Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 14:09, контрольная работа
С позицией философа я согласна, еще знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.
По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.
Таким образом, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие – на землю; одни обращаются к богу, другие – к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.
1. «Основной признак, который отличает философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познаёт бытие человека, в человек видит разгадку смысла, наука же познаёт бытие как бы за человеком, отчуждается от человека. По этой причине для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа».
Разделяете ли вы позицию философа? Обоснуйте свой ответ.
2. Сформулируйте основные черты русской религиозной философии XIX века на примере взглядов Л.Н. Толстого.
3. Опишите свои умозаключения по указанным философским высказываниям.
А) «Убеждения более опасные враги правды, чем ложь» (Ф. Ницше).
Б) «Кто меньше огорчен, высказывает большую скорбь» (Тацит).
4. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям: аксиология, анализ, деизм, диалектика.
5. Философская загадка: Как вы думаете, что, по мнению Плотина, есть «образ вечности»?
План:
1. «Основной признак, который отличает философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познаёт бытие человека, в человек видит разгадку смысла, наука же познаёт бытие как бы за человеком, отчуждается от человека. По этой причине для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа».
Разделяете ли вы позицию философа? Обоснуйте свой ответ.
2. Сформулируйте основные черты русской религиозной философии XIX века на примере взглядов Л.Н. Толстого.
3. Опишите свои умозаключения по указанным философским высказываниям.
А) «Убеждения более опасные враги правды, чем ложь» (Ф. Ницше).
Б) «Кто меньше огорчен, высказывает большую скорбь» (Тацит).
4. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям: аксиология, анализ, деизм, диалектика.
5. Философская загадка: Как вы думаете, что, по мнению Плотина, есть «образ вечности»?
1. «Основной признак, который отличает философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познаёт бытие человека, в человек видит разгадку смысла, наука же познаёт бытие как бы за человеком, отчуждается от человека. По этой причине для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа».
Разделяете ли вы позицию философа? Обоснуйте свой ответ.
С позицией философа я согласна, еще знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.
По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.
Таким образом, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие – на землю; одни обращаются к богу, другие – к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.
Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.
Философия – это знание о мире и об отношении человека к этому миру. На всеобщее в системе «мир – человек», составляющее предмет философского познания, и спроецированы проблемы философии. Они сами всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззренческие (по их значимости для деятельности человека), не бывает.
Философские проблемы, непосредственно связанные с коренными вопросами человеческого бытия, носят инвариантный и вечный характер и, более того, зачастую предлагаются «вечные и неизменные» решения этих проблем. Однако как все живое получает развитие в непрерывном процессе самообновления своих основных форм, так и «вечные» философские проблемы обретают свою жизнь в постоянном воспроизведении их решений на основе новых достижений реального познания и преобразований в общественной жизни человека. Основным способом решения философских проблем является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человека, на достижения всех наук и культуры в целом.
Целостность, системность предмета философии обусловливает ее сложноорганизованную, многоуровневую, полиаспектную структуру, которую можно представить следующим образом
В различных философских системах указанные дисциплины в разной степени выражены, по-разному связаны друг с другом, приобретают разное содержание и направленность.
2. Сформулируйте основные черты русской религиозной философии XIX века на примере взглядов Л.Н. Толстого.
Религиозные и нравственные императивы Льва Толстого явились источником движения толстовства, построенном на двух основополагающих тезисах: «опрощения» и «непротивления злу насилием. Последний, согласно Толстому, зафиксирован в ряде мест Евангелия и есть стержень учения Христа, как, впрочем, и буддизма. Сущность христианства, согласно Толстому, можно выразить в простом правиле: «Будь добрым и не противодействуй злу насилием» — «Закон насилия и закон любви» (1908)
Важнейшей основой учения Толстого стали слова Евангелия «Возлюбите врагов ваших» и Нагорная проповедь. Последователи его учения — толстовцы — чтили провозглашённые Львом Николаевичем пять заповедей: не гневайся, не прелюбодействуй, не клянись, не противься злу насилием, возлюби врагов своих, как ближнего своего.
Среди приверженцев учения, и не только, пользовались большой популярностью книги Толстого «В чём моя вера», «Исповедь» и др. На жизнеучение Толстого оказали влияние разнообразные идейные течения: брахманизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, ислам, также учения философов-моралистов (Сократа, поздних стоиков, Канта, Шопенгауэра).
Толстой разработал особую идеологию ненасильственного анархизма (её можно охарактеризовать как христианский анархизм), которая основывалась на рационалистическом осмыслении христианства. Считая принуждение злом, он делал вывод о необходимости упразднения государства, но не путём революции, основанной на насилии, а путём добровольного отказа каждого члена общества от исполнения любых государственных обязанностей, будь то воинская повинность, уплата налогов и т.п. Л. Н. Толстой полагал: «Анархисты правы во всем: и в отрицании существующего, и в утверждении того, что при существующих нравах ничего не может быть хуже насилия власти; но они грубо ошибаются, думая, что анархию можно установить революцией»
Идеи ненасильственного сопротивления, изложенные Л. Н. Толстым в работе «Царство Божие внутри вас, оказали влияние на Махатму Ганди, состоявшего с русским писателем в переписке.
По мнению историка русской философии В. В. Зеньковского, огромное философское значение Льва Толстого, и не только для России, в его стремлении построения культуры на религиозной основе и в его личном примере освобождения от секуляризма.
3. Опишите свои умозаключения по указанным философским высказываниям.
А) «Убеждения более опасные враги правды, чем ложь» (Ф. Ницше).
Б) «Кто меньше огорчен, высказывает большую скорбь» (Тацит).
1. Опыт субъективен и индивидуален. Прописывать свой опыт другому- это неправильно, если поддатся на чужие доводы, то человек не найдет свою индивидуальность, не найдет свое предназначение. У каждого своя дорога
Вывод: убеждение дают субъективное решение и верны только для опыта прохождения конкретного человека, они не есть абсолютная истинна и не есть ложь, поэтому труднее различима в данном аспекте правдивость истинны. Ложь всегда ложь. Быстрее вычисляется и поэтому менее опасна в свойм критерии правдивости.
2. Молчание во время страдания это признак того, что человек хочет выпить всю чашу сам. Не делить ее ни с кем, не искать упокоения в чужой желетке, а пройти в одиночку тот путь, который отмерен.
4. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям: аксиология, анализ, деизм, диалектика.
Аксиология - (греч. axia — ценность, logos — слово, учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Выделение и конституирование предметной проблематики аксиологии. как самостоятельной области философской рефлексии было связано: 1) с пересмотром обоснования этики (в которой бытие отождествлялось с благом) Кантом, противопоставившим сферу нравственности, т.е. свободы, сфере природы, т.е. необходимости, что требовало четкого разграничения должного и сущего; 2) с расщеплением понятия бытия в послегегелевской философии, которое разделяется на “актуализированное реальное” и “желаемое и должное”, рефлексией над теми теоретико-методическими и практически-деятельностными следствиями, которые следовали из тезиса о тождестве бытия и мышления; 3) с осознанием необходимости ограничения интеллектуалистских притязаний философии и науки, того, что познание не является областью их монополии и доминирования, а также того, что оно также связано сложными отношениями с направленностью человеческой воли (для которой критериальное различение истины и неистины является далеко не единственным и не всегда определяющим среди иных критериев: добро-зло, прекрасное-безобразное, полезное-вредное и т.д.); 4) с обнаружением неустранимости из познания оценочного момента, разных модальностей и (позднее) типов организации мыслительной деятельности (логика, антропология, лингвистика, семантика и т.д., с которыми окажется связан новый поворот в развитии аксиологии; 5) с постановкой под сомнение самых основополагающих ценностей христианской цивилизации в концепциях Шопенгауэра, Кьеркегора, Дильтея и др., но прежде всего с “открытым вызовом” им, брошенным Ницше; 6) с осознанием, с другой стороны, невозможности редукции понятия ценности к “благу” (традиция, идущая от Платона) или ее понимания как “стоимости”, экономической ценности (традиция утвердившаяся в классической политэкономии.
Анализ - греч. analysis – разложение, расчленение)
в логике понятийное, т.е. делающее возможным образование понятий, разложение единства на множество, целого – на его части, сложного – на его компоненты, события – на его отдельные ступени, содержания сознания – на его элементы, понятия – на его признаки (противоположность – синтез). Акт анализа называют анализированием, а способ проведения анализа – аналитическим методом. Элементарный анализ разлагает явление на отдельные его части без учета тех отношений, в которых находятся эти части друг к другу и к целому. Причинный анализ дифференцирует явление с учетом его причинных отношений. Логический анализ разлагает его в зависимости от логических отношений. Феноменологический анализ вычленяет в явлении содержание сознания, чтобы исследовать сущность последнего (см. Феноменология), психологический анализ разлагает содержание сознания на его элементы (однако преимуществами пользуется психологический метод подхода к явлению как в целом; см. Целостная психология). При анализе следует учитывать, что каждый данный предмет в результате нарушения его естественной связи с др. предметами меняет свое бытие.
Деизм - (от лат. deus — бог), религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Т. о., Д. противостоит как теизму, в основе которого лежит представление о божественном провидении и постоянной связи человека и бога, так и пантеизму, растворяющему бога в природе, и атеизму, вообще отрицающему само существование бога. Д. выступил с идеей естественной религии, или религии разума, которую он противопоставил религии откровения. Естественная религия, по учениям деистов, является общей для всех людей и представляет собой норму для всех позитивных религий, в том числе и христианства.
Диалектика- (от греч. dialektike - искусство вести беседу) - англ. dialectics; нем. Dialektik. 1. По Сократу - искусство вести беседу, спор, направленный на взаимное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. 2. По Ф. Энгельсу - наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.
5. Философская загадка: Как вы думаете, что, по мнению Плотина, есть «образ вечности»?
Плотин (205-270 гг.) считает необходимым определение времени через вечность. Вечность же - это умопостигаемое бытие, неизменное, неподвижное, самотождественное. О ней нельзя сказать, что она «была» или «будет», но только – «есть». Согласно Плотину, движение неба лишь возвещает время, но не порождает его. Итак, движение - во времени, а время - в душе. Говоря о том, что время есть жизнь души, Плотин имеет в виду мировую душу и время понимает как длительность мировой души. Время у Плотина, таким образом, еще не теряет своего космического характера.
Свои рассуждения о вечности и времени Плотин начинает с заявления о том, что, «устанавливая различия между вечностью и временем и относя вечность к умопостигаемому миру, а время - к непрерывно изменяющемуся миру чувственного бытия, мы исходим при этом из наличности в нашей душе непосредственного представления об этих понятиях, проясненного как бы путем упорного размышления». Время, с точки зрения Плотина, - это некоторая существующая вне и независимо от движений равномерная длительность. Но, с другой стороны, время неотделимо от Мировой души и представляет собой проявление ее жизни, в процессе которой Мировая душа творит видимый материальный мир. Меру этой длительности дает нам равномерное движение небесной сферы. В своем учении о времени и вечности Плотин продолжает развивать и детализировать парменидо-платоновское противопоставление времени и вечности. Вечность у него имеет все те черты раннемифологического представления о безвременном бытии реальной действительности, в котором нет никакого возникновения из небытия и удаления в небытие и представляет собой единомоментное безвременное бытие высшей идеально совершенной сущности.
Заключение
Неполная и очень опосредованная проверяемость философских знаний делает вопрос об их истинности или научности в высшей степени открытым и актуальным. Каждая эпоха (и каждый крупный мыслитель) дает свое осмысление, понимание и разрешение философских проблем – более или менее достоверное, убедительное, требующее очень уважительного отношения, но по большому счету, по отношению к масштабности самой заявленной проблемы, всегда – очень и очень относительное.
В чём же основные взаимосвязи науки и философии? Окружающая нас действительность многообразна, объекты материального мира обладают различными свойствами, для их познания требуются усилия всего комплекса современных наук. И каждая конкретная наука познаёт определённую область действительности.
Так физика и химия изучают строение неживой материи и её свойства, биология – живую материю. В то же время мир един в своей материальности, объективности существования, в наличии определённых законов. В нём действуют не только частные, но и общие законы. Эти наиболее общие законы развития и изучает философия.
Философия изучает отношение мышления к материи и наиболее общие законы развития природы , общества и мышления. Другими словами, наука изучает специфические закономерности движения основных форм движения материи – физической, химической, биологической, социальной, а философия изучает законы, общие для всех этих форм. Поэтому философия и наука связаны между собой как две стороны процесса познания единого объекта – окружающего нас мира.