Биоэтика её принципы и цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:41, контрольная работа

Краткое описание

• Биоэтика – термин и учение, созданное Ван Ренселлером Поттером в 1970 г. Слово
«биоэтика» составлено им из двух греческих слов: bios (жизнь) и ethos (мораль).
• Поттер называл биоэтику «мостом в будущее», связующим звеном между

Содержание

План работы:……………………………………………………………………………………
1) Что такое биоэтика ?
1.1. Предмет и место биоэтики в современной науке.
1.2. Возникновение биоэтики
2) Принципы и идеи биоэтики.
3) Цели и задачи изучения биоэтики
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Биоэтика её принципы и цели..docx

— 43.40 Кб (Скачать файл)

Биоэтика её принципы и цели.

План работы:……………………………………………………………………………………

1) Что такое биоэтика ?

1.1. Предмет и место биоэтики в современной науке.

1.2. Возникновение биоэтики

2) Принципы и идеи биоэтики.

3) Цели и задачи изучения биоэтики

Заключение

Список литературы

Введение.

 

• Биоэтика – термин и учение, созданное Ван Ренселлером Поттером в 1970 г. Слово

«биоэтика» составлено им из двух греческих слов: bios (жизнь) и ethos (мораль).

• Поттер называл биоэтику «мостом в будущее», связующим звеном между

биомедицинскими фактами и моральными ценностями. Он считал, что в течение второй половины XX века биологические науки постоянно расширяли сферу своих знаний и технических возможностей, тогда как размышления о ценностях, затрагиваемых этим прогрессом, продвигались вперед не столь интенсивно.

•В.Р. Поттер:

• «Человечество нуждается в соединении биологии и гуманистического   знания, из которого предстоит выковать науку выживания и с ее помощью

установить систему приоритетов… Наука выживания должна быть не

просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее

важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и

общечеловеческие ценности.

 

Что такое  биоэтика ?

 

О, Человек! Ты сам себе слагаешь оды,

Ты льстишь  себе, зовясь “венцом природы”.

Закрыв глаза  на все свои деянья,

Ты не идешь  дорогой покаянья.

 

Как не послушное  и глупое дитя,

Тебя растит заботливая мать - Земля

А ты в ответ  ей все наперекор,

И у тебя с ней  краткий разговор,

 

Цветущей юности ее пришла на смену старость.

Тобой измученная мать лишь вызывает жалость!

Ты тянешь из нее, что только можно,

Но вечной быть ей просто невозможно!

 

                                    И.Чекмарева

 

 

 

Биоэтика, или этика жизни, является разделом этики. Биоэтика определяет, какие действия по отношению к живому с моральной точки зрения допустимы, а какие недопустимы.

Предметом изучения биоэтики являются быстро накапливающиеся достижения естествознания, в первую очередь  биологии и медицины, глубокое их исследование и определение степени опасности  в настоящем и будущем при  их приложении к человеку и обществу в целом. Конечная цель биоэтики -разработка мер морального, а чаще законодательного характеpa, которые оградили бы каждого конкретного человека и человечество от нежелательных или губительных последствий внедрения новых и, к сожалению, не всегда до конца выверенных биологических и медицинских достижений.

В узком смысле понятие  биоэтика обозначает весь круг этических  проблем во взаимодействии врача  и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса  биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских  и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых  организмов, включенных в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых  технологий и идей в медицине и  биологии в целом.

В начале третьего тысячелетия  стало очевидно, что бурное развитие научно-технического прогресса, отрицательно отразилось на состоянии окружающей среды. Лишь в последние десятилетия, когда природа стала жестоко мстить человечеству за причиненный ей ущерб, мы начали пытаться анализировать свои поступки и пересматривать моральные ценности. Жить в гармонии с природой и уважать любое проявление жизни на Земле-вот необходимые условия для дальнейшего развития человеческого общества. Стремление человека найти  обновленную систему моральных ориентиров, духовный потенциал, на который можно было бы опираться как в процессе развития науки и технологий, так и в обыденной жизни, воплотилось в новой сфере  человеческого знания-биоэтике. Биоэтика – это междисциплинарная наука об этичном отношении к любой форме жизни, анализирующая человеческое поведение в свете нравственных ценностей и принципов. Понятие «биоэтика « возникло недавно как этическая реакция, как вызов злоупотреблениями в жизненно важной сфере, связанной с биологической природой человека, с его выживанием и «выздоровлением», как «мост в будущее», по словам ее основателя В.Р.Поттера. За короткое время эта наука быстро продвинулась вперед, хотя и до сих пор не все в ней ясно. Так ,остается открытым вопрос о ее статусе, предмете и структуре. Я придерживаюсь точки зрения, согласно которой биоэтика – это наука об этичном отношении ко всему живому. Включая два основных направления: биомедицинскую и экологическую этику.                                                                                                                                           

Биомедицинская  этика – это этико- прикладная дисциплина, которая занимается изучением нравственного отношения общества в целом и профессионалов( биологов, медиков) к человеку, к его жизни, здоровью, смерти и которая ставит перед собой задачу сделать заботу о них приоритетным правом каждого человека. Биомедицинская этика касается таких вопросов, как взаимоотношения человека и современных достижений биологии, медицины, биотехнологии, генной инженерии; она рассматривает проблемы здоровья и болезни, лечения и выздоровления, жизни и смерти, а также этические аспекты проведения биомедицинских исследований.                                                   

Экологическая этика – это учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера(субьекта), на признании равноправия и равноценности всего живого, а также  на ограничении прав и потребностей человека. Вместе с тем, делая своим предметом моральное отношение человека к природе, как живой, так и неживой, экологическая этика выходит за  пределы того, что наделено «био»,то есть жизнью с ее биологическими критериями. Экоэтика включает представление о благе не только всех живых существ, но и экосистем, и поэтому может рассматриваться как более широкое понятие, чем биоэтика.               

Сегодня биоэтика-это не только наука, но и уникальная форма  мировозрения, предполагающая определенное нравственное отношение человека к окружающему миру, его представление о нем  и о своем месте в этом мире.

1.1 Предмет и место биоэтики в современной науке.

1.1. Содержание биоэтики. Развитие биоэтики обусловлено  тем, что в современном мире  медицина претерпевает процесс  цивилизационных преобразований. Она  становится качественно иной, не  только более технологически  оснащенной, но и более чувствительной  к правовым и этическим аспектам  врачевания. Этические принципы  для новой медицины хотя и  не отменяют полностью, но радикально  преобразуют основные положения  «Клятвы Гиппократа», которая  была эталоном врачебного морального  сознания на протяжении веков.  Традиционные ценности милосердия, благотворительности, ненанесения вреда пациенту и другие получают в новой культурной ситуации новое значение и звучание. Именно это и определяет содержание биоэтики. К биоэтическим обычно относят моральные и философские проблемы аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных; получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов (в том числе с ограниченной компетентностью – например, детей или психиатрических больных); выработки дефиниции (определения) смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной); проблемы отношения к умирающим больным (хосписы); вакцинации и СПИДа; демографической политики и планирования семьи; генетики (включая проблемы геномных исследований, генной инженерии и генотерапии); трансплантологии; справедливости в здравоохранении; клонирования человека, манипуляций со стволовыми клетками и ряд других.

1.2 Возникновение биоэтики.

- Истоки биомедицинской  этики берут начало от основных  положений врачебной этики, которые  получили отражение в клятвах,  приносимых врачами еще во  времена глубокой древности (в  древней Индии - около 1500 лет  до н.э.; в древней Греции - начиная  с V - IV веков до н.э.; в Европе - с VI века н.э.; в России - в XIX веке). Наиболее ярко эти положения  были сформулированы в "Клятве  Гиппократа" (V - IV века до н.э.): "не ищи выгоды", "советуйся  с коллегами", "соблюдай высокую  мораль" (абсолютное уважение  к больному; требование, чтобы всякое  лечение приносило ему пользу  и не причиняло вреда).

- В России активными  проводниками учения Гиппократа  и идей врачебной этики были:

М.Я.Мудров (1776-1831 гг.), который сам перевел труды Гиппократа на русский язык и, будучи деканом медицинского факультета Московского Университета, в лекциях, посвященных искусству врачевания большое внимание уделял этическим наставлениям. Умер от холеры, борясь с эпидемией в Поволжье; Н.И.Пирогов (1811-1881 гг.), призывавший извлекать опыт из врачебных ошибок, а не утаивать их;С.П.Боткин (1832-1889 гг.), который считал важным быть правдивым в общении с пациентом, но и внушать ему надежду ("лучшее лекарство");В.А.Манассеин (1841-1901 гг.) - "рыцарь врачебной этики", редактор газеты "Врач", отстаивавший незыблемость требований сохранения врачебной тайны;В.В.Вересаев (1867-1945 гг.), возражавший В.А.Манассеину и обсуждавший в своих работах "проклятые вопросы" (врачебные ошибки, допустимость вскрытий, денежных расчетов с пациентами, границы дозволенного в опытах на животных и людях);Ф.П.Гааз (1780-1853 гг.), активно помогавший ссыльным, каторжным ("спешите делать добро");- История XIX и XX веков, к сожалению, содержит много примеров недопустимого пренебрежения правилами врачебной этики, в частности при проведении исследований на людях (на смертельно больных пациентах, стариках, детях, проститутках, бедняках, заключенных). Эти данные приведены, в частности, в работах:

В.В.Вересаева ("Записки врача",1901 г.);

Альберта Мооля ("Arztliche Medicin", 1902 г.);

Б.Г.Юдина - ред. ("Биоэтика: принципы, правила, проблемы", М., 1998, стр. 170-210).

- После второй мировой  войны были выявлены ужасающие  факты проведения бесчеловечных  медицинских экспериментов на  заключенных концлагерей в фашистской  Германии:

  • Опыты с воздействием гипобарии (12 км) до смертельного исхода;
  • Многочасовые воздействия на обнаженных людей низких температур;
  • Заражение малярией, желтухой, ипритом, раковыми клетками;
  • Принудительное питье морской воды и др.

- Нюрнбергский трибунал, длившийся 10 месяцев и закончившийся  20 августа 1947 г., вынес приговор, каравший  участников этих издевательств  и содержавший раздел ("Нюрнбергский  кодекс"), в котором излагались  базовые принципы допустимости  проведения медицинских экспериментов.  К числу этих принципов, в  частности, были отнесены: добровольность (осознанное, информированное согласие  на участие в эксперименте  в качестве обследуемого), предварительные  эксперименты на животных, научная  обоснованность эксперимента, минимизация  рисков, право на досрочное прекращение  эксперимента и др. Эти принципы  были приняты Американской медицинской  ассоциацией, Всемирной медицинской  ассоциацией (ВМА) и многими  другими организациями в качестве  норм медицинской этики.

- С середины 60-х годов  в США и Западной Европе  стала формироваться биоэтика, как  современная наука на стыке  философии, культорологии, международного права, с одной стороны, и медицины - с другой. В рамках этого научного направления получили развитие как теоретические концепции обеспечения прав человека в биомедицине, так и организационные формы проведения биоэтической экспертизы. В 1964 г. Всемирная медицинская Ассоциация (ВМА) выпустила "Хельсинкскую декларацию", содержащую рекомендации по проведению медико-биологических исследований и дополненную на ряде последующих заседаний ВМА. В 1997 г. была обнародована "Конвенция Совета Европы о правах человека в биомедицине", которая возводит этический контроль за проведением медико-биологических исследований в разряд законоположений, обязательных к исполнению для государств, ратифицировавших эту Конвенцию.

- Проведение биоэтической  экспертизы возлагается на независимые  биоэтические комитеты, первоначально  появившиеся в США, а после  1975 г. в ряде других стран.  С принятием "Закона Российской  Федерации об охране здоровья  граждан" (1993 г.) появилась правовая  база для создания Комитетов  (Комиссий) по вопросам этики (статья 16) в области охраны здоровья  граждан в нашей стране. Эволюция  общих принципов этического контроля  за проведением медико-биологических  исследований в конкретные организационные  формы нашла отражение и в  практике соблюдения этических  норм в авиакосмической медицине.

- В период до 1993 г. организация  медико-биологических исследований  в авиакосмической медицине включала:

  • Проведение исследований экспериментаторами на себе (А.П.Аполлонов, В.В.Стрельцов, О.Г.Газенко, М.И.Вакар, Б.Б.Егоров, В.Г.Лазарев, В.Г.Волович, В.А.Смирнов, А.В.Еремин; И.И.Касьян, С.А.Бугров, В.В.Поляков, В.П.Катунцев и мн. др.)
  • Установление и соблюдение принципов:- обязательного письменного согласия добровольца-испытателя на участие в эксперименте после ознакомления с его условиями; - допуска к эксперименту по заключению врачебно-экспертной комиссии; - права на досрочное прекращение эксперимента;
  • Введение в действие документов, регламентирующих: - порядок организации и проведения экспериментов; - обязанности и ответственность должностных лиц; - правила соблюдения техники безопасности. Вместе с тем, в различных организациях, проводивших подобные исследования, этот порядок не был строго унифицирован, а проведение независимой биоэтической экспертизы предусмотрено не было.

Информация о работе Биоэтика её принципы и цели