Анализ использования оборотных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Задачами выпускной квалификационной работы являются:
1) систематизация теоретических методов практических данных по управлению и анализу хозяйственной деятельностью с точки зрения активов предприятия;
2) анализ использования оборотных активов предприятия;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы управления оборотными активами
1.1 Управление оборотными активами
1.2 Управление запасами
1.3 Управление дебиторской задолженностью
1.4 Управление денежными активами
2. Экономическое состояние организации и анализ хозяйственной деятельности санатория «Тихий Дон»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.3 Анализ дебиторской задолженности
2.4 Анализ денежных средств
3. Управление текущей деятельностью предприятия санаторий «Тихий Дон»
3.1 Комплексное управление денежным оборотом
3.2 Текущие финансовые потребности и оперативное управление их финансированием
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ использования оборотных активов.doc

— 499.50 Кб (Скачать файл)

 

З = И пл + И вр ; К = Ипл < 1 (20)

 

4. Кризисное финансовое состояние (предприятие находится на грани банкротства), при котором

 

З > Ипл + Ивр; К = Ипл < 1 (21)

 

Равновесие платежного баланса в данной ситуации обеспечивается за счет просроченных платежей по оплате труда, ссудам банка, поставщикам, бюджету и т.д. А это означает, что предприятие находится в кризисном состоянии.

Для эффективного управления запасами и повышения устойчивости финансового состояния необходимо:

- ускорение оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль оборота;

- обоснование уменьшения запасов и затрат (до норматива);

- управление основными данными складских запасов;

- перманентная инвентаризация;

- пополнение запасов за счет внутренних источников.

 

1.3 Управление дебиторской задолженностью

 

Организации предпочли бы продавать товары, услуги за наличные, а не в кредит. Однако требования конкуренции вынуждают большинство организаций предлагать товары и услуги в кредит. Под дебиторской задолженностью понимаются обязательства клиентов (дебиторов) перед предприятием по выплате денег за предоставление товаров или услуг. Предоставление товаров или услуг в кредит обычно увеличивает объем продаж, и в конечном счете, прибыль предприятия. При этом когда товары и услуги предоставляют в кредит, то сокращаются запасы, но образуется дебиторская задолженность, то есть недополученный остаток денежных средств с покупателя. Когда покупатель уплачивает по счету, то уменьшается дебиторская задолженность и увеличивается сумма денежных средств на расчетном счете организации.

На дебиторскую задолженность влияют следующие факторы:

- оценка и классификация клиентов в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и

- контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;

- анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.

Управление дебиторской задолженностью основано на двух подходах:

1) сравнении дополнительной прибыли, связанной со схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;

2) сравнении и оптимизации величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей по уровни кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов, - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения.

Это обязанность всякой организации, если она хочет поддерживать свою финансовую устойчивость на достаточном уровне. Ей следует соблюдать политику дифференцированного подхода к клиентам в зависимости от их дисциплины погашения дебиторской задолженности. Надежным и простым методом контроля дебиторской задолженности является группировка дебиторов по категориям риска погашения задолженности. В свою очередь категория риска дебитора определяет характер кредитной политики, которую к нему применяет компания. Группировку дебиторов можно произвести например, следующим образом (таблица 1).

Инкассация дебиторской задолженности является основным источником денежных поступлений компании. Поэтому исключительное значение приобретает правильное проведение кредитной политики, т.е. отпуска товаров покупателям компании. Кредитная политика включает ряд основных элементов.

Срок кредита - период времени, в течение которого покупатели должны заплатить за свои покупки. Это может быть и 30, и 60, и 90 дней или же любой другой срок, оговоренный в договоре с покупателем.


Таблица 1

Группировка кредиторов по категориям риска

Категория риска

Неоплачено продаж, %

%

клиентов

Характер выдачи кредита

Периодичность проверки

1

0,5-1

60

Автоматически, любой

Проверка 1 раз в год

2

1-2

20

Автоматически, ограниченный

Проверка 1 раз в квартал

3

2-5

10

По специальному решению руководства компании

Периодичность отсутствует

4

5-10

5

По специальному решению руководства компании

То же

5

Более 10

5

Наложенным платежом

-

 

Скидки - это условия поощрения за ускорение платежей. Решения о размерах скидок принимаются путем сбалансирования затрат и результатов, связанных с различными условиями скидок. Оптимальной считается скидка, при которой издержки, связанные с предоставлением скидки и дополнительные доходы, полученные в результате ускорения дебиторской задолженности, взаимно уравновешиваются.

Стандарты кредита способности - это минимальные требования к кредитной надежности покупателей. Если клиенту не доверяют кредит на обычных основаниях, то ему придется покупать товары у компании на более жестких условиях. Отсюда и характер взимания платы может быть жестким или мягким в зависимости от дисциплинированности клиентов компании по погашению своей дебиторской задолженности.

Таким образом, условия ссуды - это разумное сочетание срока кредита и предоставляемых скидок. Разумеется, всякая организация заинтересована в предоставлении кредита надежным клиентам. Следовательно, необходимо уметь правильно оценить надежность предоставляемого кредита. Обычно организации при такой оценке учитывают следующие важнейшие факторы. На первое место следует поставить моральный фактор, под которым имеется в виду определенная степень доверия к клиенту, к его обещаниям вовремя оплатить купленный товар. Весьма существенен фактор платежеспособности. Частично о платежеспособности клиентов судят по прошлой практике ведения дел, по их кредитной истории. Весьма полезно также организовать текущее наблюдение за потребителями. Важнейшим фактором надежности кредита является общее финансовое состояние организации, которое можно установить на основе изучения официально доступных финансовых отчетов клиентов. При этом особое внимание следует уделить изучению таких финансовых показателей, как отношение суммы долга к активам, оборотного капитала к краткосрочным обязательствам, а также коэффициенту покрытия процента, т.е. степени покрытия чистым доходом процентных платежей. Надежность кредита характеризует также его обеспеченность активами, которые клиенты могут предложить в залог. На показатель надежности влияют и общие экономические тенденции и особенности развития в определенных географических районах или секторах экономики. Все это надлежит детально изучать и осмысливать.

Информацию о кредитоспособности потенциальных клиентов можно получить от местных кредитных ассоциаций, печатающих отчеты, содержащие историю платежей различных должников, а также от коммерческих организаций, предоставляющих фактические данные, которые можно использовать при анализе кредитоспособности.

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.

Для улучшения финансового положения организации необходимо:

1) следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;

2) контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;

3) по возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам.

Оборачиваемость дебиторской задолженности рассчитывается по формулам:

 

ОДЗ = Выручка от продажи (оборотов) средняя дебиторская

задолженность Средняя дебиторская задолженность за период =

= ДЗн.п. + ДЗ к.п., (23)

 

или ОДЗ = 360 дней / оборачиваемость ДЗ в оборотах,

где ОДЗ - оборачиваемость дебиторской задолженности;

ДЗ - средняя за год дебиторская задолженность;

t - отчетный период в днях;

В - выручка от продажи (по ф. № 2).

При проведении анализа целесообразно также рассчитать долю дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов (Удз) и долю сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности (Усдз). Этот показатель характеризует «качество» дебиторской задолженности. Тенденция к его росту свидетельствует о снижении ликвидности.

Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов:

 

Удз = Дебиторская задолженность х 100 % = (25)

 

Текущие активы: стр.240 или стр.230 х 100 % = стр.290

Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности: Усдз Сомнительная ДЗ х 100% (26)

Общая ДЗ

Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью:

1) необходимо постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, особенно по отсроченным задолженностям;

2) установить определенные условия кредитования дебиторов, например:

- покупатель получает скидку 2% в случае оплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения товара;

- покупатель оплачивает полную стоимость, если оплата совершается в период с 11-го по 30-й день кредитного периода;

- в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого зависит от момента оплаты;

3) по возможности ориентироваться на большое число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или нескользкими покупателями;

4) следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.

 

1.4 Управление денежными активами

 

Деньги необходимы каждой организации, чтобы платить за труд и сырье, покупать основные средства, выплачивать налоги, обслуживать долг, выплачивать дивиденды и т. д. Однако деньги сами по себе на коммерческих текущих счетах не приносят процентов.

Существуют вполне объективные причины, из-за которых организациям необходимо держать наличные деньги, кассовые остатки. Во-первых, ей нужны трансакционные остатки, т.е. денежные остатки, требуемые для платежей и получения денег в повседневных операциях. Во-вторых, организация должна держать в коммерческом банке в качестве компенсации его затрат за предоставляемые услуги компенсационный остаток на текущем счете. В третьих, ей следует иметь резервные запасы денег для непредвиденных колебаний притоков и оттоков денежных средств. Чем предсказуемее движение наличности, тем крупнее должны быть резервы. Правда, если у организации есть свободный доступ к займам, то величина резервных запасов может быть минимальной. И наконец, нормальная компания имеет денежные остатки, которые позволяют ей воспользоваться ими для любой подвернувшейся выгодной спекулятивной сделки.

Таким образом, денежные средства сами по себе, то есть не вложенные в дело, не могут принести доход, а с другой стороны, предприятие всегда должны иметь определенную сумму свободных средств в силу следующих причин:

  необходимость денежного обеспечения текущих операций;

  необходимость погашения непредвиденных платежей (предосторожность);

  возможность участия в заранее непредусмотренном выгодном проекте (спекулятивность).

Этим определяется необходимость определенной систематизации подходов к управлению денежными активами. В целом система эффективного управления денежными средствами состоит из четырех блоков-процедур:

  расчет финансового цикла;

  анализ движения денежных средств;

  прогнозирование денежных потоков;

  определение оптимального уровня денежных средств.

Хозяйственная деятельность любого предприятия неразрывно связана с движением денежных средств. Каждая хозяйственная операция вызывает либо поступление, либо расходование денежных средств. Денежные средства обслуживают практически все аспекты операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Непрерывный процесс движения денежных средств во времени представляет собой денежный поток, который образно сравнивают с системой «финансового кровообращения», обеспечивающий жизнеспособность организации. От полноты и своевременности обеспечение процесса снабжения, производства и сбыта продукции денежными ресурсами зависят результаты основной (операционной) деятельности предприятия, степень его финансовой устойчивости и платежеспособности, конкурентные преимущества, необходимые для текущего и перспективного развития.

Информация о работе Анализ использования оборотных активов