Анализ и совершенствование деятельности Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование деятельности Банка России, его задачи.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
 Рассмотреть основные функции Центрального банка Российской Федерации и его роль в рыночной экономике России;
 провести анализ деятельности Центрального банка по развитию банковской системы Российской Федерации;
 разработать основные направления совершенствования деятельности Центрального банка Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Роль Банка России в экономике государства 5
1.1. Общие положения деятельности Банка России 5
1.2. Задачи деятельности Банка России и его функции 9
1.3. Взаимоотношение Банка России с органами государственного управления 13
2. Роль Банка России в укреплении и развитии банковской системы 16
2.1. Надзор за деятельностью кредитной организации 16
2.2. Инструменты денежно-кредитного регулирования 20
3. Анализ и совершенствование деятельности Банка России 25
3.1 Оценка деятельности Банка России 25
2.2. Анализ кредитных отношений с коммерческими банками 30
3.2. Основные направления совершенствование деятельности Банка России 32
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Банк России 35 ИГЭА.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

      

Введение

      Актуальность  темы. На современном этапе развития российской экономики, в условиях продолжающейся её трансформации и становления денежного рынка ключевую роль играет эффективная деятельность как Центрального банка, так и всей банковской системы в целом, которая обеспечивает финансовыми ресурсами предприятия, организации и малый бизнес, составляющий основу любой развитой рыночной экономики. Череда финансовых кризисов, произошедших в отечественной банковской системе в последние 15 лет, только подтверждает факт наличия серьёзных проблем, как инфраструктурного, так и финансового характера, мешающих её устойчивому развитию.

      Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в  условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список  его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.

      В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит  стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

      Целью курсовой работы является исследование деятельности Банка России, его задачи.

      Достижение  поставленной цели требует решения  следующих задач:

  • Рассмотреть основные функции Центрального банка Российской Федерации и его роль в рыночной экономике России;
  • провести анализ деятельности Центрального банка по развитию банковской системы Российской Федерации;
  • разработать основные направления совершенствования деятельности Центрального банка Российской Федерации.

 

1. Роль Банка России в экономике государства

1.1. Общие положения деятельности Банка России

     Правовой  статус Банка России включает отраслевые статусы (конституционный, банковский, гражданско-правовой). Правовой статус Банка России включает следующие элементы: а) организационно-правовую форму; б) компетенцию; в) структуру. Все эти основные составляющие в большей или меньшей степени, но, так или иначе, закреплены законом.

     Обратим внимание вот на какой аспект правового  статуса Банка России. Его ликвидация возможна, только если будет внесена поправка в Конституцию РФ, что является одной из гарантий независимости Банка России от органов государственной власти. В статье 87 Федерального закона сказано, что «Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации» [7, с. 52].

     В ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» говорится, что Банк России является юридическим лицом. Следовательно, он выступает в качестве субъекта гражданско-правовых отношений. А в статье 2 этого Федерального закона есть норма следующего содержания:

     «Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

     Государство не отвечает по обязательствам Банка  России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

     Банк  России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов».

     Конечно, такая организационно-правовая форма  не подпадает под те разновидности организационно-правовых форм, которые предусмотрены в ГК РФ. С одной стороны, объявляется, что имущество Банка России - это федеральная собственность, а с другой стороны, - Банк России не только владеет, пользуется, но и распоряжается этим имуществом. Такой подход в принципе правильный. Товары и услуги производятся обществом. А деньги - эквивалент этих товаров и услуг. Поэтому Банк России, на наш взгляд, - это институт гражданского общества. Он обладает той властью, которую несут в себе деньги. Власть эта исходит не от государства, а от самого гражданского общества. Государство, как аппарат осуществления политической власти, никаких товаров и услуг не производит. Поэтому неправильно было бы считать, что собственником денежной эмиссии, с точки зрения всего объема денежных агрегатов является государственный аппарат. Собственником является народ. Именно народ - источник государственной власти. Одновременно, народ - это источник экономической власти. Власть денежной системы, на вершине которой находится центральный банк - это разновидность власти самого гражданского общества. Ведь государственная власть - это только одна из разновидностей в системе общественной власти. Выражаясь языком классиков - это особая публичная власть. Она суверенна, но она не отрицает существования различных видов власти самого гражданского общества, которые не вступают с ней в противоречие. Более того, именно государственная власть делегирует властные полномочия центральному банку. Поэтому с одной стороны он черпает свое финансовое могущество из гражданского общества, а с другой стороны, он получает властные полномочия от государства. Но при этом его природа банка остается неизменной[17, с. 62].

     В нашем гражданском законодательстве весьма поверхностно зафиксированы нормы о государственной собственности. Слабо прописан вопрос о публичной собственности. А как раз имущество Банка России - это разновидность публичной собственности. Публичная собственность не сводиться только к понятию «государственная собственность».

     Интересно отметить, что в пункте 4 статьи 214 ГК РФ понятие «государственная казна» определяется «по остаточному принципу». Состав ее, нигде в федеральных законах не закреплен. Для наглядности, процитируем пункты 4-5 статьи 214 ГК РФ:

     «4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

     Средства  соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

     5. Отнесение государственного имущества  к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом» [11, с. 63].

     Поскольку состав казны четко не сформулирован, и федеральный закон на эту  тему не принят, то остаются без внимания многие вопросы, относящиеся к понятию имущества Банка России. В частности, это касается разграничения таких понятий как «золотовалютные резервы Банка России» и «золотовалютные резервы Российской Федерации». В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации» эти понятия закрепляются по-разному, и не отождествляются. Но на практике можно часто услышать сообщения СМИ об изменении в золотовалютных резервах. При этом из таких сообщений не всегда ясно, о каких именно золотовалютных резервах идет речь.

     Но  вернемся к анализу статьи 1 Федерального закона. Как уже мы заметили в ней сказано о том, что «государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами».

     Здесь как мы видим, подчеркивается, что  государство, в принципе, не отвечает по обязательствам Банка России. Это, кстати, веский аргумент в пользу той концепции, которую мы доказываем: Банк России не является органом государственной власти.

     Конечно, найдутся и такие мнения, что, дескать, часть дивидендов Сбербанка поступает в Банк России, поскольку он является в нем основным акционером.

     Банк  России - это эмиссионный банк, не подпадающий под определение  банка как хозяйственного общества. Не является он и кредитной организацией.

     В Федеральном законе нет указаний на то, что Банк России является главным  банком. Определение «главный банк» предлагалось в различных законопроектах, но в окончательном варианте Закона оно не было закреплено. Поэтому юридически он, на наш взгляд, не должен считаться «банком банков». Правда в экономическом смысле он таковым является. Ведь по закону Банк России - кредитор в последней инстанции. Поэтому доктринально такое определение к нему применимо. Но здесь возникает вопрос, является ли Банк России банком, т.е. насколько применимо к нему юридическое значение понятия «банк» [15, с. 66].

     В структуре банковской системы Банк России - один из ее элементов. В ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» сформулированы основные юридические понятия, из которых складывается банковская система, - «кредитная организация» и «банк».

     Банк - разновидность кредитной организации. Согласно Гражданскому кодексу РФ, кредитная организация может  быть создана только в форме хозяйственного общества. Последнее - это коммерческая организация. Поскольку Банк России не является ни хозяйственным обществом, ни коммерческой организацией, а представляет собой учреждение, то, следовательно, понятие «банк» к Банку России неприменимо. В юридическом смысле Банк России не является банком. Этот вывод имеет практическое значение для банкиров и банковских юристов в тех случаях, когда в законодательстве и в подзаконных актах используется термин «банк» и соответственно возникает противоречие между понятиями «Банк России» и «банк».

     Казалось  бы, в интересах правопорядка терминология должна быть единообразной. В противном случае могут возникать противоречия между законами, трудности в их понимании и применении. Однако на практике не все так просто. В законодательстве имеется много противоречий и это одно из них.

1.2. Задачи деятельности Банка России и его функции

     Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Он подотчетен Государственной Думе. Деятельность Банка России регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями) и другими федеральными законами.

     В соответствии с законом Банк России является юридическим лицом, освобожденным  от уплаты всех налогов, пошлин, сборов и других платежей на территории РФ. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не были приняты или если иное не предусмотрено федеральными законами[15, С. 85].

     Центральный банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

     Национальные  банки республик в составе  Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные главные управления являются обособленными подразделениями, осуществляющими часть его функций на определенной территории. Территориальные главные управления подчиняются Банку России и ему подотчетны. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.

     Высший  орган Банка России – Совет  директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею.

     В Совет директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов Совета. Члены Совета директоров работают на постоянной основе. Они утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно председателем Совета директоров.

     Совет директоров во взаимодействии с правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение. Структуру и штаты Центрального аппарата Банка России, а также уставы его других структурных подразделений утверждает Совет директоров. К его полномочиям также отнесены:

  • изменения ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов;
  • определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему России;
  • другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы страны.

Информация о работе Анализ и совершенствование деятельности Банка России