Атеистический экзистенциализм и его ярчайшие представители

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:42, научная работа

Краткое описание

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал

Содержание

– Общее понятие Экзистенциализма
1.1 - Содержание учения Экзистенциализма
1.2. - История и представители
2. – Понятие Атеистического Экзистенциализма
2.1 – Разделение Атеистического и Религиозного
3. – М. Хайдеггер
3.1 – Биография
3.2 – Философские воззрения
3.3 – Основные труды
4. – Ж. – П. Сартр
4.1 – Биография
4.2 – Философские воззрения
4.3 – Основные труды
5. – А. Камю
5.1 – Биография
5.2 – Философские воззрения
5.3 – Основные труды
6. – Экзистенциализм в литературе
6.1 – Общее понятие
6.2 – Экзистенциализм в романе И. Тургенева «Отцы и дети».
6.3 – Экзистенциализм в рассказе Ж.-П. Сартра «Стена».
7. - Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по онтологии Атеистический экзистенциализм.docx

— 69.54 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 

  Тема: Атеистический экзистенциализм

  и его ярчайшие представители 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Содержание:

  1. – Общее понятие Экзистенциализма

    1.1 - Содержание учения Экзистенциализма

    1.2. - История и представители

  2. – Понятие  Атеистического Экзистенциализма

    2.1 – Разделение Атеистического и Религиозного

  3. – М.  Хайдеггер 

     3.1 – Биография

     3.2 – Философские воззрения

     3.3 – Основные труды

  4. – Ж.  – П. Сартр

     4.1 – Биография

      4.2 – Философские воззрения

     4.3 – Основные труды

  5. – А.  Камю

     5.1 – Биография

5.2 – Философские  воззрения

      5.3 – Основные труды

6. – Экзистенциализм  в литературе

    6.1 – Общее понятие

    6.2 – Экзистенциализм в романе  И. Тургенева «Отцы и дети».

    6.3 – Экзистенциализм в рассказе  Ж.-П. Сартра «Стена».

7. - Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общее понятие Экзистенциализма

  Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого. Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

   

  Одним из первых термин «экзистенциальная философия» (нем. Existenzphilosophie) ввел Карл Ясперс в 1931 в работе «Духовная ситуация времени».  Экзистенциализм разделен на религиозный (Карл Ясперс, Габриэль Марсель) и атеистический (Мартин Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). 
 

  
    1. Содержание  учения Экзистенциализма

  Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра генетически восходит к феноменологии Гуссерля.

  Экзистенциальная  философия — это философия бытия человека

  Основная  категория философии экзистенциализма - это экзистенция.

  В философии  существования нашёл отражение  кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.

  Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

  Согласно  философии экзистенциализма, чтобы  осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

  Значительное  место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном итоге, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

    1. История и представители

  В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 19141918:

  • Л. Шестов
  • Н. А. Бердяев

  В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны:

  • К. Ясперс
  • М. Хайдеггер
  • М. Бубер

  Нашел своих  последователей в период Второй мировой войны 19391945 во Франции:

  • Ж.-П. Сартр
  • Г. Марсель
  • М. Мерло-Понти
  • А. Камю
  • С. де Бовуар

  В 1940—1950-е  годы экзистенциализм получил распространение  и в других европейских странах:

  Австрия:

  • В. Франкл (логотерапия)

  Италия:

  • Э. Кастелли
  • Н. Аббаньяно
  • Э. Пачи

  Испания:

  • Х. Ортега-и-Гасет (относительно близок)

  В США идеи экзистенциализма популяризировали:

  • У. Лоури
  • У. Баррет
  • Дж. Эди
  • И. Ялом (экзистенциальная психология)

  Великобритания:

  • А. Мёрдок

К экзистенциализму близки религиозно-философские направления:

  Французский персонализм:

  • Э. Мунье
  • М. Недонсель
  • Ж. Лакруа

  В немецком протестантизме диалектическая теология:

  • К. Барт
  • П. Тиллих
  • Р. Бультман

  Своими  предшественниками экзистенциалисты считают:

  • Блеза Паскаля,
  • Сёрена Кьеркегора
  • Франца Кафку
  • Мигеля де Унамуно
  • Ф. М. Достоевского
  • Фридриха Ницше.
 
 

2.) Понятие атеистического экзистенциализма

Между атеистическим  экзистенциализмом (Ж.-П. Сартр, А, Камю, М.Хайдеггер) и религиозным (Г.Марсель, К.Ясперс) существуют концептуальные расхождения.  Для представителей первого экзистенция автономна и не детерминирована ни высшим сверхличным началом, ни законами истории. Существование представляется как некая замкнутость, где фактически нет ничего, кроме свободы. Конец экзистенции – смерть. По мнению А.Камю, мыслящая личность неизбежно постигает абсурд как свой «вечный удел» на земле. Образом человеческой жизни для него является труд царя Коринфа Сизифа, осужденного постоянно поднимать на гору один и тот же камень.

Религиозные экзистенциалисты видят выход в трансцендировании (лат. transcendentis – выходящий за пределы), т.е. в обращении к Богу как основанию человеческого существования и личной свободы. «Существенно, чтобы человек и в качестве экзистенции видел в своей свободе дар трансценденции. Тогда свобода человеческого бытия становится ядром всех его возможностей при руководстве им трансценденцией, Единым, благодаря чему он достигает своего собственного единства» (К.Ясперс. Смысл и назначение истории, М., 1994, с.454). Для Г.Марселя трансцендирование означает прорыв к «другому» (любовь) - выход за пределы эгоистического «я».

3.) Мартин Хайдеггер

  3.1) Биография

  Родился 26 сентября 1889 года в городке Месскирхе (в 80 км югу от Штутгарта). Вырос в небогатой католической семье, учился в гимназиях в Констанце и Фрайбурге. Поступает на теологический факультет Фрайбургского университета.

  1911 году Мартин переходит на философский факультет и заканчивает его в 1923 году, защищает две диссертации — «Учение о суждении в психологизме» и «Учение Дунса Скотта о категориях и значении».

  Не участвовал в Первой мировой войне из-за проблем со здоровьем.

  С 1915 года работает приват-доцентом на теологическом факультете Фрайбургского университета.

  С 1923 года преподаёт в Марбургском университете. За годы работы в Марбурге Хайдеггер получает широкую известность, в частности после выхода в 1927 году трактата «Бытие и время». К этому периоду относятся также такие труды, как «Кант и проблема метафизики», «Что такое метафизика», «О сущности основания».

  В 1928 году возвращается во Фрайбург и занимает кафедру ушедшего в отставку Гуссерля;

Информация о работе Атеистический экзистенциализм и его ярчайшие представители