Кредитно-денежная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть кредитно-денежную политику, ее основные цели, инструменты и проблемы эффективного осуществления в России.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику целям, объектам и субъектам кредитно-денежной политики государства;
2. Рассмотреть методы и инструменты кредитно-денежной политики государства;
3. Проанализировать особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.Денежно-кредитная политика: теоретические аспекты.
1.1 Понятие денежно-кредитной политики, ее объекты и субъекты…....5
1.2 Основные концепции денежно-кредитной политики………………...10
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)…………………………………………………………….13
2.Цели и инструменты денежно-кредитной политики.
2.1 Цели денежно-кредитной политики……………………………………15
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики………………………….16
2.3Передаточный механизм кредитно-денежной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой………………………………..24
3. Реализация денежно-кредитной политики на современном этапе.
3.1 Реализация денежно-кредитной политики в 2011 году………………26
3.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов……………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………..40
Список литературы…………………………………………………………….42

Вложенные файлы: 1 файл

Кредитно-денежная политика.doc

— 559.00 Кб (Скачать файл)

инструментов  монетарной политики - политика учетных  ставок занимает второе по значению место  после политики Центрального банка  на открытом рынке, а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег. Она проводится обычно в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке.

Так, при продаже  государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками правительственных ценных бумаг населению, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и

направлять  имеющиеся средства на покупку более  доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже. Расширительная политика Центрального банка становится более эффективной.

 

 

 

История изменения размера ставки рефинансирования Центрального Банка  Российской Федерации

Период  действия ставки рефинансирования

%

26 декабря 2011 г. –

8

3 мая 2011г. – 26 декабря 2011 г.

8,25

28 февраля 2011 г. – 3 мая 2001 г.

8

1 июня 2010 г. –  28 февраля 2011 г.

7,75

30 апреля 2010 г.  – 31 мая 2010 г.

8

29 марта 2010 г.  – 29 апреля 2010 г.

8,25

24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010 г.

8,5

28 декабря 2009 г. – 23 февраля 2010 г.

8,75

25 ноября 2009 г.  – 27 декабря 2009 г.

9

30 октября 2009 г. – 24 ноября 2009 г.

9,5

30 сентября 2009 г.  – 29 октября 2009 г.

10

15 сентября 2009 г.  – 29 сентября 2009 г.

10,5

10 августа 2009 г. – 14 сентября 2009 г.

10,75

13 июля 2009 г.  – 9 августа 2009 г.

11

5 июня 2009 г. – 12 июля 2009 г.

11,5

14 мая 2009 г.  – 4 июня 2009 г.

12

24 апреля 2009 г.  – 13 мая 2009 г.

12,5

1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г.

13



 

Изменение нормы обязательных резервов.

В основе действия этого инструмента денежно-кредитной политики лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский (денежный) мультипликатор, а именно:

а) если Центральный  банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения;

б) при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее долгим по времени, но достаточно сильнодействующим, поскольку затрагивает основы банковской системы и движения денежной массы. Самое незначительное изменение нормы обязательных резервов вызывает сильные изменения в объеме банковских депозитов и всей денежной политики.

В современных  условиях обязательные резервы выполняют  обычно функцию страхования банковских депозитов и всей системы расширения банковского капитала. Банки хранят не только обязательные, но и избыточные резервы для целей поддержания необходимого уровня ликвидности. С помощью резервных требований Центральный банк регулирует не только объем денежной массы, но и процесс осуществления межбанковских расчетов. Норму обязательного резервирования следует рассматривать как инструмент наиболее долговременного действия.

Их влияние  на ситуацию на денежном рынке обычно дополняет рост ставки рефинансирования. Под влиянием роста процентной ставки снижается уровень избыточных резервов. Сама эта мера, норма обязательного резервирования, поскольку действует долговременно, используется довольно редко.

 

Используя названные  инструменты кредитно-денежной политики, центральный банк воздействует на промежуточные цели — денежную массу, ставку процента, обменный курс. Эти действия преследуют достижение конечных целей кредитно-денежной политики.

Кредитно-денежная политика приводит к различным результатам в коротком и долгом периодах. В коротком периоде в большей мере влияет на реальный выпуск и в меньшей — на цены. В долгом периоде изменение денежной массы влияет главным образом на уровень цен и в небольшой мере — на реальный объем выпуска.

С помощью названных инструментов Центральный Банк реализует цели кредитно-денежной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставка процента (гибкая монетарная политика). Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на графике денежного рынка.

                       Рис. 5    Рис.6

Выбор вариантов  кредитно-денежной политики зависит  во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительней  окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег LS). В зависимости от угла наклона кривой LS изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе (рис. 6), либо на ставке процента (рис. 5).

Очевидно, что  Центральный Банк не в состоянии  одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги Банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги

( это отразится  сдвигом вправо кривой LD и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой LS).

 

2.3 Передаточный механизм кредитно-денежной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой.

Монетарная  политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.

Звенья передаточного механизма:

1) изменение  величины реального предложения  денег (М/Р)S в результате проведения ЦБ соответствующей политики;

2) изменение  ставки процента на денежном  рынке;

3) реакция совокупных  расходов (в особенности инвестиционных  расходов) на динамику ставки процента;

4) изменение  объема выпуска в ответ на  изменение совокупного спроса (совокупных  расходов).

Нарушение в  любом звене передаточного механизма  могут привести к снижению результатов  денежной политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой.

Эффективность денежно-кредитной политики в современных  условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике ЦБ, а также степенью независимости Банка от исполнительной власти. Степень независимости определяется на основе некоторых критериев:

- частоты сменяемости руководства ЦБ;

- границ участия  банка в кредитовании государственного  сектора;

- решения проблем  бюджетного дефицита.

Денежно-кредитная  политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Если ЦБ ставит целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, так как увеличение или сокращение валютных резервов (покупка или продажа Центральным Банком иностранной валюты на валютном рынке) в целях поддержания обменного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике.

Определенные  трудности связаны с вопросом согласованности, координации бюджетно-налоговой  и денежной политики. Если правительство стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением ЦБ). Финансирование дополнительных расходов долговым способом (через выпуск облигаций) окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности. Если же ЦБ одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.

 

 

 

3.Реализация денежно-кредитной политики на современном этапе.

 

3.1 Реализация денежно-кредитной политики в 2011 году.

Реализация  денежно-кредитной политики в 2011 году происходит в условиях неопределенности в динамике мировой экономики, обостряемой региональными и межрегиональными финансово-экономическими дисбалансами, сохранения инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста в России, обусловливающих необходимость принятия решений, обеспечивающих баланс между ними. Снижение в 2009 – 2010 годах процентных ставок по операциям Банка России и реализованный ранее комплекс антикризисных мер сформировали благоприятные условия для функционирования банковского сектора и относительно устойчивого повышения кредитной активности банков, соответствующего темпам восстановления и развития экономической активности. Это позволило Банку России в текущем году перейти к использованию преимущественно стандартных инструментов денежно-кредитного регулирования в условиях последовательного повышения гибкости курсообразования и усиления роли процентной политики. Вместе с тем при необходимости Банк России может использовать и другие инструменты для поддержки банковского сектора, в том числе те, действие которых ранее было приостановлено.

 

Процентная  политика.

Принимая во внимание сложившийся к началу текущего года высокий уровень инфляции, а также неустойчивую ситуацию на глобальных товарных и финансовых рынках, для противодействия формированию негативных инфляционных ожиданий Банк России в январе-мае текущего года осуществлял поэтапное повышение процентных ставок по своим операциям, а также увеличивал нормативы обязательных резервов.


Во II квартале текущего года начали формироваться тенденции  к замедлению темпов роста цен  на отдельные виды потребительских товаров и приостановлению повышательного тренда инфляции. Кроме того, появились предпосылки к постепенному ослаблению инфляционного давления со стороны денежного предложения. Анализ кратко- и среднесрочных рисков инфляции дал основания Банку России ожидать замедления роста цен во втором полугодии 2011 года. В связи с этим достигнутый к середине текущего года уровень рыночных процентных ставок рассматривался Банком России как приемлемый для обеспечения на ближайшие месяцы баланса между ограничением инфляционного давления и возможностью замедления экономического роста.

Изменение процентных ставок по операциям Банка России и сокращение объема свободных банковских резервов оказали влияние на рост краткосрочных ставок рынка межбанковских кредитов (МБК).

Постепенное улучшение  ситуации в реальном секторе экономики в 2011 году, а также пролонгированный эффект реализованного смягчения денежно-кредитной политики способствовали дальнейшему снижению стоимости кредитных ресурсов для нефинансовых организаций и физических лиц. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до 1 года снизилась в августе 2011 года по сравнению с августом 2010 года на 2,1 процентного пункта, до 7,9% годовых.

Неценовые условия  банковского кредитования для нефинансовых организаций смягчались в меньшей степени, чем в предшествующем году. Банки по-прежнему придерживались достаточно жестких требований к финансовому положению этой категории заемщиков.

 

Применение  инструментов денежно-кредитной политики.

Нормативы обязательных резервов.

В 2011 году Банк России принимал решения о повышении нормативов обязательных резервов с 1 февраля, 1 марта и 1 апреля. В совокупности нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами – нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте были повышены с 2,5 до 5,5%, а по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте – с 2,5 до 4,0%. В результате сумма средств, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, возросла со 188,4 млрд. рублей на 1.01.2011 до 347,0 млрд. рублей на 1.10.2011. Усредненная величина обязательных резервов на корреспондентских счетах кредитных организаций и субсчетах в Банке России в течение периода усреднения с 10 сентября по 10 октября 2011 года составила 455,0 млрд. рублей, увеличившись с начала года почти в два раза, или на 221,9 млрд. рублей.

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства