Биография, сущность философии и основные работы М. Т. Цицерона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 19:57, реферат

Краткое описание

В истории человечества встречаются такие личности, которые, некогда появившись, проходят затем через века, через тысячелетия, через всю доступную нашему умственному взору смену эпох и поколений. Такие люди поистине «вечные спутники» человечества. Причем, когда мы говорим о них или имеем их в виду, то речь может идти о любой исторической эпохе и о любой области человеческой деятельности.
Речь может идти о политических и государственных деятелях, о представителях науки, культуры, искусства. В этом смысле нет никаких ограничений, никаких условий. Вернее, условие лишь одно: ощутимый вклад, внесенный в развитие человеческого общества, его материального и духовного бытия.

Содержание

Введение
3
Биография, сущность философии и основные работы М. Т. Цицерона
4
Биография
4
1.2. Сущность философии
9
1.3. Основные работы
12
Заключение
16
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 92.99 Кб (Скачать файл)

Министерство спорта Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Чайковский государственный институт физической культуры

 

Кафедра философии и СГН

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: «Философия»

по теме: «Биография, сущность философии и основные работы

М. Т. Цицерона»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса 29 группы

Попп Габриэлла

 

Проверил:

к.и.н., доцент

 Мальцев Г.И.

                    

,,

Чайковский, 2013

Содержание

Введение

3

  1. Биография, сущность философии и основные работы                       М. Т. Цицерона

4

    1. Биография

4

1.2. Сущность философии

9

1.3. Основные работы

12

Заключение

16

Список литературы

17

Приложение


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В истории человечества встречаются такие личности, которые, некогда появившись, проходят затем через века, через тысячелетия, через всю доступную нашему умственному взору смену эпох и поколений. Такие люди поистине «вечные спутники» человечества. Причем, когда мы говорим о них или имеем их в виду, то речь может идти о любой исторической эпохе и о любой области человеческой деятельности.

Речь может идти о политических и государственных деятелях, о представителях науки, культуры, искусства. В этом смысле нет никаких ограничений, никаких условий. Вернее, условие лишь одно: ощутимый вклад, внесенный в развитие человеческого общества, его материального и духовного бытия.

К числу таких «вечных спутников» человечества принадлежит, несомненно, и Марк Туллий Цицерон – выдающийся древнеримский оратор, политик, философ, писатель. 

В данной работе я раскрываю его биографию, сущность и важность его философских воззрений и его основные труды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Биография, сущность философии и основные работы М. Т. Цицерона

 

    1. Биография

Цицерон Марк Туллий (106 — 43 гг. до н.э.)

Детство и молодость Цицерона

Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине, находившемся в ста с лишним километрах к юго-востоку от Рима. Когда будущему оратору исполнилось 15 лет, его отец, мечтавший о политическом поприще для своих сыновей Марка и Квинта, переехал с семьей в Рим, чтобы дать мальчикам хорошее образование.

Желая стать судебным оратором, юный Марк изучал творчество греческих поэтов, интересовался греческой литературой, обучался красноречию у знаменитых ораторов Марка Антония и Луция Лициния Красса, а также слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Публия Сульпиция Руфа.

Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон обучался ему у популярного юриста того времени Квинта Муция Сцеволы. Прекрасно владея греческим языком, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром Афинским, стоиком Диодором Кроном и главой новоакадемической школы Филоном. У него же Марк Туллий научился диалектике – искусству спора и аргументации.

Первая дошедшая до нас речь Цицерона, созданная в 81 г. до н.э., «В защиту Квинкция», целью которой было возвращение незаконно захваченного имущества, принесла оратору его первый успех. В ней он придерживался азианского стиля, канонам которого отвечало творчество небезызвестного соперника Цицерона Квинта Гортензия Гортала.

В 78 г до н.э., сразу после смерти Суллы, Цицерон возвратился в Рим, где женился и продолжил судебную ораторскую практику.

Начало политической деятельности

В 75 году до н. э. Цицерон был избран квестором и получил назначение на Сицилию, где руководил вывозом зерна в период нехватки хлеба в Риме. Своей справедливостью и честностью он заслужил уважение сицилийцев, однако в Риме его успехи были практически не замечены. 

Однако он все же берется за дело против коррупции на всех уровнях власти и побеждает, в том числе и с помощью остроумия.

Тем временем политическая карьера Цицерона стремится ввысь в 66 г. до н.э. в должности претора он произнес речь «О назначении Гнея Помпея полководцем» (или «В защиту закона Манилия»), поскольку поддерживал законопроект Гая Манилия о предоставлении неограниченной власти Гнею Помпею Великому, которого оратор неумеренно восхвалял на протяжении всей жизни, в борьбе с понтийским царем Митридатом VI Евпатором. В результате Помпей получил чрезвычайную власть в войне, а интересы римского всадничества и сенаторов на Востоке были защищены.

Заговор Катилины

В 63 году до н. э. Цицерон был избран на должность консула, будучи первым за предыдущие 30 лет «новым человеком», достигшим этого поста. Его избранию способствовало то, что его соперник, Катилина, открыто говорил о своей готовности к революционным преобразованиям в случае получения должности консула. Это сильно обеспокоило римлян, и предпочтение было в итоге отдано Цицерону.

В начале своей деятельности на посту консула Цицерону пришлось заниматься аграрным законом, предложенным народным трибуном П. Сервилием Руллом. Законопроект предусматривал раздачу земли беднейшим гражданам и учреждение для этого специальной комиссии облеченной серьёзными полномочиями. Цицерон выступил против закона произнеся три речи.

После поражения на выборах 63 года Катилина выдвинул свою кандидатуру также и на выборы 62 года. Предполагая и на этот раз провал, он заранее начал готовить заговор с целью захвата власти, который Цицерону удалось раскрыть. Четырьмя сенатскими речами против Катилины, считающимися образцами ораторского искусства, Цицерон вынудил Катилину бежать из Рима в Этрурию. В последовавшем заседании Сената, которым он руководил, было решено арестовать и казнить без суда тех заговорщиков (Лентул, Цетег, Статилий, Габиний и Цепарий), которые остались в Риме, так как они представляли собой слишком большую угрозу государству, и обычные в таких случаях меры — домашний арест или ссылка — были бы недостаточно эффективны. 

Юлий Цезарь, присутствовавший на заседании, выступал против казни, однако Катон своей речью, не только обличавшей вину заговорщиков, но также перечислявшей подозрения, падавшие на самого Цезаря, убедил сенаторов в необходимости смертного приговора.

В этот период слава и влияние Цицерона достигли своего пика; восхваляя его решительные действия, Катон назвал его «отцом отечества».

 

Изгнание

В 60 году до н. э. Юлий Цезарь, Помпей и Красс объединили силы с целью захвата власти, образовав Первый Триумвират. Признавая таланты и популярность Цицерона, они сделали несколько попыток привлечь его на свою сторону. Цицерон, поколебавшись, отказался, предпочтя остаться верным сенату и идеалам Республики. Однако это оставило его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клодий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как оратор дал против него показания на судебном процессе.

Клодий добивался принятия закона, осуждавшего должностное лицо, казнившего римского гражданина без суда, на изгнание. Закон был направлен в первую очередь против Цицерона. Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, однако не получил её; кроме того, он подвергся физическим преследованиям со стороны приверженцев Клодия. В апреле 58 года до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание и покинуть пределы Италии. В его отсутствие закон был принят, его имущество конфисковано, а дома сожжены. Изгнание подействовало на Цицерона крайне угнетающее, он подумывал о самоубийстве.

В сентябре 57 года до н. э. Помпей занял более жесткую позицию по отношению к Клодию (причиной тому послужили нападки трибуна). Помпей прогнал его с форума и добился возвращения Цицерона из ссылки с помощью народного трибуна Тита Анния Милона.

Вскоре после возвращения из изгнания Цицерон отошел от активной политической жизни. Он предается адвокатской и литературной деятельности. В 55 году он пишет диалог «Об ораторе», в 54 году приступает к работе над сочинением «О государстве».

В 51 году до н. э. он был назначен по жребию наместником Киликии, где успешно правил, пресек мятеж каппадокийцев, не прибегая к оружию, а также нанёс поражение разбойничьим племенам Амана, за что получил титул «императора».

Вернувшись в Рим, Цицерон застал усугубившееся после смерти Красса противостояние между Цезарем и Помпеем. В ходе гражданской войны Цицерон после долгих колебаний принял сторону Помпея, однако понимал, что на данном этапе вопрос уже не в том, будет ли Рим республикой или империей, а в том, кто — Цезарь или Помпей — будет императором, и считал оба варианта плачевными для государства.

После битвы при Фарсале (48 год до н. э.) Цицерон отказался от предложенного ему командования войском Помпея, и после стычки с Помпеем Младшим и другими военачальниками, обвинявшими его в предательстве, перебрался в Брундизий. Там он встретился с Цезарем и был им прощен. Во время правления Цезаря он ушёл с политической сцены Рима, так и не сумев примириться с диктаторством, и занялся сочинением и переводом философских трактатов.

 

 

Смерть

В марте 44 г. до н.э. был убит Цезарь, а в декабре Цицерон возвратился в Рим, чтобы попытаться убедить сенат защитить республиканский строй от наследников диктатуры Цезаря — триумвиров Октавиана, Антония и Лепида.

Речи и действия его оказались безуспешны. По настоянию Антония имя его было включено в проскрипционные списки, а 7 декабря 43 г. до н.э. Цицерон был убит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность философии

Марк Туллий Цицерон, в своей философии широко опиравшийся на стоицизм, сумел в значительной степени адаптировать к римской действительности основной мировоззренческий пафос греческой мысли. В своих блестящих диалогах  он затронул темы, которым суждено было стать основами политического и морального гуманизма. И если оригинальность его мысли, эклектичной в своей основе, может вызывать дискуссии, то значимость его позиции философии как важнейшего интеллектуального звена греко-римской культуры неоспорима. Цицерон в полном смысле этого слова является первым политическим мыслителем универсального космополиса, в мировоззрении которого преобладали темы политического действия.

Главная тема Цицерона - государство и его сущность. Примечательно, что для обозначения государства Цицерон использует уже не понятие полиса, знакомое нам по текстам классической Греции, а вводит новое - res publica, которым он стремится подчеркнуть радикальное отличие нового политического образования. «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Первой причиной для такого соединения людей является не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе. Ибо человек не склонен к обособленному существованию и уединенному скитанию, но создан для того, чтобы даже при изобилии всего необходимого не удаляться от себе подобных» (О государстве, I, XXV, 39).

В этом определении обращают на себя внимание следующие моменты:

      • во-первых, преемственность по отношению к классическому античному определению государства: подобно Аристотелю, Цицерон настаивает на естественной склонности людей к социальности;
      • во-вторых, понятие res publica в цицероновском понимании обозначает уже новую реальность - политическую и юридическую организацию римского народа, всю совокупность его прав и обязанностей; поэтому Цицерон определяет государство как «достояние народа»;
      • в-третьих, мыслитель вводит в свое определение государства и определение понятия «народ», который в его толковании воспринимается не как случайное объединение людей, «толпа», но как единое, цельное образование, сплоченное своим юридическим, правовым статусом, что является отличительной чертой римского политического мышления.

Второй важнейшей темой политической философии Цицерона является фундаментальная для античной мысли тема естественного закона и естественного права как некоего безусловно правильного положения, соответствующего природе и распространяющего свое действие на всех людей.

«Истинный закон, - говорит Цицерон устами Лелия в своем диалоге О Государстве, - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое прибывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает... Предлагать полную или частичную отмену такого закона - кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью не дозволено; и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем... на лее народы в любое время будет распространяться один извечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей - бог, создатель, судья, автор закона. Кто не покорится ему, тот будет беглецом от самого себя и, презрев человеческую природу, тем самым понесет величайшую кару...».

Информация о работе Биография, сущность философии и основные работы М. Т. Цицерона