Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 17:46, контрольная работа

Краткое описание

1. Философия милетской школы.
2. Гераклит и элейская школа о диалектике.
3. Философия Платона.
4. Философия Аристотеля.
5. Философия Демокрита.

Вложенные файлы: 1 файл

ПКЗ2.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

     Боги, сотворив души, поместили их на звездах, в наднебесье. Именно там души видели настоящее устройство мира, они пребывали в царстве идей, они созерцали истину и уже все знали. Но попав в тело, душа забывает о своей жизни в наднебесье. Задача обучения – не научить человека чему-то заново, а помочь вспомнить, что его душа знала изначально. Познание – это припоминание.

     Почему  же одни люди более способны к обучению, а другим науки не даются, несмотря на все старания и усилия учителей?  Для объяснения этого факта Платон опять прибегнул к поэтическим образам. Душа человека состоит из трех частей: разумной, волевой и вожделеющей. Ее можно сравнить с колесницей с двумя крылатыми конями и возницей. Возница – это разум, один трепетный скакун – это волевая душа, а другой, больше похожий на тежеловоза – вожделеющая, или чувственная, душа. После смерти тела колесница (душа) вылетает на простор, причем возница (разум) стремится увидеть прекрасный мир идей, понять устройство космоса. Но вожделеющая часть души рвется назад, в чувственный мир, она тянет колесницу, где остались привычные наслаждения и радости. Поэтому те души, в которых возница оказалась достаточно умела, а волевая часть души сильна, оказываются в мире идей, созерцают его и могут оставаться там некоторое время. Другие же души, в которых преобладает вожделеющая часть, не хотят лететь высоко, они сопротивляются вознице, их крылья ломаются и они падают в телесный мир. Вот почему души при переселении в тело оказываются в неравных условиях: одни видели и познали многие, им есть что вспоминать, а другие увидели идеальный мир лишь краешком глаза…

     Учение  о государстве

     Такое учение о душе стало основанием платоновской одели государства. Платон серьезно занимали  вопросы справедливого  общественного устройства. Он даже пытался воплотить некоторые  из своих идей на практике.

     Идеальное государство Платона должно служить  идеям мира и справедливости. В  соответствии с тремя основными  его функциями (управление, защита и  производство материальных благ) население  делилось на три сословия: правящие мудрецы-философы, войны (стражи), ремесленники и крестьяне. Справедливое государственное устройство  должно обеспечить их гармоничное сосуществование. По Платону все зависит от преобладания в душе человека того или иного начала. Если преобладает разумная часть души, человек – философ, если волевая – воин, а если вожделеющая, то он земледелец или ремесленник. Получается, что каждый занимается тем делом, к которому предназначен природой, поэтому в таком государстве не должно быть недовольных.

     Конечно, в платоновском государстве не было равенства. И не только потому, что в нем хоть и в небольших масштабах но сохранялось рабство (большинство античных мыслителей воспринимали рабство как нечто естественное и вечное). Не существовало равенства и между философами, стражами и ремесленниками. Но это неравенство, по мысли Платона, было справедливым, потому что зависело не от случая и не от произвола правителей, а соответствовало качеству человеческих душ. Платон был уверен, что несправедливо как раз полное равенство, потому что не учитывает склонности и способности людей, различия между ними.

     Платон  создал еще один миф, согласно которому при сотворении душ людей боги примешивали в души одних золото, других – серебро, третьих – медь и железо. У людей, в душах которых  преобладает золото, силен разум, из них получаются философы; те, у кого больше серебра, - волевые и страстные, из них выходят войны-стражи; люди же с медной и железной душой находят свое счастье в чувственном мире, в радостях материального существования и становятся хорошими ремесленниками и крестьянами. Качество души не передается по наследству.  У людей с медной душой могут родиться дети  с серебряной или золотой душой. Задачей государства является  определить преобладание той или иной части души у ребенка, для того чтобы дать ему соответствующее воспитание.

     Живут сословия по-разному. У философов  и стражей нет ни семьи, ни частной  собственности. Наличие частной  собственности, по Платону, опасно: оно  приводит к распрям, порождает стремление  к личному обогащению во вред  интересам государства, подрывает единство общества. Поэтому два высших сословия  не должны ничем владеть, они служат обществу, не получая никакого вознаграждения. Но людям с золотой и серебряной душой и не нужно денег – лучшей наградой для них является духовное совершенствование, уважение сограждан, возможность проявить себя. У ремесленников же и крестьян частная собственность и семья должны быть сохранены: в них преобладает вожделеющая часть души, и лишить их обладания привычными предметами значит сделать их несчастными.

     Стражи  и философы получают хорошее воспитание. Их развивают телесно с помощью  гимнастических упражнений, а духовно  – путем приобщения к наукам и  искусствам. Платон также проповедовал равенство между мужчиной  и  женщиной, считая, что женщина способна стать и философом, и войном. Из числа стражей  выделяются люди, имеющие прирожденную склонность к знанию, - философы. Их золотые души проявляют себя в процессе обучения, как наиболее способные и достойные. Из них и набираются правители государства. Платон высказывает мысль о том, что счастливым может стать только то государство, правители которого – философы, то есть люди, любящие истину, а не свою выгоду.

     Идеи  Платона оказала колоссальное влияние  на последующее развитие культуры. Основой философии Платона  было понимание двух измерений бытия, двух миров: мира духовного, невидимого, и мира видимого материального. По существу, в истории мысли Платон был первым на западе, кто говорил о невидимой основе видимого бытия.

     Положение о том, что видимый физический мир является лишь следствием, проявлением  иной духовной сущности, развивалась  многими философами после Платона, хот и по-разному. Часто даже говорят, что вся история западной философии  – это примечание к Платону. Философская система Платона  стала первой законченной системой объективного идеализма в истории человеческой мысли. 

     4.Философия  Аристотеля

     Аристотель  родился в полисе Стагира в  семье известного врача Никомаха. Его отец был придворным врачом македонского царя. Быть врачом означало в Древней Греции занимать высокое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии. Возможно, именно из-за профессии отца  Аристотель  впоследствии  так много времени посвятил  естественно-научным занятиям.

     Семнадцатилетним юношей  Аристотель приехал в Афины  стал слушателем академии Платона. Он оставался там до самой смерти учителя – двадцать лет, сначала как ученик, а затем и преподаватель. В академии он быстро выдвинулся среди других академиков, причем в силу своей одаренности он не стал простым продолжателем  и популяризатором платоновских идей. В конце концов Аристотель создал свою оригинальную философскую систему, которая вовсе не была похожа на платоновскую. Именно Аристотель произнес знаменитую фразу «Платон мне друг, но истина дороже».

     После смерти Платона  Аристотель покинул  Афины, жил в различных греческих  полисах, а в 343г. до н.э. Филипп Македонский  пригласил его воспитателем к  своему тринадцатилетнему сыну Александру -  будущему прославленному полководцу, чья держава раскинется  до самой Индии. Когда Александр стал царем Македонским, Аристотель вновь вернулся в Афины.

     К этому времени Аристотель был  уже умудренным опытом 50-летним мужем, он написал много трактатов на различные темы: работы по физике, этике, медицине, логике, биологии, политике, экономике, праву, риторике, поэтике, асторономии и др. Стиль мышления Аристотеля совсем не походил на платоновский. Это был не мечтатель, не поэт, не творец мифов, это был человек с систематическим складом ума, страстный естествоиспытатель. Он занимался разными науками, создал первую классификацию живых существ, положив начало биологии; изучил человеческие эмоции и стал основателем психологии; сформулировал  основные законы логики, которые и до сих пор преподаются в школах и университетах; пытался найти законы климата, заложив основания метеорологии; исследовал законы театра. Один только перечень произведений  Аристотеля показывает энциклопедичность его учения.

     По  примеру своего учителя, основал  в Афинах школу, получившую название ликей. Все современные лицеи ведут свою историю именно от школы Аристотеля, посвященной Апполону Ликейскому.

     Классификация наук

     Аристотель  разделял науки на три части –  теоретические, практические и творческие, а инструментом, с помощью которого ведется научное исследование, он считал логику. Целью теоретических наук является истина сама по себе, познание ради познания, потому они свободны и бескорыстны, в отличие от практических наук. Целью творческих наук является создание прекрасного.

     Теоретическая деятельность представлена тремя дисциплинами: физикой, математикой  и первой философией (или метафизикой).

     Метафизика, или «первая философия»

     Философией  в античности называлось любое теоретическое  знание, но Аристотель впервые  попытался  выделить предмет собственно философии. Он назвал ее «первой философией», которая рассматривала принципы бытия. Метафизика  по-гречески означает «то, что идет за физикой». Термином «метафизика»  стали обозначать учение о вечных началах и принципах бытия, лежащих за миром  чувственно воспринимаемых предметов  и постигаемых только с помощью разума.

     Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики, создатель силлогистики. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели.

Колебался между материализмом и идеализмом; идеи - внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия - вечный и  неподвижный «ум», нус (перводвигатель). Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. "Ум", разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек - существо общественное. Наилучшие формы государства - монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие - тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства - подражание (мимесис), цель трагедии – «очищение духа (катарсис).

     Основные  сочинения: логический свод «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».  

    1. Философия Демокрита.

     ДЕМОКРИТ  из Абдеры (греческое Demokritos) (460—371 до нашей  эры), греческий философ, главным  образом представитель античной атомистики и философской школы город Абдера, бывшего тогда богатым торговым городом с высокоразвитой культурой. Демокрит был выразителем идеологии античной рабовладельческой демократии. Он совершал дальние путешествия и, будучи человеком энциклопедических знаний, оставил после себя множество философских и естественнонаучных сочинений, от которых до нас дошли лишь фрагменты.

     Согласно  Демокриту, мир состоит из атомов и реально существующих пустот, обусловливающих  их отдельное существование (так  как без пустот не было бы промежуточных объемов). Атомы могут занимать определённое положение по отношению друг к другу: они двигаются, соединяются и вновь разделяются. Чисто количественные отношения, состояния и движения атомов есть основа многообразных изменений явлений мира. Демокрит различал свойства явлений, представляющих вещи в себе (величина, образ, масса, движение, твердость), и свойства, которые вытекают из взаимодействия с органами чувств человека (цвет, яркость, звук, вкус, запах и так далее). Мир явлений познается через чувственное восприятие. Мир вещей воздействует через истечение «идолов» (образов) на органы чувств и благодаря им на огненные атомы души. Различные восприятия явлений мира образуют исходный пункт мышления, которое позволяет проникнуть в атомистическую структуру мира. Демокрит, таким образом, пытался решить вопрос о связи чувственной и высшей, рациональной ступеней познания. Объяснение многообразных качеств, явлений мира их сведением к количестенным свойствам атомов вовсе не означает их мнимость, как у Парменида, Демокрит признает их реальность. Согласно Демокриту, биологические явления и даже мышление можно объяснить материалистически— движением и связями определённых атомов. Например, души состоят из гладких и круглых атомов, подобных атомам огня. Поскольку атомы движутся, они могут проникать во все тела и воздействовать на все жизненные процессы. Атомы воздействуют друг на друга путем давления и толчков. Все это происходит механически с фатальной неизбежностью, в том числе и возникновение бесчисленных миров, находящихся на различных ступенях развития, и органических существ (через взаимные столкновения падающих с различной скоростью в пустоте атомов и образующиеся при этом вихревые движения).

     Философия Демокрита — поворотный пункт  в истории атеизма. Демокрит выступал против национальной религии, боги для него лишь воплощение явлений природы и человеческих свойств, например Зевс — для него солнце, Афина — разум. В области логики Демокрит особенное внимание уделяет определениям содержания и исследует также вопросы индукции, аналогии и гипотезы. Во всяком случае, Аристотель считал Демокрита своим предшественником в этой области. В сфере искусства Демокрит был поборником наивного реализма, который смотрит на искусство как на подражание природе. Этические взгляды Демокрита тесно связаны с его теорией познания и атомистическими установками. Радость возникает так же, как и восприятие. Истинное счастье, эвдемония, являющееся целью и мерой жизни, вытекает не из внешнего благополучия или чувственного удовлетворения, а из легкого движения атомов огня, которое определяет правильное понимание. Согласно античным источникам, Демокрит написал много математических работ, например по математической теории музыки и о перспективе. Из этих сочинений сохранились лишь фрагменты, в которых Демокрит на основе своих атомистических представлений (вероятно, путем разложения на слои) впервые представил объемы конуса и пирамиды, конечно, без строгого доказательства. Воззрения Демокрита, представляющие собой вершину материалистического и естественнонаучного учения античности, оказали большое влияние на философию последующих времен, в том числе на Эпикура, Лукреция, Гассенди, Галилея, Лейбница, и современную атомную физику.

Информация о работе Античная философия