Бытие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 07:36, реферат

Краткое описание

С самого начала западно-европейского мышления и к сегодняшнему дню бытие означает то же самое, что и присутствие... Бытие как присутствие определяется через время. Мартин Хайдеггер
Знание о мире - составная часть учения о человеке. Только через познание мира, его сущности, структурных уровней организации, законов развития и существование человек может познать самого себя, свою природу и сущность, связь с другими людьми.

Вложенные файлы: 1 файл

бытие.docx

— 18.10 Кб (Скачать файл)

С самого начала западно-европейского мышления и к сегодняшнему дню бытие означает то же самое, что и присутствие... Бытие как присутствие определяется через время. Мартин Хайдеггер  
 
Знание о мире - составная часть учения о человеке. Только через познание мира, его сущности, структурных уровней организации, законов развития и существование человек может познать самого себя, свою природу и сущность, связь с другими людьми.  
 
Понятие "мир" имеет конкретно-историческое содержание, которое определяется залогом культуры, науки, техники, материального производства, общественного отношения, природы. Чем больше развиты формы деятельности человека и продуктивные силы общества, тем шире и разнообразнее видится мир человеком, тем сильнее этот мир очеловечивается. Вместе с тем и самый человек, "опредметчиваясь" результатами своей работы, своим развитием обязан миру. Поэтому вселенная - это единство объективной действительности и "действительности человеческих сущностных сил", которые имеют конкретно-исторический характер.  
 
Понятие "мир" как мировоззренческая категория формировалось еще в дофилософский период развития человечества. Его возникновение и развитие связаны с практическим выделением человека из природы. Опосредствование жизнедеятельности людей процессом материального производства и системой общественного отношения обусловило становление общества как соответствующей целостности, в которой жизнь людей стала возможной только в форме коллективной деятельности.  
 
Такая система связей между самыми индивидами в пределах первоначальной общины проявилась в том, что жизнь отдельных людей могла обеспечиваться только через удовлетворение нужд общины как целого. Среди общих нужд выделяются нужды в производстве орудий работы и осуществлении общественного отношения. Внутренняя система взаимозависимости производителей и потребителей общины формировала характер и направление их деятельности, необходимость в коллективной работе на всю общину.  
 
Важно, что в этот период изменяется характер отношения общины к природе: человек переходит от собирания к деятельности, направленной на производство из предметов природы орудий работы, а с их помощью - к преобразованию предметов природы на средства удовлетворения нужд человека. Тем самым природа непосредственно включается в сферу активной деятельности человека. Составляется соответствующее единство не только людей внутри общины, а и человека и природы, которая вплетена в сферу ее активной деятельности. На этой основе начинает создаваться целостное представление о миру предметов, явлений, ценностей, связей, отношений, которые представляют жизненную сферу бытия человека.  
 
Такое представление о бытии человека среди людей и природы находит отображение в понятии мира как родительного самосознания человека первоначального общества, в осознании причастности индивида к общине, к коллективной деятельности для освоения природы,  
 
Поскольку община - это относительно самостоятельная система, которая объединяет индивидов в их борьбе за обеспечение своего существования, постольку для них мир ограничен родоплеменными связями и отношениями. Такая форма индивидуального самосознания как воплощение естественных и общественных, родительных связей сохранилась в языках разных народов: "мир - это община", "весь мир - вся община", "в мир - в люди", "всем миром - всей общиной" и прочее.  
 
В процессе развития человека изменяется представление о мире, оно наполняется конкретно-историческим и чувственным содержанием. И с раскрытием сущностных сил человека мир для него становится не просто объективной действительностью, а и действительностью ее сущностных сил.  
 
Поэтому вселенная - это единство естественной и общественной действительности, обусловленной практической деятельностью. А категория "мир" определяет не только естественные, объективно-материальные свойства, а прежде всего особенности человеческого практически-деятельного отношения к себе и к условиям своего существования.  
 
Человека необходимо воображать не просто в мире, а в мире истории природы и общества, в системе общественного отношения, которое в значительной мере определяют характер ее отношения к природе.  
 
Понятно, что мир - это целостная система, которая развивается в диалектическом единстве природы и общества. Такое единство противоречивое, о чем свидетельствует история их взаимодействия.  
 
Человек, в процессе активной целенаправленной деятельности, превращает природу в мир своего бытия, который, с одной стороны, обеспечивает его существование и жизнедеятельность, а с другого - разрушает природу и создает угрозу собственному существованию. Если исчезнет человек, исчезнет и мир как мир бытия человека, но это не означает, что исчезнет природа и изменения, которые состоялись в ней с помощью человека. Природа потеряет свою качественную определенность как мир человеческого бытия.  
 
Содержание и границы мира не являются чем-то неизменяемым. С овладением природой, осложнением общественного отношения и связей содержание понятия о мире углубляет, обогащается, а его границы расширяются. К сфере практической деятельности человек включает не только предметы непосредственно близкой природы, а и углубляет знание о Вселенной. Так, она выходит в космос, проникает в глубины микро- и мегамира. Но центральную часть понятия о мире представляет система социальных связей и отношений, в которых человек осуществляет свою жизнедеятельность. Кроме того, к содержанию человеческого мира принадлежит его духовная жизнь, продукты духовной жизнедеятельности.  
 
Таким образом, мир - это определенное бытие, универсальная предметность, в которой человек самоопределяется как субъект деятельности, который создает собственный мир - мир человеческого бытия.  
 
Категория "мир" вместе с другими категориями философии образовывает смысловое ядро мировоззрения во всех его исторических типах. Она вобрала у себя представление о предельных для человека основы сущего. Мир в философско-мировоззренческом понимании определяет границе абсолютности явишь от универсуму, что мыслится как проекция всех возможных миров на качественно бесконечную реальность, к внутреннему миру человека. Тем не менее мир не может быть отождествленным с тем или другим явлением, поскольку вместе с внутренней определенностью бытия ему присущие неопределенность, относительность, внешняя обусловленность.  
 
Категориальная определенность мира состоит перво-наперво в его фундаментальных свойствах: целостности, саморазвития, конкретной всеобщности. Мировоззренческие отличия в толковании фундаментальных характеристик мира отображаются в способах решения кардинальных проблем миропонимания и научного познания. Так, целостность мира нашла отражение в проблеме единства мира, строясь на монистических, дуалистических, плюралистических взглядах, а характеристика саморазвития мира связана с вопросами его возникновения и становление, познанием Вселенной, природы, человека, их причинности и целесообразности.  
 
Типология мира, в которой человек - это микрокосм, а Вселенная - макрокосм, ведет начало из мифологического отождествления естественного и человеческого бытия. Позднее в эту типологию был включен сакральный мир символического бытия, который отвечал представлениям о месте сверхъестественных сил в структуре универсуму, так называемого отношения Бог к миру. С появлением человека на высшем этапе развития материи структура бытия испытает коренные изменения. Наличие человеческого мира обозначается прежде всего на типологии мира, который делится на: материальный, духовный, объективно-реальный, субъективно-идеальный.  
 
Отдельные миры делятся на Космос, Землю, живую и безжизненную природу с множеством субмиров, которые дополняются социогенными мирами с материально-культурной типологией (очеловеченная природа, техника и т.п.). Духовно-практическое освоение мира формирует типологию согласно его формам: жизненный мир повседневного бытия, мир культуры, мир символов и прочее.  
 
Адекватное раскрытие проблемы существования мира становится возможным благодаря активизации таких форм мироотношений, в которых человек, выходя за границы имеющегося бытия, создает мир своего бытия.  

Информация о работе Бытие