Выбор основных способов оптимизации налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Для эффективного и устойчивого функционирования государства необходима оптимально построенная налоговая система, не снижающая стимулов налогоплательщика к предпринимательской деятельности, при этом подталкивая его к поиску путей повышения эффективности его хозяйственной деятельности, с другой стороны, не ограничивающая поступления в бюджет. Поэтому показатель налоговой нагрузки предприятия является серьезным показателем качества построения налоговой системы, ведь она должна обеспечивать необходимые потребности государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…………………….6
1.1 Сущность и роль налогов в экономике…………………………………...6
1.2 Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации.....13
1.3 Налоговое бремя организации…………………………………………...18
Выводы…………………………………………………………………………...21
2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………...22
2.1 Создание структурного отдела по налоговому планированию………..22
2.2 Способы оптимизации налогообложения……………………………….27
Выводы…………………………………………………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………39

Вложенные файлы: 1 файл

Gotovaya_kursovaya_raspechatat.docx

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Принципы налоговой оптимизации22:

  1. При реализации  конкретного способа минимизации  налогового бремени  необходимо  придерживаться  принципа разумности. Разумность  в налоговой оптимизации означает, что "все хорошо, что в меру". Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие - государство таких действий не прощает. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали. Особенно  важно это правило в схемах налоговой оптимизации налога на прибыль за счет увеличения расходов в целях налогообложения.
  2. Нельзя строить  метод налоговой оптимизации  на использовании зарубежного  опыта налогового планирования  и исключительно на пробелах  в законодательстве.
  3. Нельзя строить  способ оптимизации налогообложения  только на смежных с налоговым  отраслях права (гражданском,  банковском, бухгалтерском и т.д.). При формировании системы налогового законодательства РФ не учитывалась взаимосвязь и привязка налогового права к нормам и положениям других отраслей права. Налоговое законодательство реализуется практически в собственной правовой плоскости. Наиболее существенный отрыв произошел от сферы гражданского законодательства.
  4. Принцип комплексного расчета экономии и потерь. При формировании того или  иного способа налоговой оптимизации  должны быть проанализированы  все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия  в целом.

Во-первых, всестороннему анализу должны быть подвергнуты возможные последствия внедрения конкретного метода налогового планирования с точки зрения всей совокупности налогов. Так, завышение стоимости основных средств  путем проведения переоценки является излюбленным способом увеличения себестоимости продукции (работ, услуг) через начисление амортизации. Однако при принятии решения о проведении переоценки необходимо учитывать, что себестоимость продукции многих предприятий и так максимально близка к рыночным ценам (возможным ценам реализации). Также завышение стоимости основных производственных фондов увеличивает базу для исчисления налога на имущество предприятия. Для каждой группы основных средств, отличающихся нормами амортизации, необходим индивидуальный расчет конечного налогового результата, так как завышение стоимости основных средств с точки зрения налогообложения целесообразно только для объектов с высокими нормами амортизации.

И наоборот, занижение стоимости основных средств предприятия путем переоценки в целях минимизации налога на имущество влечет уменьшение размера амортизации и соответственно увеличивает налогооблагаемую прибыль.

Во-вторых, при выборе метода налогового планирования необходимо учитывать требования иных отраслей законодательства (антимонопольного, таможенного, валютного и т.д.). Например, при выборе места регистрации оффшорного предприятия необходимо учитывать существенные ограничения на вывоз капитала, перемещение товаров и денежных средств, введенные валютным и таможенным законодательством.

  1. При выборе способа  налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо учитывать ряд "политических" аспектов: состояние бюджета территории; роль, которую играет предприятие в его пополнении и т.д.

Так, грамотное налоговое планирование операций между филиалами одного юридического лица может позволить существенно снизить налоговые платежи филиалов в местные бюджеты. Однако необходимо быть готовым к тому, что резкое сокращение налоговых поступлений одного из наиболее крупных налогоплательщиков привлечет активное внимание местных контролирующих органов, на которых располагаются филиалы.

  1. При выборе способа  налоговой оптимизации, связанном  с привлечением широкого круга  лиц необходимо руководствоваться  правилом "золотой середины": с  одной стороны сотрудники должны  четко представлять себе свою роль в операции, с другой, они не должны осознавать ее цель и мотивы.

Соблюдение  данного правила остро необходимо, например, в случаях применения метода налоговой оптимизации путем  получения налоговых льгот, связанных  с привлечением труда инвалидов. Так, практически фиктивно привлекаемые сотрудники-инвалиды должны в случае проведения налоговыми органами опроса подтвердить реальность своих трудовых отношений с предприятием. С другой стороны, излишняя осведомленность сотрудника может привести к утечке информации - как уже упоминалось выше, методы оперативной работы налоговой полиции весьма эффективны.

  1. При осуществлении  налоговой оптимизации уделите  пристальное внимание документальному  оформлению операций. Небрежность  в оформлении или отсутствие  необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения.

Особо это касается необходимости соблюдения тождества цифр и формулировок. Это означает, что суммы, отраженные в  документах бухгалтерского учета, должны точно соответствовать цене договора и сумме произведенных платежей. Кроме того, само основание для  перечисления денежных средств в  платежных документах должно соответствовать формулировке заключенного договора. Данное единство необходимо для более эффективной защиты интересов предприятия перед налоговыми органами в случае возникновения спора по отнесению данной суммы на тот или иной счет бухгалтерского учета, так как в случае каких-либо расхождений очень трудно будет доказать, что платеж осуществлялся именно в соответствии с заключенным договором.

  1. При планировании  метода налоговой оптимизации,  ключевым моментом которого является  несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый  характер операций. Так, необходимо  учитывать, что существенно повышает  риск усиленного налогового контроля многочисленное проведение однотипных операций, результатом которого выступает налоговая экономия. Налоговые органы в данном случае могут оспорить результаты операций или их реальную направленность. Особенно когда речь идет о сделках с одним и тем же контрагентом, отражение этих операции в одном и том же отчетном периоде и т.д.
  2. Принцип конфиденциальности, который означает, что при использовании  методов налоговой оптимизации требует соблюдения требований конфиденциальности. Распространение сведений об удачно проведенной минимизации налогов может иметь ряд негативных последствий.

Во-первых, уменьшение налогов (в любом виде, будь то налоговая оптимизация или  уклонение от уплаты) не входит в перечень одобряемых обществом действий - работниками бюджетной сферы, пенсионерам и т.д. Предприниматель, распространяющийся о своих удачах в области уменьшения налогов, может столкнуться с возмущением общественного мнения, что в конечном итоге может лишний раз вызвать негативное отношение со стороны государственных органов.

Во-вторых, существует возможность, что примененный  налоговым оптимизатором метод  будет принят на вооружение другими  предпринимателями и приобретет массовое распространение, что впоследствии неизбежно вызовет оперативное изменение законодательства.

В-третьих, неосторожные высказывания налогоплательщика  по поводу удачного обхода налогов - это  один из источников оперативной информации налоговых органов.

  1. Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов). Как показывает практика среди руководителей  предприятий распространено мнение, что можно снизить налоговые  платежи, используя одну  схему. Однако, как показывает практика, наиболее эффективные результаты налоговая оптимизация приносит только при использовании всех методов в комплексе.

Конкретные  способы уменьшения налогов, представляют собой непосредственные методы и  действия налогоплательщика по налоговой  минимизации. Они достаточно многочисленны  и основываются на многих факторах в зависимости от того, о каком налоге идет речь.

Однако  принципиально все способы можно  подразделить на две самостоятельные  категории.

Первая  категория способов налоговой  минимизации: «Незаконное  уменьшение налогов или уклонение  от уплаты налогов».

В эту категорию входят способы, при  которых экономический эффект в виде снижения размера налоговых платежей достигается с применением каких-либо противозаконных действий, то есть действий, прямо нарушающих нормы законодательства. Действующее законодательство, в частности российское уголовное законодательство, обозначает эту категорию способов налоговой оптимизации через термин "уклонение от уплаты налогов" 23.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой  форму уменьшения налоговых и  других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства.

     В данном  случае снижение налоговых выплат (а также их полное избежание) осуществляется посредством совершения  налогоплательщиком налоговых правонарушений  или даже преступлений, то есть  путем прямого нарушения налогового  законодательства. Действия налогоплательщика  при уклонении от уплаты налогов  незаконны и противоправны изначально, то есть законного уклонения  не бывает.

Уход  от налогов чаще всего совершается  путем сокрытия дохода (прибыли), сокрытия других объектов налогообложения, грубого нарушения правил бухгалтерского или налогового учета, фальсификации учетных данных, непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов или их уничтожения, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот.

Так как уход от уплаты налогов достигается  противозаконными действиями налогоплательщика, то за их совершение законодательством  предусмотрены различные виды ответственности, а именно: гражданско-правовая, административная, финансовая и уголовная.

Вторая  категория способов: «Законное  уменьшение налогов или налоговая  оптимизация».

В эту категорию входят способы, при  которых определенный экономический  эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов. По сути, это не уклонение от уплаты налогов, так как от уплаты, как таковой, налогоплательщик не уклоняется, а оптимизация налогов.

Существуют так же специальные методы налоговой оптимизации они имеют более узкую сферу применения, чем общие, однако так же могут применяться на всех предприятиях24.

Метод замены отношений основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства. Субъект вправе предпочесть любой из допустимых вариантов как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения.

Метод разделения отклонений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций. Метод применяется, как правило, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата.

Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. В соответствии с действующим законодательством, срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения можно изменить срок уплаты налога или его части на последующий, что позволит существенно сэкономить оборотные средства.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и облагаемое налогами имущество, причем сокращение не должно оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Так же для минимизации налогов можно их классифицировать. Классификация отталкивается от положения налога относительно себестоимости:

  1. Налоги, находящиеся «внутри» себестоимости. Уменьшение таких налогов приводит к снижению себестоимости и к увеличению налога на прибыль. В итоге эффект от минимизации таких налогов есть, но он частично гасится увеличением налога на прибыль.
  2. Налоги, находящиеся «вне» себестоимости (НДС). Минимизация выплат по НДС заключается не только в минимизации выручки (с которой выплачивается НДС), но и в максимизации НДС, который идет в зачет (НДС, выплаченный всей цепочкой поставщиков) и компенсируется компании.
  3. Налоги, находящиеся «над» себестоимостью (налог на прибыль). Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки (путем замены лица с юридического на физическое или юрисдикции) и формальному уменьшению налогооблагаемой базы. При этом возможно увеличение налогов «внутри» себестоимости.
  4. Налоги, выплачиваемые из чистой прибыли. Для этих налогов стремятся к уменьшению ставки и налогооблагаемой базы.

 

 

Выводы:

Цель оптимизации налоговых платежей - не противодействие фискальной системе государства, которое ведет к применению налоговых санкций или мер уголовной ответственности, а именно легальное высвобождение активов для дальнейшего их использования в экономической деятельности. Законодательство дает налогоплательщику возможность правомерно избегать или в определенной степени уменьшать свои обязательные выплаты в бюджет (в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей), что не влечет для него неблагоприятных последствий.

Информация о работе Выбор основных способов оптимизации налогов