Атомистический материализм. Левкипп и Демокрит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 20:07, реферат

Краткое описание

Во второй половине 5 в. до н.э., наряду с уже известными нам крупными очагами развития науки и философии в Греции, на севере страны, во Фракии появился новый центр - город Абдеры. Здесь протекала деятельность Левкиппа в его зрелую пору, а также деятельность Демокрита. Демокрит был учеником своего предшественника и друга Левкиппа. Впоследствии была выдвинута теория Атомистического материализма.
Доказательство бесконечного числа форм атомов, конечно, не могло быть эмпирическим, вследствие невидимости и неосязаемости этих форм, а только логическим. Таким логическим доказательством атомисты считали отсутствие достаточного основания для утверждения, будто число атомных форм ограничено.

Вложенные файлы: 1 файл

феласафия семинар.docx

— 16.13 Кб (Скачать файл)

1. Левкипп и Демокрит

Во второй половине 5 в. до н.э., наряду с уже известными нам крупными очагами развития науки и философии в Греции, на севере страны, во Фракии появился новый центр - город Абдеры. Здесь протекала деятельность Левкиппа в его зрелую пору, а также деятельность Демокрита. Демокрит был учеником своего предшественника и друга Левкиппа. Впоследствии была выдвинута теория Атомистического материализма.

2. Атомистический  материализм

Название учения показывает, что основное физическое (и философское) воззрение Левкиппа и Демокрита состоит в гипотезе о существовании неделимых частиц вещества. Греческое слово «атомос» означает: «неделимый», «неразрезаемый на части». Левкипп и Демокрит говорили, что начала (физические элементы) бесконечны по числу, и их они называли «атомами» и считали их неделимыми и непроницаемыми, вследствие того что они абсолютно плотны и не заключают в себе пустоты. Они говорили, что разделение происходит благодаря пустоте, заключающейся не внутри атомов, а в телах, атомы же отделены друг от друга в бесконечной пустоте и различаются внешними формами, размерами, положением и порядком. Атомы носятся в пустоте; настигая друг друга, они сталкиваются, причем, где случится, одни отскакивают друг от друга, другие сцепляются или сплетаются между собой вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел.

Доказательство бесконечного числа форм атомов, конечно, не могло  быть эмпирическим, вследствие невидимости  и неосязаемости этих форм, а только логическим. Таким логическим доказательством атомисты считали отсутствие достаточного основания для утверждения, будто число атомных форм ограничено.

Это учение - новый и вполне оригинальный способ решения естественнонаучной и философской проблемы, которая  была поставлена перед греческой  мыслью элейцами с их учением, согласно которому истинно сущее бытие не может ни возникать, ни погибать. Левкипп и Демокрит согласны с этим тезисом, но вместе с тем борются против воззрений элейцев, отрицавших мыслимость множества и мыслимость движения. Необходимо построить по их мнению учение о природе, которое, принимая основной тезис элейцев о невозможности для истинно сущего бытия ни возникать, ни исчезать, в то же время отбросило бы ложные предпосылки элейского учения и признало бы не только чувственно воспринимаемую реальность движения, но также и его мыслимость, а также реальность и мыслимость множества. Элементарные частицы вещества являются частицами абсолютно неделимыми, принципиально не допускающими возможность дальнейшего разделения или раздробления. Именно эта мысль становится основой материалистической философии Левкиппа и Демокрита.

Им приходила мысль, что  подобно тому, как в мире, воспринимаемом нами посредством чувств, существуют такие, казалось бы, совершенно беспорядочные, направленные в различные стороны, движения мелких пылинок, так и в  мире, нами не воспринимаемом (по причине  чрезвычайной малости этих частиц, или элементов), постигаемом только посредством ума, происходит беспорядочное  движение частиц, или «атомов», во все  стороны.

Будучи все без изъятия  «маленькими сущностями», атомы  имеют различные формы. Различиями в форме атомов Демокрит объяснял соединение атомов во временно устойчивые образования, т.е. в миры: будучи весьма разных форм, атомы сцепляются между собой и таким образом производят и мир и все явления в нем.

Важность этого свойства - различия их форм - отразилась и в  терминологии Демокрита. Свои первоначальные частицы вещества Демокрит называет не только «атомами», но и «неделимыми формами», «видами». Для слова же «вид», кроме термина «эйдос», существовал также термин «идея». Слово «идея» здесь означало не «понятие» или «мысль» в современном значении, а именно «вид», «очертание», «форму».

В учении об «атомах» («идеях») Демокрит - материалист. То, что он называет «идеями», есть телесные формы, или сущности. Это бесконечные по числу; атомы, частицы вещества, движущиеся в бесконечном пустом пространстве.

Но если мы принимаем, что  атомы - не видимые по своей чрезвычайной малости сущности или формы, то возникает  вопрос, какими свойствами или качествами обладают эти формы? Те ли это качества, который наши чувства находят в физических телах окружающего нас мира - цвет, теплота, запах, звучание - или, быть может, качества атомов совсем иные?

Из высказываний самого Демокрита видно, что, согласно его учению, чувственно воспринимаемые качества тел не существуют в телах в действительности. Различия между телами по цвету, теплоте, вкусу и т.д. не отвечают природе самих вещей. В атомах действительны не эти качества, а только различия между ними по форме, по величине, по порядку и по положению в пространстве. Демокрит говорит: «Лишь в общественном мнении существует сладкое, горькое, теплое, холодное, цвет, запах, в действительности же существуют только атомы и пустота».

Учение Левкиппа и Демокрита было совершенно новой точкой зрения, впервые введенной в древнегреческую философию и науку. Оно оставило глубокий след в развитии последующей физики, химии и философского понимания природы.

Впервые развивая это учение, Левкипп и Демокрит заложили основы будущего, сложившегося лишь в XVIII в. естественнонаучного воззрения, которое, отвлекаясь от качеств, непосредственно воспринимаемых нами в предметах и явлениях мира, провозглашает эти качества производными, вторичными и стремится обнаружить их основные, объективно принадлежащие им, но не улавливаемые нашими чувствами коренные (первичные) свойства материальных элементов природы.


Информация о работе Атомистический материализм. Левкипп и Демокрит