Библия как памятник культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 12:11, реферат

Краткое описание

Библия – это древняя сборка, различных по форме и содержанию религиозных и светских произведений, которые писались от двенадцатого века до нашей эры вплоть до второго века нашей эры. Для христиан Библия – есть непреложное, единственное справедливое открытие Бога человеку, содержит 66 книг, записанных 40 различными авторами на протяжении 1500 лет. Записывали Библию люди разного происхождения и самых разных занятий: цари, крестьяне, философы, рыбаки, поэты, государственные деятели и ученые. Библия записывалась крайней мере на трех континентах и трех языках: старо-еврейском, арамейском и греческом

Содержание

1. Введение………………………………………………………………...3
2. Библия, как памятник культуры ……..…...…………………………..4
3. Нравственные заповеди человека……………………………………8
4. Библия как источник знаний..………………………..………………12
5. Заключение…………………………………………………………….15
6. Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

maslov_philosophy.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Министерство Культуры Республики Беларусь

 

Белорусская государственная академия искусств

 

 

 

 

 

Реферат

 

Философия

 

На тему

 

“Библия как памятник культуры”

 

 

 

 

Выполнил студент 2 курса

Факультет дизайна и ДПИ,

Объёмный дизайн

Дизайн средств производства и  транспорта

Выполнил: Маслов Д.О.

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

Содержание

 

  1. Введение………………………………………………………………...3
  2. Библия, как памятник культуры ……..…...…………………………..4
  3. Нравственные заповеди человека……………………………………8
  4. Библия как источник знаний..………………………..………………12
  5. Заключение…………………………………………………………….15
  6. Список литературы……………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

Библия  – это древняя  сборка, различных  по форме и  содержанию религиозных и светских произведений, которые писались от двенадцатого века до нашей эры вплоть до второго века нашей эры. Для христиан Библия – есть непреложное, единственное справедливое открытие Бога человеку, содержит 66 книг, записанных 40 различными авторами на протяжении 1500 лет. Записывали Библию люди разного происхождения и самых разных занятий: цари, крестьяне, философы, рыбаки, поэты, государственные деятели и ученые. Библия записывалась крайней мере на трех континентах и трех языках: старо-еврейском, арамейском и греческом. И, несмотря на такое разнообразие средств, она представляет собой единое, непрерывно продолжается целое – от Книги Бытия до Объявление и суть изложенного в ней нравственного закона Божия нигде не меняется. Библия содержит впечатляющие в своей откровенности описания жизни основных ее персонажей; описания, раскрывающие не только сильные, но и слабые черты их характеров. Первую часть – Ветхий Завет – написано в дохристианские времена на древнеевропейском языке, а Новый Завет идеологами христианства древнегреческом языке.

 

Библия  – это книга, которую читали и  брали себе в душу миллионы людей из разных концов света, планеты нашей, в настоящем и прошлом.

 

 

 

2. Библия, как памятник культуры

 

Библия - самая удивительная их существующих в мире книг. Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором столько бы писали и говорили, как о Библии. Наиболее читаемая, переведенная на большое количество языков и вызывающая самое большое количество споров, исследований и изучений. Первой напечатанной книгой в истории была именно Библия: именно ее латинский вариант, так называемую Вульгату, изготовил Гуттенберг на своем печатном станке. Библия была одной из первых крупных книг, переведенных на иностранный язык ( Септуагинта, греческий перевод древнееврейского текста Ветхого Завета, появилась примерно в 250 году до Р.Х. ) . По числу переводов, повторных переводов и пересказов у Библии нет соперников среди всех книг мира. Британская энциклопедия пишет, что « к 1966 году полный текст Библии был опубликован … на 240 языках и диалектах… отдельные книги Библии - еще на 739 языках, что в сумме составляет 979 переводов…».

Библия была написана на непрочном  материале. В течение  веков до изобретения печатного  станка её приходилось многократно переписывать. Но это не ухудшило её стиля, не повредило точности, не уничтожило. По сравнению с памятниками античной литературы, до нас дошло больше рукописных копий Библии, чем любых 10 произведений классической литературы вместе взятых. Слово Библия произошло от греческого языка « библиос» - книги. Библию называют также Священным Писанием. Она представляет  собой собрание  древних   текстов, канонизированных в иудейской религии и христианстве. Действительно, Библия – это не одна книга, но собрание книг, каждая из которых имеет свое название и особую специфику. Все книги различны по объему, литературному стилю и композиции.

Книги Библии делятся  на две группы: Ветхий и Новый  Завет. Слово «завет» имеет смысл «договора», союза заключенного между человеком и Богом, который был предложен Богом Израилю. Инициатива этого союза односторонняя, т.е. полностью зависела от Бога, его чистой, благой воли, воли Дарующего. « Вот, Я поставлю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас…. Поставлю завет Мой с вами, что не будет истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли». ( Бытие 9:9,11). В Евангелии от Матфея (26,27) устами Христа говорится: «… И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя  нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.»

Древнейшая, по времени создания и большая часть Библии называется Ветхим Заветом и состоит из  тридцати девяти книг.  Первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Эта часть называется также Пятикнижием. Помимо христианства она признается и в иудаизме. Только в иудаизме она называется Законом или Торой, т.е. учением.

Ветхий Завет составлен  начиная от 1300 и до 100 г до н. э. Впрочем, его первые книги имеют устную традицию. Другая часть Библии признается только христианами  и называется « Новый Завет». Его книги восходят к первому веку н.э. и посвящены новому посланию Христа. На первый взгляд Библия – это собрание литературных произведений, главным образом древнееврейских, которые были написаны на протяжении около 1600 лет. Авторы писали их в разных странах , от Италии на западе  до Месопотамии, а возможно даже Персии на востоке. Состав этих авторов исключительно разнообразен. Их разделяли не только сотни лет и тысячи километров, но и социальные преграды. Среди них мы видим царей, пастухов, солдат, законодателей, рыбаков, государственных деятелей, придворных, священников, пророков, раввина, живущего изготовлением палаток, и врача нееврейского происхождения; кроме того, многие авторы не оставили нам ничего, кроме написанных ими  фрагментов Библии, так  что никаких сведений о них у нас нет. Сам текст Библии  принадлежит к целому ряду литературных жанров. Среди них – исторические заметки, законы ( гражданские, уголовные, этические, ритуальные, гигиенические), религиозная поэзия, дидактические трактаты, лирика, притчи и аллегории, биографии, личная переписка, воспоминания и дневники – не говоря уж о чисто библейских жанрах пророчества и откровения. Написанная в таком огромном промежутке времени, разными людьми , разного сословия и образования , эта великая Книга , тем не менее представляет собой удивительно связанное ,имеющее начало, развитие  и описывающее конец , повествование. Все 66 книг Библии дополняют, поясняют или переходят друг в друга. Начавшись со дня сотворения мира, Библия повествует о грехопадении человека и о великой любви Бога , который послал в мир Сына Своего Иисуса Христа, чтобы Его жертвой спасти погибающее человечество. Ветхий Завет так же можно рассматривать и как историю развития и жизни израильского народа. Все это делает Библию не просто антологией, а единым целым. Антологию подбирает составитель, а такого составителя Библии не было.

    Пятикнижие, в том виде в каком оно дошло до нас представляет собой целостный  историко - литературный  памятник. Предполагается, что повествование относится по времени не ранее, чем к XIV-XIIIв.в. до н.э. (именно тогда произошло одомашнивание животных, упоминаемое  в книге Бытия). Есть и еще целый ряд признаков (географические названия, традиции ), подтверждающие такое предположение .Считается,   что книгой , которая в 621г  до н.э. была обнаружена во время ремонта храма в Иерусалиме , и было Пятикнижие в том виде ,в каком мы его знаем .

Источниками Пятикнижия были исторические предания «родословия», а также египетские и греческие космогонические и исторические построения, мифы. Пятикнижие вобрало в себя многовековую традицию народного фольклора, которая была использована с целью утверждения монотеизма . Монотеизм (от греч. Mono-один и teus – бог)- единобожие, религия ,признающая ,в отличие от политеизма ,единого Бога.

В Ветхом Завете ( Книга  Исход)формулируются первые десять нравственных христианских  заповедей , известных как декалог ( от греческого deco – десять и logos-слово, понятие) Моисея и правовые установления.

Согласно Библии, эти заповеди Бог (Яхве) возвестил Моисею на третьем месяце путешествия по пустыне Синай  на Горе Синай. Заповеди явились условием союза народа с Богом и Его покровительства.

Первая заповедь –о почитании  одного-единственного Бога: «Я – Яхве, твой Бог, который вывел тебя из Страны Египетской, из дома рабства: пусть не будет у тебя других  богов перед Моим лицом» (Исх. 20:2,3).

Вторая - против распространенного тогда в Израиле почитания идолов : « Не делай себе статуй и других изображений  того, что на небесах вверху , и того что на земле внизу , и того ,что в воде под землею» ( Исх. 20:4).

Третья о коллективной родовой ответственности израильтян за грех и преступления отдельного человека: « Я - Яхве, -   твой Бог, ревнивый Бог, мстящий за грехи  отцов сыновьям, третьему и четвертому поколению, ненавидящим Меня  и творящий милость тысячам любящим Меня и исполняющим мои повеления» (Исх.20:5,6).

Четвертая –«   Не произноси имени Яхве, твоего Бога ,напрасно»(Исх.20:7).

Пятая о субботе : «Помни день отдохновения ,чтобы святить  его. Шесть дней трудись и делай всякую свою работу, а седьмой  день –отдохновение ради Яхве, твоего  Бога ,не делай  ни какой работы ни ты, ни сын твой ,ни дочь твоя ,ни твой раб… ибо шесть дней создавал Яхве небеса и землю ,море и все ,что в нем, и предался покою на седьмой день»(Исх.20-8,11).

Шестая - «Почитай отца своего и мать свою ,чтобы хорошо  было тебе  и чтобы увеличить дни твои на земле ,которую Яхве , твой Бог ,даст тебе» ( Исх. 20:12).

Седьмая- «Не убий»(Исх.20:13) .

Восьмая –« Не прелюбодействуй»(Исх. 20:14) .

Девятая – «Не кради»(Исх.20:15).

Десятая - « не произноси против своего ближнего ложного свидетельства» (Исх.20:16). Отдельно стоит заповедь «Не пожелай дома ближнего своего, не пожелай жены ближнего своего… ничего, что  принадлежит ближнему твоему». Её можно  по-видимому отнести, отнести к требованию «не кради» и «не завидуй».

Возвещение этих заповедей  людям через пророка Моисея Бог, по преданию, завершил извержением вулкана: « И весь народ был свидетелем громов и пламени, и звучания трубы ,и того ,что Гора курилась…»(Исх.20:18).

Десять нравственных принципов ,требований, заповедей легли  в основу т.н. Моисеева законодательства. Законы, по библейскому преданию, также были продиктованы Моисею Богом с тем , чтобы он научил народ , как жить. Вот некоторые из них. Приведена, например, формула возмездия по принципу талиона : « А если (другая ) беда произойдет , то пусть он отдаст душу за душу , глаз за глаз , зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, ожог за ожег, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21:23-25).

«Не следуй за большинством  , чтобы сотворить зло ,и не отвечай на суде , сворачивая вслед за большинством , извращая истину»(Исх.23:2).

«И взятку не бери , ибо взятка ослепляет  зрячих и извращает дело правых» (Исх.23:8).

« И бедняку не потворствуй в  его судебном деле»(Исх.23:3)

Есть указания и относительно правильного  ухода за землей для земледельца : « И шесть лет засевай свою землю и собирай урожай с нее . А на седьмой оставь ее невозделанной  и покинь ее … Также поступи  со своим виноградником и со своими оливками»(Исх.23:10,11). Речь  шла о необходимости регулярно оставлять землю под парами в конце семилетнего цикла земледельческих работ для восстановления плодородия почвы .

Нравственные и правовые заповеди Моисея регламентировали отношения  человека к человеку , предполагая ценность каждого. И в этом усматривалась печать Бога , желавшего , чтобы люди относились друг к другу по- человечески.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Нравственные заповеди  человека

Важнейшим источником христианства являются книги Нового Завета, в  число которых, прежде всего , входят четыре Евангелия (греч. Evangelion- благая весть, благовестие):  « от Матфея», « от Марка», « от Луки» и « от Иоанна». Это повествования о земной жизни     Иисуса  Христа ,о его проповедях, чудесах, смерти (распятии) и воскресении. Эти книги считаются  богодухновенными т.е. написанными хотя и людьми ,но по внушению Святого Духа .Рассмотрим основное содержание учения о Христе по Евангелию от Матфея .

В главе V передано содержание знаменитой Нагорной проповеди Христа , в которой  сформулированы нравственные заповеди христиан.

 Первая – « блаженны нищие  духом , ибо их есть Царство  Небесное»  (Матф. 5:3).  « Нищие  духом» - смиренные, которые осознают  свое несовершенство и недостоинство  перед Богом  и никогда не  думают о том, что они  лучше или святее других .

 Вторая – Христос несколько  расширил смысл древней заповеди  « не убий» : « А Я говорю  вам , что всякий гневающийся  на брата своего напрасно, подлежит  суду…»(Матф . 5:23) Не только убийства , но и незаслуженные оскорбления  должны быть наказанными , ибо ведут к озлоблению в обществе .

Третья заповедь в  Ветхом Завете была такая : « Око  за око, зуб за зуб». Заповедь Христа имела принципиально иной смысл : « А Я  говорю вам  :не противься  злому. Но  кто ударит тебя в правую щеку, обрати  к нему и другую . И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку ,отдай ему и верхнюю одежду .( Матф. 5:38-40). Как правило, этой заповеди дается примитивное толкование, и немало иронических усмешек посвящено ей. Но, например, Лев Толстой считал её ключевой во всем христианском учении на том основании, что «око за око» ни к чему хорошему не приведет, ибо зло породит еще большую озлобленность, и злоба станет всеобъемлющей и погубит людей .Лишь добро в ответ на зло способно поправить дело. Конечно речь не идет о том , что нужно      «подставить щеку» для удара, а о том, чтобы на насилие отвечать ненасилием, не провоцировать новое насилие, не участвовать в  нем.

Информация о работе Библия как памятник культуры