–264 гг. до н.э.), Клеанф и Хрисипп. Позднее в качестве стоиков прославились Плутарх, Цицерон (106–43 гг. до н.э.), Сенека (ок. 5 г. до н.э. – 65 г. н.э.), Марк Аврелий (121–180 гг. н.э.). Взгляды римских стоиков отличались от греческих по тональности – силой своего чувства и выразительностью поэзии, – и это объяснялось изменением социальных условий. У них ведущими чертами становится не гордость, достоинство, а, скорее, слабость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность. Главный вопрос для них состоит в определении места человека в Космосе. После долгих раздумий они приходят к выводу, что законы бытия неподвластны человеку, человек подвержен року, судьбе.                                                                                         Можно выделить главные моменты стоической картины мира:                                        1) Космос – это огненный организм; 2) человек существует в рамках космических законов, отсюда его фатализм, судьбоносность, своеобразная любовь к тому и другому; 3) смысл мира и человека – лектон, значимость слова, которая нейтральна как к психическому, так и к физическому;             4) понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии (греч. невозмутимости).     

10

Скептицизм (греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий, критикующий) – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.  Постепенно все большее влияние стали приобретать отрицавшие возможность что-либо доказать – скептики. Главным аргументом античных скептиков являлось существование разных точек зрения по различным вопросам, а какая из них является истинной, определить невозможно. Они отрицали возможность доказать предпочтительность одного мнения другому и воздерживались от суждений. Из известных скептиков выделяется Пиррон (ок. 360 – ок. 280 гг. до н.э.). Для скептиков также, как и для стоиков, важна атараксия (невозмутимость, хладнокровие, спокойствие), но ими она обретается не через знание, а через отказ от него                                                             Неоплатонизм – реакционная философия эпохи упадка Римской империи (3–6 вв. н.э.). Идеалистическая теория идей Платона приняла в неоплатонизме форму учения о мистической эманации (излучении, истечении) материального мира из духовного первоначала.                                                  Наиболее видным представителем платонизма был Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.                              Неоплатоники стремились дать философскую картину всего существующего, в том числе Космоса в целом. Нельзя понять жизнь субъекта вне Космоса, равно как и жизнь Космоса без субъекта. Существующее устроено иерархически: Единое-Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место в иерархии принадлежит Единому-Благу.                                                                                  Неоплатоники везде видят гармонию и красоту, за них фактически ответственно Единое-Благо. Неоплатонизм сумел дать довольно синтетическую картину современного ему античного общества. Это был последний расцвет античной философии.

Информация о работе Античная философия