Взаимодействие философии и научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение философии и научного знания.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия философии и науки.
Определить взаимодействие философии и научного знания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Основные понятия философии и науки…………………………………4
1.1 Понятие науки……………………………………………………………4
1.2 Развитие науки…………………………………………………………...6
1.3 Понятие философии……………………………………………………..8
1.4 История философии……………………………………………………..9
1.5 Развитие представлений об отношении философии и науки………..11
1.6 Философия и наука в единстве и отличии……………………………13
1.7 Познание как форма активной интеллектуальной деятельности человека. Роль философии в формировании научного знания………………….15
Раздел 2. Взаимодействие философии и научного знания………………………21
2.1 Роль философии в построении научных теорий……………………..21
2.2 Философские основания науки и их роль в научном поиске и обосновании научного знания……………………………………………………..22
2.3 Философские основания науки………………………………………..23
2.4 Соотношение философии и научных знаний………………………...24
2.5 Взаимодействие научных знаний и философии……………………...26
2.6 Промежуточные формы взаимодействия науки и философии……...28
Заключение………………………………………………………………………….32
Библиографический список………………

Вложенные файлы: 1 файл

философия и научное знание.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Достижения в раскрытии теории познания, уточнение представлений  о его чувственной и рациональной формах привели на. определенном этапе  к их абсолютизации, в противоречие эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм (от греческого слова empeiria - опыт) - такое философское сторонники которого чувственный опыт считают  единственным источником знания. 

Возникновение эмпиризма своими корнями  уходит в эпоху философии Нового времени. Особенно широкое распространение эмпиризм получил в  учениях философов-идеалистов в XIX веке. Именно тогда он был положен в основу теории познания многих философских течений, и, прежде всего позитивизма и родственных ему направлений.

Противоположное эмпиризму направление - рационализм (от латинского слова rationalis - разумный). Его сторонники пытались уподобить истины, лежащие в основе всякого знания и якобы обосновывающие себя, ясным и отчетливым математическим формам.

Философская суть рационализма проявляется в утверждении, что разум - основа бытия, познания и морали.

Широкое распространение термин «рационализм»  получил же в XIX веке. В своем большинстве  выразители рационалистической философии  настаивают на оценки, согласно которому всякая реальность имеет в себе самой или в начале, от которого она исходит, достаточное основание для собственного бытия.

Подобная трактовка рациональности преследует цель устранить различие между материализмом и идеализмом. Рационализм исходит из того, что  разум является источником и критерием достоверности знания, в рамках рационализма мышление отрывается от чувственного восприятия.

Рационализм подразделяется на онтологический и гносеологический. Онтологический рационализм утверждает разумность бытия, наличие в бытие некоего разумного начала. Гносеологический - объявляет разум главной формой познания.

В противовес чувственному созерцанию эмпириков рационалисты (Декарт, Лейбниц, Спиноза) выдвинули идею сверхчувства. Издержки подобного подхода сказались в абсолютизации понятия «интеллектуальная интуиция», посреди которой разум, беря опоры на опыт и минуя чувственные данные, приходит к непосредственному постижению сущности бытия.

Противостояние эмпиризма  и рационализма оставило заметный след в истории философии. И хотя понимание  действительных причин имевшего место  заблуждения позволяло преодолеть его, последствия односторонней  трактовки не устранены окончательно.

Сегодня выделяют эмпирический и теоретический уровни знания. Их различие проводится по различным основаниям: по объекту исследования, уровню отражения объективного мира и характеру связи с практикой, по логическим приемам познания и т. п.     

Эмпирический - это такой  уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступного чувственному созерцанию. Данные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования.

Необходимость в такого рода сведениях подчас выступает  причиной разделения наук на экспериментальные  и теоретические, хотя, конечно, на практике нельзя добиться положения, когда из экспериментальных дисциплин начисто будет устранена теория, а из теоретических изъято всякое упоминание об эксперименте.12

Теоретический уровень  знания опирается на абстрактное  мышление, для которого исходным пунктом  исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия.

Анализируя проблемы научного познания, необходимо исходить из факта существования сложных и противоречивых связей между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания. Ориентация на какое-либо одно из этих гносеологических направлений не приведет к пониманию сути этих связей. Ибо гносеология эмпиризма ограничивается суммированием, сопоставлением и обобщением данных эмпирии, а односторонность всеохватного теоретизма - своеобразной реакции на узкий эмпиризм - игнорирует наличие эмпирии как самостоятельного элемента познания.

Достижения в раскрытии  природы познания, уточнение представлений  о его и чувственной рациональной формах привели на определенном этапе  к их абсолютизации, в противоречие эмпиризма и рационализма.

Поскольку для философских  вопросов характерна радикальность, т. е.  исследуется не та или иная причинно-следственная связь, а смысл, который может быть присущ всему целому, то можно сделать вывод о том, что философия играет роль в формировании научного знания. 

Поскольку исследование экономического пространства входит в категорию научного знания, то рассмотрение роли философии в формировании научного знания должно быть интересно для экономистов.

Таким образом, как и  наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат  исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. Науки нет без философии, а философии - без науки. Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем.

И наоборот, наука (настоящая  наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а  будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Взаимодействие философии и научного знания

 

2.1 Роль философии в построении научных теорий

 

Специфическая роль философии  в научном познании состоит в  том, что сама философия выступает  как орудие или способ познание, наделяющего субъект познания способностью к теоретическому мышлению. Речь идет о том, что ученые осознанно или  неосознанно поднимаются на уровень теоретического осмысления бытия и сущности познания, что как только перед ученым раскрывается это осмысление бытия, то можно говорить, что в сознании данного ученого присутствует философия.

Философия формулирует  тот основной инструментарий теоретического мышления, сам метод построения теории, который в наиболее общей форме выступает как восхождение от абстрактного к конкретному и результатом этого является построение теории.13

Вообще, логика сумела выделить общие элементы построения теории. Логическая схема теоретического познания достигается благодаря философским исследованиям. Вообще философия выявляет основания математики и логики, без которых современная наука немыслима, и показывает, к чему они сводятся. Они сводятся в принципе к универсальным аспектам бытия, к наиболее общим законам существования. Можно сказать, что современная математика и логика основаны на том, что весь мир подчиняется некоторым общим законам.

Философия, таким образом, создает базисные предпосылки создания новой теории тем, что она в результате систематических, обобщающих усилий позволяет актуализировать те термины, понятия, представления, которые были в истории познания, которые в виде определенной картины мира «витали» в сознании ученого. Она помогает ему обратиться, к тем, пока еще аморфным с точки зрения конкретной науки, но качественно определенным с точки зрения философии понятиям, конкретизировать и взять их, как исходный материал для построения науки.

 

2.2 Философские основания науки и их роль в научном поиске и обосновании научного знания

 

Основания науки имеют многослойное строение. Можно выделить три структурных элемента в основаниях науки:

1. Идеалы и нормы  научного познания

2. Философские основания  науки

3. Научная картина  мира

Идеалы науки –  это ценностные ориентации научного мышления ученых, которые занимаются наукой. Ценности есть общезначимые образцы, нормы, которые предъявляются к научному исследованию.

Идеалы и нормы науки  носят исторически развивающийся  характер. Например, идеалом классической науки XVII-XIX вв. в понимании причинности была динамическая трактовка причинности: все предопределено – прошлое, настоящее, будущее.

Идеалом понимания причинности  в неклассической науке (конец XIX-XX вв.) является статистическая трактовка причинности. Здесь причинность носит вероятностный характер – события жестко не предопределены. Большое значение в наступлении того или иного события придаётся случайности.

Основные идеалы и  нормы научного познания:

1. Непротиворечивость  – речь идёт о формальной  непротиворечивости, т.е. одно высказывание в сфере мышления не должно противоречить другому высказыванию.

2. Принципиальная проверяемость  – верификация. Данная ценность особенно значима в науках, которые имеют дело с конкретными фактами в виде определенных наблюдений, экспериментов.

3. Принципиальная возможность  фальсификации, т.е. допущение  возможности опровержения того  или иного научного положения.

4. Организованность и  системность. Это значит, что каждый  новый результат науки опирается  на предыдущий результат. Кроме этого, каждое новое высказывание в науке выводится из других истинных и доказанных высказываний. Например, в математике такими высказываниями являются аксиомы. В конкретных естественных науках такими высказываниями являются законы.

5. Принцип точности – этот идеал ориентирует ученого на выражение результатов исследования в точной количественной математической форме. Данный идеал особенно ценится в естественных и технических науках.

6. Принцип преемственности  в развитии научного познания.

Ученые должны стремиться к пониманию связи своей теории с предшествующими теориями. И. Ньютону принадлежит высказывание: «Я стоял на плечах гигантов».

7. Идеал научного объяснения  – задача науки состоит в  адекватном объяснении мира.

8. Идеал предсказания  – наука ценится, когда может предсказывать явления и события.

9. Для современной  науки особо ценным является  идеал возможности практического  использования научных выводов  в промышленности, сельском хозяйстве,  медицине.

 

2.3 Философские основания науки

 

На протяжении истории науки философия играла значительную роль в ее развитии. Следует вспомнить, что философия является праматерью всех наук. Две с половиной тысячи лет назад возникла единая система знаний – философия, которая включала в себя и научную проблематику. Первые философы были одновременно и учёными.

Философские основания  включают в себя четыре вида оснований:

1. Онтологические основания.  Именно философия говорит о бесконечности мира, о том, что нет беспричинных явлений и т.д.

2. Гносеологические основания.  Философия, а вернее значительная часть ее представителей, говорит о возможности объективной истины, то есть такого содержания знания, которое независимо от человека.14

3. Методологические основания.  В науке используются такие философские методы, как диалектический метод, системный метод, структурно-функциональный метод, в гуманитарных науках метод герменевтики – искусство, умение трактовать, правильно понимать текст.

4. Аксиологические основания.  Естественные науки в целом  безразличны к ценностям, задача  ученых заключается в том, чтобы познать и объяснить окружающий мир. В то же время любой ученый является человеком, он не свободен от ценностей – от понимания добра и зла, справедливости и несправедливости. Эти ценности изучает и привносит в науку философия, прежде всего отрасль философии – этика.

Примером влияния философских  оснований на развитие науки является история с атомистическим учением  Демокрита. Демокрит выдвинул идею о  том, что мир состоит из атомов, которые движутся в пустоте.

 

2.4 Соотношение философии и научных знаний

 

При рассмотрении вопроса  о соотношении философии и  науки имеется, по крайней мере, три  аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение философии и  вненаучного знания.

Первый аспект. Нельзя отрицать научного характера философии  вообще как одного из мощных потоков  развития человеческого знания и  культуры. И если к ней подходить  не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции историй, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

Информация о работе Взаимодействие философии и научного знания