Бессознательное по фрейду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 11:58, доклад

Краткое описание

Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется вфилософии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении.

Вложенные файлы: 1 файл

Бессозна́тельное по фрейду.docx

— 40.35 Кб (Скачать файл)

внешнеполагаемой  необходимостью. «Оно» – это страсти, «Я» – это разум  и

рассудительность. В «Оно» нераздельно властвует  принцип наслаждения; «Я»

– носитель принципа реальности. Наконец, «Оно»  – бессознательно.[14]

    До сих пор, говоря о бессознательном,  Фрейд  имел  дело  только  с

«Оно»: ведь вытесненные влечения принадлежали именно  ему.  Поэтому  все

бессознательное представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же

высшее, моральное, разумное совпадало с  сознанием. Этот взгляд  неверен.

Бессознательное не только «Оно». И в «Я», и притом в его  высшей  сфере,

есть  облась бессознательного. Бессознателен  исходящий  из  «Я»  процесс

вытеснения,  бессознательна  совершающаяся  в   интересах   «Я»   работа

вытеснения. Таким образом, значительная  облась  «Я»  также  оказывается

бессознательной. На этой области и сосредотачивает  свое внимание Фрейд в

последний период. Она оказывается гораздо  шире, глуюже  и  существеннее,

чем  казалась вначале.

    Высшую бессознательную  область   в  «Я»  Фрейд  называет  «Идеал  –

Я».[15]  "Идеал - Я" (Super - Ego) -  внутриличностная  совесть,  своего

рода  цензура, критическая инстанция,  которая  возникает  как  посредник

между  "Оно"  и  "Я"  в  силу  неразрешимости  конфликта   между   ними,

неспособности  "Я"  обуздать  бессознательные  порывы  и  подчинить   их

требованиям "принципа реальности".

    «Идеал – Я»  -  это  прежде  всего  тот  цензор,  веления   которого

выполняются вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других,

очень важных явлений  личной  и  культурной  жизни.  Оно  проявляется  в

безотчетном чувстве вины, которая тяготеет над  душою  некоторых  людей.

Сознание  не признает этой вины, борется с  чувством  виновности,  но   не

может его  преодолеть. Далее, к проявлениям  «Идеал  –  Я»  относится  так

называемое  «внезапное пробуждение совести», случаи проявления  человеком

необычайной к себе самому строгости, презрения  к себе, меланхолии и  пр.

Во всех этих явлениях  сознательное  «Я»  принуждено  подчиняться  силе,

действующей из глубины бессознательного, но в  то же время моральной.

     Пытаясь проникнуть в механизмы  работы человеческой психики,  Фрейд

исходит из того, что  глубинный, природный  ее слой ("Оно") функционирует

по произвольно  выбранной программе получения  наибольшего  удовольствия.

Но поскольку  в удовлетворении  своих  страстей  индивид  сталкивается  с

внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем  выделяется  "Я",

стремящееся обуздать бессознательные влечения и  направить  их  в  русло

социально одобренного поведения. "Оно"  исподволь,  но  властно  диктует

свои  условия "Я".

    Как  покорный  слуга   бессознательных   влечений,   "Я"   пытается

сохранить свое доброе согласие с "Оно"  и  внешним  миром.  Это  ему  не

всегда  удается, поэтому в нем самом  образуется новая инстанция  "Идеал -

Я", которая  царит над  "Я" как совесть  или бессознательное чувство  вины.

"Идеал  - Я" как бы является высшим   существом  в  человеке,  отражающим

заповеди, социальные запреты, власть родителей  и авторитетов. По  своему

положению  и  функциям  в   психике  человека  "Идеал  -   Я"   призвано

осуществлять  сублимацию  бессознательных влечений и в этом смысле как бы

солидаризируется  с "Я". Но по своему содержанию "Идеал  -  Я"  ближе  к

"Оно"  и даже противостоит "Я", как  поверенный внутреннего  мира   "Оно",

что  может привести к  конфликтной  ситуации,  ведущей  к  нарушениям  в

психике человека. Таким   образом,  фрейдовское  "Я"  предстает  в  виде

"несчастного   создания",   которое,    подобно   локатору,    вынуждено

поворачиваться  то в  одну,  то  в  другую  сторону,  чтобы  оказаться  в

дружеском согласии как с "Оно", так и  со "Идеал - Я".

    Хотя   Фрейд   признавал   "наследственность"    и    "природность"

бессознательного, вряд ли правильно утверждать,  что  он  абсолютизирует

силу  и  власть  бессознательного  и  всецело  исходит  из  необузданных

влечений  человека. Задача психоанализа, в том  виде, как ее сформулировал

Фрейд, заключается  в том, чтобы  бессознательный  материал  человеческой

психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом

смысле  Фрейд был оптимистом,  так  как  верил  в  способность  осознания

бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: "Там

где было "Оно", должно быть "Я"".  Вся  его  аналитическая  деятельность

была  направлена на то, чтобы по мере раскрытия  природы  бессознательного

человек мог овладеть своими страстями  и  сознательно  управлять  ими  в

реальной  жизни.

    Фрейд определяет бессознаетльное  как несловесное;  оно превращается

в предсознательное (откуда всегда может перейти в  сознание)  посредством

соединения  с соответсвующими словесными представлениями.

    Фрейд осознавал  трудности,  которые  вставали  на  пути  овладения

бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося

коррективы  в понимание природы бессознательного и составляющих его  ядро

так называемых "первичных влечений".


Информация о работе Бессознательное по фрейду