Инструмент экономики как цена, ее систему и виды цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 14:01, реферат

Краткое описание

Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы.
Цель данной работы - охарактеризовать такой инструмент экономики как цена, ее систему и виды цен. Сформулируем задачи работы:
дать классификацию цен;
рассмотреть виды цен, различные степенью и способами регулирования;
рассмотреть цену как инструмент маркетинга.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 30.34 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Перед всеми фирмами, организациями  встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских  решений. Нас со всех сторон окружают цены. Для того, чтобы продать  свой товар или услугу на рынке, производитель  должен назначить на них цены, которые  были бы приемлемы покупателям, иначе  их невозможно будет удачно продать  на рынке. Цена сохраняет свои позиции  как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

Особенно актуальной эта  проблема становится в условиях перехода к рыночной экономике, это предполагает объективное и всестороннее участие  в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических  категорий, в первую очередь, цены. Цена - категория конъюнктурная. На ее уровень  оказывает существенное влияние  комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень  может зависеть от психологии поведения  покупателей.

Цены являются активным инструментом формирования структуры  производства, оказывают решающее воздействие  на движение общественного продукта, способствуют повышению эффективности  производства, влияют на распределение  и использование рабочей силы, предопределяют жизненный уровень  населения.

Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них  цены - решающий фактор результатов  производственной и финансовой деятельности фирмы.

Цель данной работы - охарактеризовать такой инструмент экономики как  цена, ее систему и виды цен. Сформулируем задачи работы:

    • дать классификацию цен;
    • рассмотреть виды цен, различные степенью и способами регулирования;
    • рассмотреть цену как инструмент маркетинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

 

В условиях становления рыночных отношений в России вопрос ценообразования  очень актуален. С одной стороны, предприятие в цену товара должно включать затраты на производство и  реализацию продукции, с другой определенную прибыль.

Под ценообразованием понимается процесс формирования уровней, структуры, динамики цен, образующих единую систему, в целях обеспечения общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени. Эта проблема решается в единстве макро- и микроуровней экономики, т.к. предполагает реализацию экономических интересов всех участников воспроизводства.

Рассматривая методологию  ценообразования, необходимо обратить внимание на сочетание элементов  рыночной и регулируемой государством экономики. Хотя окончательная цена определяется рынком, на каждом предприятии  проводятся тщательные расчеты предполагаемой или первоначальной цены, которая  может совпасть или не сравняться с рыночной.

В понятие "ценообразование" входит совокупность организационных  и методологических мер по определению  цен на товары, вступающие после  их производства в сферу обращения. Следует обратить внимание на сложность  процесса ценообразования, поскольку  в нем участвует большое количество торговых и торгово-посреднических организаций на всем пути товара от производителя к потребителю.

Ценообразование - формирование величины цены товара, выраженной в  определенной сумме денег. Процесс  ценообразования опирается на механизм спроса и предложения. Спрос определяет максимальную цену товара, которую  способен уплатить потребитель. Ее называют ценой спроса.

Минимальная цена, по которой  производитель согласен реализовать  свой товар, называется ценой предложения. Как правило, эти две цены не совпадают. Поэтому предприниматель, манипулируя  ценами и объемами реализации, стремится  продать имеющийся товар, не неся убытков. При низкой платежеспособности населения производитель будет  пытаться снизить себестоимость  товара либо сократить производство. Сокращение производства невыгодно, т.к. недогрузка основных производственных фондов удорожает товар, а сокращение рабочих мест порождает безработицу, что еще больше снижает покупательную  способность населения. Наиболее выгодными  оказываются меры по снижению затрат на единицу продукции. Это усиливает  ее конкурентоспособность, хотя и требует  дополнительных капиталовложений.

Формирование ценовой  политики государства, отрасли, предприятия  требует большой предварительной  работы. На первом этапе необходим  анализ конъюнктуры рынка, его структуры, эластичности спроса и др. Коэффициент  эластичности показывает, на сколько  процентов изменится спрос на данный продукт при изменении  цены на 1%. Изменение цены является наиболее простым способом учета  изменения в спросе, издержках, в  конкурентной борьбе. На втором этапе  ставится задача формирования четкой стратегии предприятия на рынке, которая обеспечит не только его  выживание, но и высокие доходы. Основой  стратегии служит ценовая политика, использующая различные методы ценообразования:

1) начисление небольшой  наценки на себестоимость товара (10-12%). Это самый простой метод,  используемый практически всеми  предприятиями в условиях дефицитной  экономики, когда спрос всегда  превышает предложение. На монополизированном  рынке цена определяется по  формуле «издержки + прибыль»  независимо от спроса. В этом  случае ценовая конкуренция минимальна;

ценообразование рынок  сырье

2) крупные компании, имеющие  отделы маркетинга, путем анализа  различных уровней цен и объемов  производства выбирают тот вариант,  который обеспечивает наибольшие  прибыли;

3) некоторые фирмы определяют  «потолок цен» на товар, близкий  к цене спроса и обеспечивают  максимальную прибыль путем управления  себестоимостью. Снижение себестоимости  достигается с помощью новой  техники, более высокой производительности  труда и т. д.;

4) используется метод  следования за конкурентом, ориентированным  на текущие цены;

5) все большее количество  фирм рассчитывают цену на  товар с предоставлением скидок  и льгот в зависимости от  условий и места его реализаций, изменения веса товара или  дополнительных сервисных услуг.

Ценообразование, таким образом, - сложный процесс, учитывающий не только издержки, спрос и предложение, конкуренцию, но и многие другие факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПЕЦИФИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ  НА РЫНКАХ СЫРЬЯ

 

Многообразие товаров, реализуемых  на внутреннем и мировом рынках, исключает возможность рассмотреть  подробно каждый рынок в отдельности. Поэтому необходимо рассматривать  важнейшие для России рынки –  это рынки сырья, машин и оборудования, строительной продукции, услуг и  фондовом рынке.

Сырьё занимает важное место  в международной торговле России, продолжая играть роль одного из основных источников поступления валюты. Именно на особенностях ценообразования на рынках сырья мы подробно остановимся  в данной работе.

Нет ни одной страны, которая  в качестве экспортёра или импортёра  не принимала бы участия в торговле сырьевыми ресурсами. Однако их доля в стоимости международного товарооборота, не смотря на почти непрерывное расширение поставок, устойчиво понижается. Важно  определить эту долю по разным странам  и найти объяснение снижающейся  тенденции.

К тенденциям, определяющим формирование конъюнктуры рынков минерального сырья, следует отнести рост капиталовложений в различные отрасли добывающей промышленности развитых стран, что  вызвано политикой, направленной на решение проблемы снабжения национальной экономики минеральным сырьём и  топливно-энергетическими ресурсами.

Развивается процесс «облагораживания»  сырья, т.е. в поставках на внешние  рынки увеличивается доля материалов с более высокой степенью обработки. Это позволяет увеличить инвалютные поступления за счёт повышения удельных цен, сокращения транспортных расходов. Особенно важно проследить тенденцию  движения цен на сырьё.

В связи с тем, что западные страны всё больше внедряют энергосберегающие  технологии, цены на сырьевые товары имеют  тенденцию к снижению. Это приводит к усилению экономической зависимости  стран, в основном экспортёров сырья.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КОНЪЮНКТУРНО-ОБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА РЫНКАХ СЫРЬЯ

 

В развитии рынков минерального сырья и топлива отражаются циклические  и структурные изменения, происходящие в экономике развитых стран, а  так же политика этих государств, направленная на устойчивое обеспечение потребностей их промышленности в основных видах  сырья и материалов. В этих условиях важным фактором формирования конъюнктуры  данных рынков является ограниченность текущего спроса. К этому следует  добавить успешные работы по изысканию  технологий, в результате применения которых происходит перестройка  балансов в потребляемых сырьевых и  энергетических ресурсов, снижается  удельный расход сырья и энергии  на единицу выпускаемой продукции  либо на единицу полезной работы оборудования.

На конъюнктуру некоторых  рынков сырьевых товаров оказывает  влияние на деятельность международных  товарных отношений, цель которых (как  со стороны экспортёров, так и  импортёров) – поддержание цен  на товар в согласованных пределах посредством установления системы  экспортных квот и создания стабилизационных фондов (буферных запасов).

Конъюнктура ряда рынков сырья  и полуфабрикатов находится под  влиянием широко распространённых в  настоящее время различных протекционистских  мероприятий («добровольных» ограничений  экспорта, антидемпинговых пошлин и  других количественных, таможенных и  ценовых ограничений).

 

 

 

 

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКОВ СЫРЬЯ

 

К важнейшим регулярно  публикуемым относятся показатели производства (или добычи), потребления, запасов (на конец года), экспорта и  импорта, а так же биржевые или  справочные цены.

Все эти показатели, как  правило, приводятся в абсолютных единицах измерения: в млн или тыс т, в млрд млн м3, а цены указываются  в долларах за тонну и т.д. В  зависимости от специфики того или  иного конкретного рынка эпизодически или систематически публикуются  многие другие показатели (динамика капиталовложений, структура потребления, загрузка производственных мощностей т.д.).

Для прогноза конъюнктуры  рынков сырья важно знать следующие  специфические показатели.

Коэффициент «текущей самообеспеченности»  стран и регионов (КТС) ресурсами:

КТС = потребление собственных  ресурсов/общий объём потребления.

 

Коэффициент «межрегиональной товарности» (МРТ) каждого производящего  региона и страны:

 

КМТ= суммарный объём межрегионального экспорта/объём производства ресурса  в данном регионе или стране.

 

Коэффициент «импортной ёмкости» (КИЁ):

 

КИЁ= суммарный объём межрегионального импорта/объём потребления ресурса.

 

Для анализа рынков сырья  важно использование коэффициентов  эластичности потребления сырья  по ВВП, что является отражением связи, например, энергопотребления с экономическим  ростом.

Ещё одним показателем, важным для конъюнктуры рынков сырья, является коэффициент концентрации рынка  или (применительно к рынку нефти) коэффициент картелизации. Значительное перепроизводство нефти в странах  ОПЕК, неспособность их удерживать объём добычи в рамках ими же установленных - квот в любой момент может вызвать  «обвал» цен.

 

 

ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА  КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКОВ СЫРЬЯ

 

Анализ конъюнктуры рынков сырьевых товаров целесообразно  осуществлять в такой последовательности.

За прошедший период определяются:

  • изменения в производстве и потреблении сырьевых товаров в разрезе основных стран-производителей и стран-потребителей;
  • сдвиги в фирменной структуре сырьевого рынка, т.е. изменения в степени его монополизации;
  • изменения в объёмах международной торговли сырьевыми товарами;
  • изменения в географическом направлении его грузопотоков;
  • особенности ценообразования;
  • изменения в динамике и уровне цен на рынке.

Выявляются и исследуются  факторы, под воздействием которых  произошли те или иные изменения  за анализируемый период.

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  РЫНКОВ СЫРЬЯ

 

В ходе разработки прогноза составляются оценки будущих изменений  основных конъюнктурных показателей. Свойственные рынкам сырьевых товаров  динамика и размах колебаний конъюнктуры  ведут к тому, что по мере увеличения периода прогнозирования наблюдается  быстрый рост отклонений оценок прогнозируемых показателей от их реальных величин. Это особенно характерно для тех  сырьевых товаров, которые котируются на биржах. По данным рынкам целесообразно  разрабатывать краткосрочные прогнозы.

Информация о работе Инструмент экономики как цена, ее систему и виды цен