Взаимосвязь ценообразования с денежно-кредитной, налоговой и валютной политикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:48, лекция

Краткое описание

Инфляция является следствием глубинных макроэкономических процессов нарастания диспропорций в натурально-вещественной и стоимостной структуре ВВП и национального дохода, вызывающих расстройство денежного обращения. Результатом этих процессов являются обесценение национальной валюты, снижение ее покупательной способности, рост цен и др. Некоторые экономисты прямо утверждают, что «инфляция – это повышение общего уровня цен» и предлагают измерять ее с помощью индекса цен на потребительские товары. Это еще раз подтверждает, что значительную роль в механизме действия инфляции играет рост цен.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 10 Взаимосвязь ЦО с денежно-кредитной и налоговой политикой+.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

К тому же периодические ограничения объема предложения денежной массы в обращении вызывают резкие разнонаправленные скачки цен и тем самым заметно усложняют условия воспроизводства. Некоторое снижение уровня цен уменьшает стимулы к расширению производства, способствует накоплению застойных тенденций, ведет к экономической депрессии.

Следовательно, оба рассмотренных варианта макроэкономического регулирования денежной массы в обращении не лишены недостатков. Монетаристский подход, ориентирующий на постоянное увеличение предложения денег, возводит инфляцию (пусть даже умеренную) в ранг экономической закономерности. Неоклассический (кейнсианский) подход несет в себе экономическую нестабильность, разбалансированность. Тем самым указанные методы экономического регулирования денежной массы в обращении не позволяют предвидеть ее возможные изменения с достаточной степенью надежности.

Регулирование денежного обращения в РБ проявляется  в определении Национальным банком потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВВП. Определение потребности в денежных средствах определяется как соотношение ВВП к показателю величины денежной массы. Предпочтительным представляется способ оценки обеспеченности оборота денежными средствами с помощью, так называемого коэффициента монетизации (отношения объема денежной массы к величине ВВП), хотя этому показателю присущи недостатки. Поэтому изменения ВВП могут служить приближенным критерием оценки необходимых изменений денежной массы, а также прогнозирования ее величины.

Величина  показателя уровня насыщенности экономики деньгами, определяемого как отношение М2Х (агрегат М2Х включает все компоненты агрегата М2, а также все виды депозитов в иностранной валюте — X) к ВВП.

Для оценки нарушения  равновесия между денежной массой и  товарным покрытием используют показатель индекса цен. Индекс цен измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг (рыночная корзина) для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

Индекс цен =      Цена рыночной корзины в отчетном периоде: Цена

                            аналогичной рыночной корзины в базовом периоде

Подобный  подход к измерению роста цен имеет свои недостатки. Сохранение твердого набора товаров и услуг в потребительской корзине (изменения в наборе происходят обычно через 8—10 лет) не учитывает порою весьма стремительных перемен в реальной структуре потребления. Показатель «индекс потребительских цен» неадекватен инфляционной динамике в полной мере, однако считается наиболее подходящим для макроэкономического анализа, существенен своей социальной ориентированностью.

Хотя  рост цен невозможен без денежной эмиссии, прямой зависимости между нарастанием денежной массы и динамикой цен тоже не существует. Причинами относительно медленного роста цен  в период развертывания эмиссии могут быть конкретные обстоятельства, например наличие масштабного рыночного пространства, главным образом, потребительской ориентации, эффекта военного спроса, наличия, возможно, товарных запасов в торговой сети.

Вопрос 10.4. Воздействие роста цен на валютный курс и международную торговлю

Проводимая Центральным банком страны политика регулирования роста цен оказывает непосредственное воздействие на валютный курс, а валютный курс в значительной степени определяет международную торговлю. Речь идет об импортируемой инфляции, т. е. переносе инфляции по каналам мировой торговли, когда, например, рост цен на импортное сырье или энергоносители дает новый импульс механизму инфляции издержек.

Особое  значение для укрепления национальной денежной единицы, поддержания ее покупательной способности имеет ее зависимость от валютного курса. При преднамеренном снижении валютного курса центральным банком (цены национальной валюты в единицах иностранной валюты) происходит резкое повышение цен на внутреннем рынке. Если наблюдается значительное превышение предложения над спросом на иностранную валюту, то имеющиеся в коммерческих банках свободные средства перебрасываются на валютный рынок. В результате низкой емкости внутреннего рынка по отношению к импорту инфляционные последствия подобных мер могут оказаться существенными и привести к значительному росту цен внутреннего рынка.

Если курс валюты укрепляется, товары государства, имеющего такую валюту в качестве национальной, становятся менее конкурентоспособными на внешних рынках, поскольку их цена возрастает. Предположим, что изменение курса не меняет цену в национальной валюте экспортера. Тогда при ее переводе в валюту импортера произойдет увеличение цены, соответствующее увеличению валютного курса.

В то же время импортеры от такого изменения только выигрывают. Цена импортируемых товаров в пересчете на национальную валюту падает, и они получают прекрасную возможность либо увеличить норму прибыли, либо расширить сбыт, либо принять компромиссное решение, используя обе возможности.

Если национальная валюта обесценивается, то стороны меняются местами. Эффективность экспорта возрастает, поскольку цена товаров на внешних рынках падает. В то же время импортеры сталкиваются с необходимостью снижать цены и уменьшать норму прибыли, так как ввозимые ими товары стали дороже на внутреннем рынке.

     Изменение курса влияет на  внешнеторговое сальдо. Снижение курса национальной валюты стимулирует экспорт и ограничивает возможный импорт. Следовательно, либо сокращается дефицит во внешней торговле, либо увеличивается активное сальдо. Укрепление курса оказывает полярное воздействие: возрастает эффективность импорта, снижается эффективность экспорта, сокращается активное сальдо или увеличивается внешнеторговый дефицит.

В результате пересмотра денежно-кредитной политики центральным банком эти процессы усиливаются.

Экспансионистские меры приводят к увеличению денежной массы и снижению ставки процента. Уменьшение процентной ставки меняет относительную привлекательность вложений средств в данную валюту, спрос на нее падает, а предложение увеличивается. Поэтому курс снижается. Далее вступает в силу вышеописанный механизм: курс — чистый экспорт (импорт) — внешнеторговое сальдо.

Рестрикционная денежно-кредитная  политика сокращает денежную массу, снижает доступность кредита и увеличивает ставку процента. Национальная валюта становится привлекательным активом, спрос на нее растет, а предложение падает. Снова вступает в действие тот же механизм.

Таким образом, денежно-кредитная политика воздействует на валютный курс и баланс внешней торговли. Экспансионистская политика понижает курс национальной валюты и стимулирует экспорт, рестрикционная повышает курс и поощряет импорт, сокращая тем самым внешнеторговое сальдо или усугубляя проблему внешнеторгового дефицита. Следовательно, политика дорогих денег, ведущая к ценовой стабилизации, имеет довольно много издержек: помимо снижения объема производства и занятости, происходит увеличение чистого импорта, возникает проблема внешнеторгового дефицита.

При расчете изменений эффективности  внешнеторговых операций необходимо учитывать инфляционный и дефляционный эффекты, которые возникают в результате изменения объема денежной массы под воздействием монетарного регулирования.

Поскольку колебания валютных курсов оказывают серьезное воздействие на состояние экономики, для центрального банка их регулирование может быть важнейшей целью денежно-кредитной политики. Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой осуществляют интервенции на внешних валютных рынках, увеличивая или уменьшая предложение национальной и иностранной валют и воздействуя тем самым на их спрос.

При девальвации центральный банк, наделенный эмиссионным правом, всегда может выпустить необходимое количество национальных денежных единиц. Для ревальвации (укрепления курса) потребуется иностранная валюта. Следовательно, центральному банку приходится создавать резервные фонды для обеспечения поддержки национальной валюты и прибегать к займам у других государств.

    Поскольку крупномасштабные интервенции воздействуют на совокупные резервы банковской системы, попытки изменить валютный курс довольно сложно изолировать от других мероприятий монетарного регулирования. Для этих целей многие центральные банки развитых государств со смешанной экономикой используют так называемую стерилизацию. При этом внешние валютные интервенции компенсируются операциями на внутреннем рынке государственных ценных бумаг. Например, при девальвации доллара с целью сокращения внешнеторгового дефицита Федеральная резервная система США выбрасывает ценные бумаги на вторичный рынок, а доллары — на внешний валютный рынок. Происходит изменение долларовой денежной массы в двух противоположных направлениях, и эти изменения взаимопогашаются.

Следовательно, усиление валютного контроля операций во внешней торговле направлено на поддержание стабильных цен на большинство товаров отечественной экономики.

 

Вопрос 10.5. Потребительский  и коммерческий кредит в теории маркетинга

 

Многие фирмы, чтобы поддерживать свою конкурентоспособность на рынке и сохранить или увеличить долю рынка, продают свои товары и оказывают услуги в кредит. Под кредитом обычно понимается обязательство покупателя оплатить товары или услуги, предоставленные продавцом в течение определенного промежутка времени.

В теории маркетинга принято рассматривать потребительский и коммерческий кредит. Потребительский кредит - кредит, предоставляемый покупателям для приобретения товаров личного или семейного пользования. Коммерческий кредит - кредит, предоставляемый предпринимательским структурам в целях осуществления их коммерческой деятельности.

Потребительский кредит может предоставляться банками и другими финансовыми учреждениями, предприятиями - изготовителями товаров, а также торгующими фирмами. При этом существуют различные формы потребительского кредита. Среди всех таких форм наиболее часто используются: кредит по открытому счету. Торговая фирма поставляет товары или оказывает определенные услуги обычно в рамках кредитного лимита, а покупатель оплачивает эти товары или услуги в соответствии с выставленным в конце месяца счетом; счет платежей в рассрочку. В данном случае, приобретая некоторый товар, покупатель оплачивает лишь часть его стоимости, а оставшуюся часть выплачивает в течение оговоренного периода времени. Причем на последнюю сумму начисляются определенные проценты. Такой вид кредита широко используется розничной торговлей при продаже, в частности, товаров длительного пользования; возобновляемый кредит по открытому счету. В этом случае покупатель может совершать покупки в любое время на сумму, не превышающую установленного лимита. Покупателю ежемесячно направляется выписка, содержащая список покупок за предыдущий месяц. Он может полностью оплатить счет или частично и тем самым отсрочить платеж. Плата за кредит обычно рассчитывается на ежедневной основе, и пользователь кредита, не оплативший счет за предыдущий месяц, платит добавочный процент.

Помимо указанных  форм кредита используются также: аренда товара с правом выкупа; соглашение об условной продаже; соглашение о продаже в кредит.

За последнее  время, особенно широкое распространение, получило использование кредитных карточек, что можно считать одной из форм возобновляемого кредита.

Использование потребительского кредита выгодно  как покупателям, так и продавцам. Его применение позволяет увеличить  объем продаж благодаря: завлечению потока покупателей в сеть розничной 
торговли; росту числа покупателей, способных в данное время оплатить совершаемые покупки; привлечению более широкого круга покупателей к совершению покупок товаров по высоким ценам.


Из всех видов  кредита, предоставляемых банковскими и финансовыми структурами, наибольший удельный вес занимают кредиты промышленным и торговым фирмам. Такие кредиты обычно классифицируются с учетом условий возврата и сроков предоставления. Такой подход позволяет выделить: краткосрочные кредиты; срочные кредиты; бессрочные кредиты.

Существуют  и другие подходы к выделению  отдельных форм кредита. Причем довольно часто используются такие кредитные услуги, как лизинг и факторинг.

Краткосрочные кредиты выдаются на срок до 1 года. Основными получателями таких кредитов являются торговые фирмы, а также предприятия с сезонным циклом производства. Краткосрочным кредитом пользуются, прежде всего, для создания товарных запасов и покрытия дебиторской задолженности.

Срочные кредиты выдаются производителям и торгующим фирмам с первоначальным сроком погашения кредита свыше одного года. Такие кредиты могут быть использованы на самые различные цели. В частности, используя их, получатель кредита может приобрести здания и оборудование, необходимые для производства пользующихся повышенным спросом товаров. Он может их использовать для увеличения оборотного капитала.

Процент по срочным кредитам зависит от уровня процентных ставок на рынке, величины и сроков погашения кредита, кредитоспособности получателя кредита. Один и тот же заемщик вынужден платить по срочным кредитам больший процент, чем по краткосрочным. Последнее обусловлено тем, что срочный кредит является менее ликвидным и существует больший риск его невозврата. При этом процент по крупным кредитам является более низким, чем по малым суммам кредита

Бессрочными кредитами  принято считать кредиты, выдаваемые без установления определенного  срока их погашения. Финансовая фирма может потребовать возврата такого кредита в любое время, не ставя заблаговременно в известность об этом. Получатель кредита также может вернуть его по своему усмотрению. Для такой формы кредита характерно наличие лимита кредитования.

Информация о работе Взаимосвязь ценообразования с денежно-кредитной, налоговой и валютной политикой