Группировка затрат по экономическим элементам и ее характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:41, контрольная работа

Краткое описание

Группировка затрат по экономическим элементам отражается в смете затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В ней собираются затраты по общности экономического содержания, по их природному назначению. Так, по элементу «Оплата труда» показывается весь фонд оплаты труда предприятия вне зависимости от того, какой категории работников он предназначен: производственным рабочим, служащим или младшему обслуживающему персоналу. Амортизация основных фондов также отражает общую сумму начисленного износа от всех видов основных фондов предприятия: станков, на которых изготавливается продукция; всех видов производственных зданий, в том числе и заводоуправления; грузового и легкового автотранспорта и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

контр упр затрат.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное агентство по образованию

 

Костромской государственный технологический  университет

 

 

Заочный факультет

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Управление затратами»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома 2011

 

Содержание:

 

Группировка затрат по экономическим элементам и  ее характеристика

По методам планирования, учета и распределения затраты  классифицируются по экономическим элементам – сметный разрез затрат и по месту их осуществления – группировка по статьям калькуляции. Эта классификация имеет важное теоретическое и практическое значение, так как в соответствии с ее требованиями организуется экономическая деятельность предприятия.

Группировка затрат по экономическим  элементам отражается в смете  затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В ней собираются затраты по общности экономического содержания, по их природному назначению. Так, по элементу «Оплата труда» показывается весь фонд оплаты труда предприятия вне зависимости от того, какой категории работников он предназначен: производственным рабочим, служащим или младшему обслуживающему персоналу. Амортизация основных фондов также отражает общую сумму начисленного износа от всех видов основных фондов предприятия: станков, на которых изготавливается продукция; всех видов производственных зданий, в том числе и заводоуправления; грузового и легкового автотранспорта и т.д. Смета затрат включает следующие элементы:

1) сырье, основные материалы,  покупные полуфабрикаты, комплектующие  изделия (за вычетом возвратных  отходов);

2) вспомогательные и  прочие материалы;

3) топливо со стороны;

4) энергия со стороны;

5) заработная плата  основная и дополнительная;

6) отчисления на социальные  нужды;

7) амортизация основных  фондов;

8) прочие денежные  расходы.

В смете отражаются затраты, оплачиваемые поставщикам ресурсов со стороны. Если предприятие само производит какой-то вид ресурсов (сжатый воздух, пар, энергию), то издержки на их производство распределяются в смете по соответствующим элементам затрат (топливо, заработная плата, амортизация и т.п.).

Классификация затрат по экономическим элементам имеет  для предприятия важное значение. Сметный разрез затрат позволяет определить общий объем потребляемых предприятием различных видов ресурсов. На основе сметы осуществляется увязка разделов производственно-финансового плана предприятия: по материально-техническому снабжению, по труду, определяется потребность в оборотных средствах и т.д. По смете затрат исчисляется себестоимость валовой продукции, изменение остатка незавершенного производства, списание затрат на непроизводственные счета.

Вместе с тем на основе сметного разреза нельзя определить конкретное направление и место использования затрат (производственный процесс, обслуживание цеха, содержание заводоуправления и т.п.), что не позволяет анализировать эффективность использования затрат, вскрывать резервы их снижения. А главное, на основе элементов сметы невозможно определить себестоимость единицы выпускаемой продукции в разрезе всего ассортимента, а также каждого наименования, группы, вида. Эти задачи решает классификация затрат по статьям калькуляции.

Калькуляционная группировка затрат и ее характеристика

Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции и выполненных работ. Калькуляция - представленный в табличной форме бухгалтерский расчет затрат, расходов в денежном выражении на производство и сбыт единицы (или партии) изделия. Таким образом, калькуляция служит основанием для определения средних издержек производства и установления себестоимости продукции, а также приобретенных ценностей. Различают плановые и фактические калькуляции.

 

Главный объект калькулирования - готовые изделия (продукция), предназначенные  для отпуска за пределы предприятия.

Перечень статей калькуляции, их состав и методы распространения  затрат по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

На большинстве предприятий  промышленности принята следующая  типовая (приблизительная) номенклатура калькуляционных статей затрат:

1) сырье и материалы;

2) топливо и энергия  на технологические цели;

3) заработная плата  производственных рабочих;

4) начисления на заработную  плату производственных рабочих;

5) общепроизводственные  расходы;

6) общехозяйственные  расходы;

7) прочие производственные  расходы;

8) коммерческие расходы.

Статьи 1-7 называются производственными  расходами, так как они непосредственно  связаны с обслуживанием производственного  процесса, и образуют цеховую себестоимость. Сумма производственных расходов составляет производственную себестоимость. Статья 8 - коммерческие расходы - расходы, связанные с реализацией продукции: затраты на упаковку, рекламу, хранение, частично транспортные расходы. Сумма производственных и коммерческих расходов - это полная себестоимость продукции. В условиях перехода на рыночные отношения многие малые и средние предприятия используют сокращенную номенклатуру калькуляционных статей.

Типовая калькуляция  себестоимости продукции, применяемая  в планировании и учете себестоимости, включает группировку затрат по следующим статьям:

1. сырье и основные  материалы с учетом транспортно-заготовительных  расходов;

2. покупные изделия,  полуфабрикаты и услуги производственного  характера сторонних организаций;

3. возвратные отходы (вычитаются);

4. вспомогательные материалы;

5. топливо и энергия  на технологические цели;

6. основная заработная  плата производственных рабочих;

7. дополнительная заработная  плата производственных рабочих;

8. отчисления на социальные  нужды;

9. расходы на подготовку и освоение производства (затраты производятся в соответствии с Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость);

10. расходы на содержание  и эксплуатацию оборудования;

11. цеховые расходы;

12. общезаводские расходы;

13. потери от брака;

14. прочие производственные расходы;

15. внепроизводственные  расходы (коммерческие расходы).

Дополнительная заработная плата устанавливается, как правило, в процентах к основной заработной плате. Отчисления на социальные нужды  включают отчисления: в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости, фонд социального страхования. Отчисления на социальные нужды производятся от суммы основной и дополнительной заработной платы.

При составлении калькуляции  себестоимости единицы продукции  используются:

1. Спецификации на  сырье, материалы, покупные полуфабрикаты  и комплектующие изделия;

2. Технологические карты  с операционными нормами времени  и расценками;

3. Система норм и  нормативов, действующая на предприятии;

4. Сметы накладных  расходов.

Состав расходов на эксплуатацию и содержание оборудования:

1. Амортизация оборудования  и транспортных средств;

2. Затраты на эксплуатацию  оборудования (топливо, энергия и  т. д.);

3. Затраты на ремонт;

4. Износ малоценных  и быстроизнашивающихся инструментов  и приспособлений.

Состав цеховых расходов:

1. Содержание аппарата  управления цехом;

2. Содержание прочего  персонала;

3. Амортизация зданий, сооружений, инвентаря;

4. Затраты на содержание  зданий, сооружений, инвентаря;

5. Ремонт;

6. Испытания, рационализаторство, изобретательство;

7. Затраты на охрану  труда;

8. Износ малоценного,  быстроизнашивающегося инвентаря  и прочие непроизводственные  расходы.

Состав общезаводских  расходов:

1. Затраты, связанные  с управлением предприятием;

2. Подготовка кадров;

3. Сборы и отчисления;

4. Остальные расходы  аналогичны цеховым расходам;

Структура себестоимости  по калькуляционным статьям показывает: соотношение затрат в полной себестоимости  продукции, что израсходовано, куда израсходовано, на какие цели направлены средства. Она позволяет выделить расходы каждого цеха или подразделения предприятия.

Если в смете затрат на производство объединены только экономически однородные элементы затрат, то в статьях  калькуляции только некоторые являются однородными, а остальные включают различные виды расходов, т. е. являются комплексами. Затраты, сгруппированные по статьям себестоимости, отличаются от затрат по её элементам тем, что они отражают затраты, которые связаны с производством и реализацией товарной продукции за данный отчётный период. Затраты же по элементам показывают все произведённые предприятием расходы ресурсов за отчётный период, включая расходы на рост остатков незавершённого производства, затраты, отнесённые за счёт будущих периодов и т. п.

Для предприятия, работающего  в условиях рыночной экономики, часто имеют место экономические ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей, что влечёт за собой изменение производства и продаж, а это в свою очередь, существенно влияет на себестоимость продукции, а, следовательно, на финансовые результаты. С этим связанно деление затрат на постоянные и переменные.

Эффективную систему  управления предприятием, особенно в  условиях рыночного производства, невозможно построить без качественного  планирования. Стратегическое планирование неразрывно связано со стратегическим управлением и является его основой. Важнейшим из методов управления предприятием является бизнес-планирование как квинтэссенция стратегического управления, основанного на нормативном подходе к планированию.

Нормативный метод управления затратами и его характеристика

Нормативы активно применяются  в целевом управлении, когда устанавливаются  четкие и конкретные цели, оценивается  их достижимость и эффективность, изучается  уровень участников и состояние  объекта управления.

Планирование является частью управленческой деятельности, для которой характерны прогнозирование  и анализ всех видов деятельности предприятия, оценка принимаемых управленческих решений и формирование целей  производственной деятельности. Нормативные методы в планировании и управлении, характеризующиеся применением норм и нормативов в целях регулирования деятельности предприятий, формируют и учитывают результаты различных видов деятельности и затраты, понесенные в процессе производства, участвуют в распределении и использовании результатов деятельности. Главное назначение нормативных методов — выполнение трудовыми коллективами плановых заданий при минимальных затратах всех видов ресурсов (трудовых, финансовых, материальных).

Формирование единой действующей и жизнеспособной системы норм и нормативов способствует функционированию всех направлений деятельности предприятия в едином ключе. Создание системы норм и нормативов зависит от нескольких факторов: единства методов формирования и управления норм и нормативов, прогрессивности применяемых норм, периодического их обновления при совершенствовании технологии производства, использовании новых видов сырья и материалов, нового оборудования и механизмов, сравнимости применяемых норм и нормативов друг с другом.

Функционирование и  применение единой системы норм и  нормативов в производственной деятельности предприятия зависит от единства методов разработки и утверждения  применяемых норм и нормативов. Использование  норм и нормативов — одна из важнейших  методик планирования и управления, которая позволяет создать плановую нормативную базу, используемую для формирования плановых показателей, разработки плановых заданий и анализа их выполнения. В настоящее время практически вся нормативная база на большинстве предприятий автоматизирована.

Нормативная база для  обеспечения своей прогрессивности  должна ежегодно или по мере необходимости  проверяться на точность, чтобы учитывать  степень влияния развития технического уровня производства, организации труда  и управления производством, улучшение качества или состава выпускаемой продукции.

Система норм и нормативов подразделяется на:

· нормативы оценки эффективности  производственной деятельности;

· нормы и нормативы трудовых затрат и формирование системы оплаты труда;

· нормы и нормативы расхода сырья, материалов, электроэнергии и топлива;

·  нормы и нормативы использования  производственных мощностей;

· нормативы на капитальное строительство  и освоение капитальных вложений;

Информация о работе Группировка затрат по экономическим элементам и ее характеристика