Анализ образования и использования прибыли ОАО «Иркутскэнерго»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость планирования прибыли в современных условиях обусловлена несколькими причинами. Ориентируясь на размер прибыли, собственники предприятия принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития. С планированием прибыли на предприятии возникает возможность эффективного направления средств на обновление производственных фондов и выпускаемой продукции предприятия. Кроме того, планирование прибыли на предприятии всегда сопряжено с выявлением внутрихозяйственных резервов производства, более рациональным использованием производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Распределение и использование прибыли на предприятии………………….5
1.1 Экономическая сущность прибыли………………………………………….5
1.2 Методы планирования и распределения прибыли………………………….9
1.3 Распределение прибыли на предприятиях различных организационных форм………………………………………………………………………………16
1.4 Факторы увеличения роста прибыли……………………………………….21
2 Анализ образования и использования прибыли ОАО «Иркутскэнерго»…..23
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………...23
2.2 Порядок определения прибыли предприятия……………………………...26
2.3 Распределение и использование прибыли ОАО «Иркутскэнерго»………29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников……...……………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

прибыль предприятия.docx

— 91.32 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Распределение и использование  прибыли на предприятии………………….5

1.1 Экономическая сущность прибыли………………………………………….5

1.2 Методы планирования и распределения прибыли………………………….9

1.3 Распределение прибыли  на предприятиях различных организационных  форм………………………………………………………………………………16

1.4 Факторы увеличения  роста прибыли……………………………………….21

2 Анализ образования и использования прибыли ОАО «Иркутскэнерго»…..23

2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………...23

2.2 Порядок определения прибыли предприятия……………………………...26

2.3 Распределение и использование прибыли ОАО «Иркутскэнерго»………29

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованных источников……...……………………………………34

Приложение 1…………………………………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Необходимость планирования прибыли в современных условиях обусловлена несколькими причинами. Ориентируясь на размер прибыли, собственники предприятия принимают решения  по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с  учетом перспектив его развития. С  планированием прибыли на предприятии  возникает возможность эффективного направления средств на обновление производственных фондов и выпускаемой  продукции предприятия. Кроме того, планирование прибыли на предприятии  всегда сопряжено с выявлением внутрихозяйственных  резервов производства, более рациональным использованием производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

Не менее важен процесс  распределения прибыли, остающейся на предприятии после выполнения текущих финансовых обязательств. Эффективная  система распределения прибыли  должна обеспечить хозяйственную самостоятельность  предприятий, повышать эффективность  производства, максимально способствовать его производственному и социальному  развитию.

Таким образом, ключевая роль планирования прибыли и важнейшее  значение ее распределения при определении  финансово-хозяйственной деятельности предприятия на перспективу определяют актуальность данной темы курсовой работы.

Формирование прибыли  на предприятии должно быть обеспечено так же знанием основных механизмов ее формирования и современных методов  анализа. Формирование прибыли в  процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности на каждом предприятии должно быть обеспечено эффективным управлением ее распределения  с учетом всех влияющих на её распределение  факторов.

Цель данной курсовой работы – исследовать направления распределения прибыли на предприятии. Для этого необходимо рассмотреть следующие аспекты:

• экономическая сущность прибыли;

• методы планирования и распределения прибыли; 

• распределение прибыли на предприятиях различных организационных форм; 

• факторы увеличения роста прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Распределение и использование  прибыли на предприятии

1.1 Экономическая сущность  прибыли

Экономическая сущность прибыли  является одной из сложных и  дискуссионных  проблем в современной экономической  науке.

Прибыль предприятия можно  рассматривать с нескольких сторон:

- как экономическую категорию;

- как форму денежных  накоплений;

- как результат деятельности  предприятия;

- как источник финансирования  развития предприятия;

- как критерий оптимизации  текущих затрат;

- как критерий выбора  инвестиционных проектов.

Как экономическая категория  прибыль — это чистый доход  предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития. Другими  словами, прибыль — это превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

Прибыль = Доходы - Расходы.

Экономическое содержание прибыли  проявляется в выполняемых ею функциях, среди которых можно  выделить следующие:

- Прибыль характеризует  экономический эффект, полученный  в результате деятельности организации,  т. е. прибыль является показателем эффективности деятельности организации.

- Стимулирующая функция  прибыли проявляется в том,  что прибыль выступает основным  внутренним источником формирования  финансовых ресурсов организации,  обеспечивающих ее развитие, а  также источником выплаты дивидендов  ее акционерам и владельцам.

- Прибыль является источником  формирования доходов бюджетов. Таким образом, прибыль является  источником формирования финансовых  ресурсов предприятия и государства, источником расширенного воспроизводства не только в рамках предприятия, но и в масштабе всего общества, фактором экономического и социального развития государства в целом.

Главная цель управления прибылью — максимизация благосостояния собственников  в текущем периоде и в перспективе. Это означает:

- получение максимальной  прибыли, соответствующей ресурсам  организации и рыночной конъюнктуре;

- обеспечение оптимальной  пропорции между уровнем формируемой  прибыли и допустимым уровнем  риска;

- обеспечение выплаты  дохода на инвестированный собственниками  капитал;

- получение достаточного  объема инвестиционных ресурсов, сформированных за счет прибыли,  в соответствии с задачами  развития бизнеса;

- обеспечение роста рыночной  стоимости организации и эффективности  программ участия персонала в  распределении прибыли.

В хозяйственной практике прибылью считается превышение общей  суммы доходов от реализации и  прочих доходов в действующих  ценах (без НДС и акцизов) над  общей суммой расходов по обычным  видам деятельности и прочих расходов.

Существует три основных источника получения прибыли:

Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия  по выпуску той или иной продукции  или уникальности продукта. Поддержание  этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует  учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция  со стороны других предприятий;

Второй источник связан непосредственно  с производственной и предпринимательской  деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно метающуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга.

Величина прибыли в  данном случае зависит:

во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

во-вторых, от создания конкурентоспособных  условий продажи своих товаров  и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);

в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);

в-четвертых, от структуры  снижения издержек производства;

Третий источник вытекает из инновационной деятельности предприятия, его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой  продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Прибыль классифицируют по различным признакам:

1. по видам хозяйственной  деятельности различают: прибыль  от основной (операционной) деятельности, которая включает прибыль от  реализации продукции и прочие  внереализационные доходы и расходы;  прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.

2. по составу включаемых  элементов различают: маржинальную (валовую) прибыль - это разность  между выручкой (нетто) и прямыми  производственными затратами по  реализованной продукции; прибыль  от реализации продукции - это  разность между маржинальной  прибылью и постоянными затратами  предприятия; общий финансовый  результат отчетного периода  до выплаты процентов и налогов  (брутто-прибыль). Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, прочие доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов).

3. в зависимости от  характера деятельности предприятия  выделяют: прибыль от обычной  (традиционной) деятельности; прибыль  от чрезвычайных ситуаций, необычных  для данного предприятия, которую  надо выделять из общей прибыли  для правильной оценки работы  предприятия;

4. по характеру налогообложения  различают: налогооблагаемую прибыль;  не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается;

5. по степени учета  инфляционного фактора различают:  номинальную прибыль; реальную  прибыль, скорректированную на  темп инфляции в отчетном периоде;

6. по экономическому содержанию  прибыль делится: на бухгалтерскую; экономическую.

Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и  текущими явными затратами, отраженными  в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при  расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу  фирмы).

По характеру использования  чистая прибыль подразделяется:

1. на капитализированную (нераспределенную) - это часть чистой  прибыли, которая направляется  на финансирование прироста активов  предприятия;

2. потребляемую прибыль  - это часть прибыли, которая  расходуется на выплату дивидендов  акционерам предприятия.

Использование того или иного  показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия используется маржинальная прибыль, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи - прибыль от реализации продукции до выплаты процентов и налогов, для оценки доходности совокупного капитала - общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала - чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия - капитализированная прибыль.

 

       1.2 Методы планирования и распределения прибыли

Прибыль является основным фактором экономического и социального  развития не только для предприятия, но и для экономики страны в  целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.

Прибыль планируется раздельно  по видам, а именно:

•        прибыль  от продажи продукции и товаров;

•    прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного  характера;

•        прибыль  от реализации основных средств;

•        прибыль  от реализации другого имущества  и имущественных прав;

•        прибыль  от оплаты выполненных работ и  оказанных услуг и т.д.;

•        прибыль (убыток) от внереализационных операций.

Основными методами планирования прибыли являются:

•         метод прямого счета;

•         аналитический метод;

•         метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета

Данный метод наиболее распространен на предприятиях в  современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при  небольшом ассортименте выпускаемой  продукции. Сущность его в том, что  прибыль исчисляется как разница  между выручкой от реализации продукции  в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

П = (О × Ц) - (О × С),

где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Информация о работе Анализ образования и использования прибыли ОАО «Иркутскэнерго»