Буддизм а искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:58, реферат

Краткое описание

Появление и распространение буддизма явилось катализатором всех творческих сил Дальнего Востока. Как пишет В. С. Поликарпов: «Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета». (Поликарпов В.С. История религий. - М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.) Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока - ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуциантсва в Китае, вскоре составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Социальная «нейтральность» буддизма и искусства………………….4
2. Влияние идей буддизма на искусство Индии, Китая, Японии……….7
2.1. Влияние идей буддизма на искусство Китая……………………….7
2.2. Влияние идей буддизма на искусство Японии………………………8
2.3. Влияние идей буддизма на искусство Индии………………………13
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат философия.docx

— 56.83 Кб (Скачать файл)

Расцвет буддийского искусства  Индии приходится на эпоху Гуптов (IV-V века). Самым знаменитым памятником этого времени стали фрески пещерного монастыря в Аджанте. Примечательно, что Аджанта не входила в царство Гуптов, и это свидетельствует о том, что гуптская культура перешагнула государственные границы, став поистине общеиндийской.

Искусство Гуптов отличается глубокой человечностью, пластическим совершенством скульптуры и монументальной архитектурой. Искусствоведы говорят о лаконической соразмерности, гармоническом равновесии всех пропорций.

Прославленный пещерный монастырь  в Аджанте знаменит своими фресками - поскольку это практически единственная дошедшая до нас живопись этого времени. Однако художественные достоинства Аджанты отнюдь не исчерпываются живописным убранством: они ничуть не уступают ранним пещерным монастырям по богатству оформления фасадов, архитектуре внутреннего пространства, где собственно строительные формы гармонично сочетаются не только с живописью, но и прекрасной скульптурой.

Язык буддийских композиций подчас представляет собой идеограммы. Это  касается не только фресок, примеры  подобного можно найти и в  каменной резьбе ограды и ворот ступ. Ярким примером идеограммы служит один из фризов Аджанты, где под восьмью фигурами будд изображены восемь пар влюбленных. Смысл этой идеограммы таков: Учение Будды - это махасукха, "великое наслаждение". Разумеется, счастье от постижения Учения разительно отличается от любовного наслаждения, но традиция передавать восторг просветленного духа через упоение любви в буддизме оказалась очень сильна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение хочется привести слова  А. Говинды, из которых можно получить целостное представление о взгляде буддизма на мир:

«Мир представляет собой исключительно  процесс действования. Нигде нет застоя, нет ограничения. Ничто не существует само по себе или отдельно в самом себе. Не существует ничего постоянного; и вместо мира, заполненного мертвыми вещами, существует живой космос, который находит свое подобие в сознании каждого индивидуума и свой фокус - в каждом атоме, так же как и каждое мгновение, рассматриваемое с точки зрения бесконечной делимости, содержит безграничность времени. Таким образом, мы обнаруживаем присутствие внутри нас самих вечности и полноты, которые недоступны нам до тех пор, пока мы ищем их в фантасмагории внешнего мира или отдельного маленького эго.

Тот, кто вступает на Путь Будды, должен отбросить любые мысли о «я»  и «мое». Но это отбрасывание не обедняет нас, а напротив, обогащает, ибо отбрасываем  и разрушаем мы стены нашего заточения, обретая взамен высшую свободу, которую  не следует понимать просто как растворение  в целом или как чувство  идентичности с другими, но как восприятие бесчисленных и бесконечных взаимоотношений, в соответствии с которыми каждый индивидуум, по сути, связан со всем, что  есть, вмещая таким образом в своем сознании всех живых существ, принимая участие в их сокровенном переживании, разделяя их страдание и радость».( Говинда Л.А. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. - СПб.: «Андреев и сыновья», 1993)

Нужно всегда помнить, что буддизм  не застывшее учение. Не прошлое, а  настоящее. Учение Будды может быть применено здесь и сейчас, в  любой обстановке. Мы не ограничены в своих возможностях, есть нечто  поверх человеческого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Буддизм и культурно-психологические  традиции народов Востока: сб. статей. (Ред. Абаев Н.В.) – Новосибирск: Наука, 1990.

2. Буддизм и средневековая культура  народов Центральной Азии: сб. статей. (ред. Герасимова Г.М.) – Новосибирск: Наука, 1980

3. Буддизм: словарь. (Абаева Л.Л. и др.) – М.: Республика, 1992.

4. Васильев Л.С. История религий  Востока. - М.: Высшая школа, 1988.

5. Говинда Л.А. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. - СПб.: «Андреев и сыновья», 1993

6. Дэви-Неел А. Посвящения и посвященные в Тибете. - СПб.: Орис, 1994.

7. Завадская Е.В. Эстетические проблемы старого Китая.

8. Лекции по истории религии. - СПб.: Лань, 1997.

9. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин  В.К. Ранняя буддийская философия.  Философия джайнизма. - М.: Издательская  фирма «Восточная литература»  РАН, 1994.

10. Психологические аспекты буддизма. - Новосибирск: Наука. Сибирское  отделение, 1991

11. Поликарпов В.С. История религий. - М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.

12. Радугин А.А. Введение в религиоведение. - М.:Центр, 1996.

13. Радхакришнан С. Индийская философия. - М.: «МИФ», 1993.

14. Шляхав А.Л. Китай и китайцы. Привычки. Загадки. Нюансы.-Астрель,2012

 


Информация о работе Буддизм а искусстве