Возникновение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 09:03, реферат

Краткое описание

В дальнейшем необходимость государства и права обуславливается всей совокупностью причин самого различного, прежде всего, общенационального порядка. Государство и право выступают как определенное выражение гражданской общности, приобретая при этом ту, или иную степень относительной самостоятельности. Они начинают функционировать, во многом подчиняясь своей внутренней закономерности развития. Каждая страна, имея свой набор, свое сочетание предпосылок исторического развития, формирует неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности.

Содержание

1.Введение
2.Понятие и сущность государства и права
3. Причины возникновения государства и права
4. Общие закономерности возникновения государства и права
5.Основные теории происхождения государства и права
6.Заключение
7.Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение государства и права.docx

— 52.12 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ  ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ  СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

 

Академия Государственной  противопожарной службы

Институт заочного и дистанционного обучения

 

Реферат

по дисциплине «Правоведение»

 

по теме: «Возникновение государства и права»

 

 

 

Выполнил: слушатель 2 курса  ИЗ и До,

Учебной группы 315,

Капитан внутренней службы.

Остроумов Д.А..

 

Номер зачетной книжки: 12341

Проверил: _________________

 

Москва 2013


 

 

Содержание

1.Введение

2.Понятие и сущность государства и права

3. Причины возникновения государства и права

4. Общие закономерности возникновения государства и права

5.Основные теории происхождения государства и права

6.Заключение

7.Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Среди теоретиков государства  и права никогда не было раньше и в настоящее время нет  не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения  государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми  системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие  государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и  ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь  возникали не рабовладельческие, а  феодальные государство и право.

Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и  права. Однако этого нельзя сказать  обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и  характере происхождения государства  и права. Над единством или  общностью мнений здесь преобладает  разнобой.

В мире всегда существовало и существует множество различных  теорий, объясняющих процесс возникновения  и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или  различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и  других социальных общностей на данный процесс. Или – взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства  и праваИзучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции -- основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное государство и право нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Познание государства  и права следует начинать с  вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого  общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства и права, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества. Вот почему необходимо изучить характеристику сторон первобытного общества, использовать данные археологии и этнографии, антропологии истории социологических наук непосредственно изучающих это общество.

Теория государства и  права изучает разнообразие первопричин  образования и развития государства  и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества. Кардинально  усложнившееся в период разложения первобытнообщинного строя бытие  общества, угроза его ослабления, распада  и даже гибели порождает необходимость  в особой, стоящей над ним, регулирующей силе, а отсюда в государстве, обеспечивающем его жизнеспособность и целостность. Этот длительный и сложный процесс  постепенно приобретал все более  отчетливо выраженный политический характер. По мере углубления социального  расслоения населения механизм государства  все более оказывался в обладании  верхов общества, ставящих его на службу в первую очередь своим интересам.

В дальнейшем необходимость  государства и права обуславливается  всей совокупностью причин самого различного, прежде всего, общенационального порядка. Государство и право выступают  как определенное выражение гражданской  общности, приобретая при этом ту, или  иную степень относительной самостоятельности. Они начинают функционировать, во многом подчиняясь своей внутренней закономерности развития. Каждая страна, имея свой набор, свое сочетание предпосылок исторического  развития, формирует неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности. Общие закономерности развития государства и права  в каждой стране проявляются неоднозначно. Теория государства и права, опираясь на научные результаты историко-юридических  исследований, формулирует, открывает  наиболее общие закономерности развития и функционирования государства  и права. Из работы можно многое узнать о происхождении государства и права, а так же проследить, как развивалось государство и вместе с ним право на протяжении всей истории развития человеческого общества.

 

 

2.Понятие и сущность государства и права

Государство представляет собой  сложное явление. Попытки дать его  определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным  образом к перечислению признаков  государства.

Многие исследователи  подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.

Рассматривая государство  с разных позиций – философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет  выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят:

1) наличие особой публичной  (политической) власти, располагающей  специальным аппаратом управления  и принуждения;

2) государственный суверенитет;

3) общеобязательный характер  актов, издаваемых государством;

4) взимание налогов.

Особая публичная (политическая) власть – один из главных признаков  государства.

Выступая в роли арбитра  между различными слоями, группами и классами населения, государственная  власть приобретает политический характер. Особенность этой власти в том, что  она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной  самостоятельностью по отношению к  обществу и другим источникам власти.

Публичная власть институционализирована, – ее осуществляет государственный  аппарат. Он обслуживается слоем  людей, чиновниками, для которых  работа в государственном аппарате служит профессией.

Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении  содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, и независимость  во взаимоотношениях с другими государствами. Однако суверенитет современных  государств самоограничивается исходя из необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека, а также – международных договоров.

Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных полномочий государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать, изменять или отменять юридические нормы. Только государство посредством  общеобязательных актов может устанавливать  правовой порядок в обществе и  принуждать к его соблюдению.

Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать  свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно  на всех, кто находится на его  территории, либо освобождать от них  отдельные категории людей и  организаций.

С учетом перечисленных признаков  государство – это исторически  выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной  власти, выражающая и защищающая общие  интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы  общества.

Особая модель государства  раскрывается понятием "правовое государство". Это государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установлениями.

Следует отметить, что сама идея правового государства имеет  давнюю историю. Уже древние мыслители  пытались найти разумную, справедливую организацию общества и государственной  власти. Идею единства власти и права  развивал греческий мыслитель и  государственный деятель Солон (УI в. до н.э.). Государство, по Солону, нуждается  прежде всего в законном порядке, поскольку беззаконие представляет собой наибольшее зло для общества. Значение разумных и справедливых законов  подчеркивал величайший философ  античности Платон (427 – 347 гг. до н.э.). А  основоположник античной политической науки Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) обосновал идею господства права  и правовой законности, идею права  как критерия справедливости.

Наибольшие заслуги в  разработке теории правового государства  принадлежат немецкому философу И. Канту (1724 – 1804 гг.). Опираясь на теорию естественных, неотъемлемых прав человека, Кант обосновал необходимость для  государства опираться на право  и ориентироваться на него во всех своих действиях. При этом право  он трактовал как справедливость, воплощенную в законах государства, как обеспеченные государством естественные права и свободы человека.

Правовое государство  в трактовке Канта есть идеальная  теоретическая модель, которой следует  руководствоваться в практике государственно-правовой жизни, – это сфера долженствования (как должно быть).

Другой немецкий мыслитель  – Г. Гегель (1770 – 1831 гг.) рассматривал правовое государство как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель различал право и закон, признавал, что могут существовать противоправные, антиправовые законы. Тем не менее  он исходил из того, что право  по своей природе разумно, поэтому  государство, принимая законы, должно ориентироваться на право как  идею свободы и справедливости, как "царство реализованной свободы".

Сам же термин "правовое государство" ввел в оборот представитель немецкого  либерализма первой половины ХIХ  в. государствовед Р. фон Моль.

Если обобщить все критерии, выделяемые в науке при характеристике правового государства, то они сводятся к следующим:

1) господство права в  общественной и политической  жизни;

2) незыблемость естественных  прав и свобод личности, их  гарантированность и реальность  осуществления;

3) взаимная ответственность  государства и личности;

4) принцип разделения  властей.

Господство права предполагает, во-первых, правовую организацию государственной  власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе законов; во-вторых, правовой характер принимаемых законов, иначе  говоря, они по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотчуждаемых правах и свободах человека; в-третьих, связанность государства  им же созданными законами, самоограничение  государства законом, установление правом рамок для деятельности государства  и его органов.

Незыблемость естественных прав и свобод личности означает признание  и реальное обеспечение равенства  всех людей как субъектов правового  общения перед законом. Все должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения каких-либо не противоречащих закону целей.

Кроме того, государство  должно не только признавать, но и гарантировать  естественные права человека. К числу  этих прав относятся: право на жизнь, на человеческое достоинство, неприкосновенность жилища, личности, свобода передвижения, свобода совести и др. Взаимная ответственность государства и личности означает, что государство и личность в своих взаимоотношениях выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать от личности исполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности. В правовом государстве должны существовать возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которыми нарушены права и свободы граждан. Согласно ст. 46 Конституции РФ, "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".

Принцип разделения властей  предполагает относительно самостоятельное  функционирование трех ветвей государственной  власти – законодательной, исполнительной и судебной, и опирающихся на систему  сдержек и противовесов. Действие этого принципа нацелено на то, чтобы  ни одна из ветвей власти не смогла узурпировать власть в государстве. Для этого  существует система сдержек и  противовесов. Однако разделение властей  не абсолютно: оно предполагает единство ветвей власти, их согласованное действие на основе общих принципов.

Информация о работе Возникновение государства и права