Контрольная работа по ценообразованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:41, контрольная работа

Краткое описание

Цена является одним из основных звеньев рыночной экономики и представляет собой не только гибкий инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала, но и важный рычаг управления в сфере производства, реализации, обмена и обращения товаров (продукции), при этом она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ФУНКЦИИ ЦЕНЫ И ИХ СУЩНОСТЬ 4
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ЕГО МЕТОДЫ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ЗАДАЧА 1. 15
ЗАДАЧА 2. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

КР Ценообразование.docx

— 47.65 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение 3

Функции цены и их сущность 4

Государственное регулирование цен и его методы 10

Заключение 14

Задача 1. 15

Задача 2. 17

Список используемой литературы 19

 

Введение

 

Цена является одним из основных звеньев рыночной экономики и представляет собой не только гибкий инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала, но и важный рычаг управления в сфере производства, реализации, обмена и обращения товаров (продукции), при этом она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики страны.

На основе функций цен осуществляется оборот общественного продукта между  сферами производства и потребления, отраслями материального производства и непроизводственной сферы, отдельными предприятиями с различными формами  собственности, а также производится перераспределение национального  дохода путем формирования системы  налогообложения и одновременно вводятся более низкие цены на отдельные  виды детских и других товаров, лекарств, льготное обеспечение инвалидов  и некоторых категорий больных, повышенные пенсии, стипендии и различные пособия.

Вопрос  об экономической роли государства  является одним из старейших в  экономической науке. Назревший  и выдвинутый ещё в начале восемнадцатого века, затем образно сформулированный А. Смитом («государство - ночной сторож») принцип невмешательства государства  в экономику вплоть до 30-х годов  ХХ столетия разделялся практически  всеми странами и экономическими школами.

Этот  принцип, получивший название laissez-faire («оставьте нас в покое»), и сегодня имеет некоторое число сторонников. И все-таки абсолютно подавляющей теоретической точкой зрения и практикой стала концепция совмещения рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику.

 

Функции цены и их сущность

 

Функции цены – это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания. Цена выступает носителем информации и занимает особое месть в системе управления национальной экономикой, являясь важным инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех экономических показателей в денежном выражении.

Функции цены отражают общественно необходимые  затраты труда на производство и  реализацию различных видов товаров (работ, услуг), их потребительские свойства и при этом регулируют спрос и  предложение потребных товаров  и услуг, так как в условиях рыночной конкуренции повышаются потребительские  свойства и качество продукции, необходимой  для удовлетворения потребностей общества, и посредством экономически целесообразного  механизма ценообразования активно  осуществляют влияние цены на экономические  процессы перераспределения ресурсов и капитала, а так же ее взаимодействие с другими экономическими категориями (финансово-кредитной сферой, денежным обращением, инфляцией, налогообложением, оплатой труда, себестоимостью, прибылью, рентабельностью производства) при решении важных социально-экономических проблем.

Следовательно, цены выполняют следующие основные функции:

  • Учетно-измерительную;
  • Информационную;
  • Стимулирующую;
  • Регулирующую;
  • Распределительную (перераспределительную);
  • Способствующая рациональному размещению производства функция цены;
  • Социальную.

Учетно-измерительная  функция отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов (трудовых и материальных) на производство товара, во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.

Особенностью современной экономики  является существенное отклонение цены от издержек по новым, престижным товарам, влияние имиджа фирмы на уровень цен.

Налоговый кодекс РФ дает право налоговым  органам контролировать правильность цен при товарообменных операциях (часть 1, ст. 40).

Информационная функция связана с тем, что цена является носителем важнейшей экономической информации и участвует в расчете всех стоимостных показателей, используемых в статистике, анализе и прогнозировании экономических систем (валовый национальный продукт, валовый региональный продукт, объем реализованной продукции, объем товарооборота и т.д.) Цена также участвует в расчете таких показателей, как фондоотдача, производительность труда, рентабельность.

Стимулирующая функция  цены проявляется через ее воздействие на продавца и покупателя товаров. Совершая товарообменную операцию, оба ее участника стремятся к достижению наилучших результатов. Для продавца — это получение наибольшей выручки и прибыли, для покупателя — минимизация затрат на приобретение товара определенного качества. Цена оказывает непосредственное влияние на достижение этих результатов.

На производителя стимулирующее (или сдерживающее) воздействие оказывают:

  • уровень цены
  • структура цены:
    1. уровень рентабельности (перелив капитала — капитал стремится в отрасли с повышенной рентабельностью, высокий уровень рентабельности обеспечивает инвестиционную привлекательность и является самым действенным стимулом структурной перестройки экономики);
    2. доля налогов, акцизов в цене товара;
    3. таможенные пошлины.

На потребителя стимулирующее  или сдерживающее воздействие может оказывать:

уровень цены;

  • соотношение цен на различные товары и услуги;
  • акциз;
  • различные приемы тактики ценообразования:
    1. дифференцированное ценообразование,
    2. надбавки и скидки к цене,
    3. продажа товаров в кредит и т.п.

Регулирующая функция, или функция сбалансирования спроса и предложения — через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о равновесном состоянии или о наличии диспропорций на рынке товара. На конкурентном рынке цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса, а на монополизированном или регулируемом государством на формирование цены могут оказывать влияние нерыночные силы.

В условиях рыночной экономики не только конечный товар, но и каждый производственный ресурс имеет свою цену. Цена ресурсов, как цена любого товара, реагирует на изменение спроса и предложения. Учитывая сложившиеся уровни цен на производственные ресурсы, производитель стремится минимизировать затраты на производство продукции (ресурсосбережение, технологический прогресс, появление новых видов материалов).

Распределительная функция цен означает, что с помощью пены осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, иными словами, происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.

Способы перераспределения доходов  с помощью цены:

  • соотношение цен на различные виды продукции. Например, цены на топливо и энергию повышаются намного быстрее, чем цены в целом по народному хозяйству, а закупочные цены в сельском хозяйстве — более медленно. Учитывая, что сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей топлива и энергии, можно говорить о ценовых диспропорциях, основанных на монопольной власти и перераспределении национального дохода из одних отраслей в другие через систему неравновесных цен;
  • включение (или невключение) в цену налогов (НДС — пониженная ставка для социально значимых товаров, акциз — на отдельные товары — предметы роскоши, ювелирные изделия, табачные, вино-водочные);
  • установление различных цен для разных потребителей на одну и ту же продукцию (в энергетике — для промышленных потребителей и населения, подписка — физические и юридические лица, газ для бытовых нужд — городское и сельское население).

Особенно наглядно эта функция  отражается в ценах, регулируемых государством. Государство, регулируя с помощью цен накопления отдельных отраслей экономики, влияет на темпы их развития, обеспечивая достижения национальных приоритетов. Одновременно перераспределение накоплений через систему цен из одних отраслей в другие может привести к отставанию в развитии, снижению конкурентоспособности отдельных отраслей.


'Государство может использовать  перераспределительную функцию цены для решения социальных задач, создавая через цену благоприятные (неблагоприятные) условия для потребления товаров, поддерживая наименее социально защищенные слои населения.

Следовательно, во-первых, цена — экономическая  категория, которая существует объективно, и функции цен проявляют воздействие объективно, т.е. их следует учитывать при формировании собственной ценовой политики; во-вторых, все функции цен взаимосвязаны и находятся в единстве и взаимодействии. Они проявляются как в системе цен, так и в ценах на отдельный товар.

Способствующая рациональному  размещению производства функция цен заключается в том, что с помощью механизма формирования цен происходит перелив капиталов из одного сектора экономики в другой, т.е. вложение капиталов в развитие таких производств, где норма прибыли более высокая, что осуществляется предприятиями (фирмами) самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса.

Социальная функция цены заключаются в том, что с помощью цен регулируется объем потребления объем потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. От величины цен зависит уровень жизни населения, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, т.е. социальное положение населения.

Особенно  важную роль в осуществлении социальной функции при государственном  регулировании цен выполняют  розничные цены. Через их систему  можно создать благоприятные  условия для потребления товаров  и услуг в области здравоохранения, образования, просвещения, воспитания детей и способствовать дальнейшему  повышению материального и жизненного уровня отдельных групп населения  и в первую очередь социально  незащищенных и малообеспеченных граждан.

От решения  социальных вопросов напрямую зависит  общественно-политическая ситуация как  в определенном регионе, так и  в стране в целом.

Рассмотрев  функции цен, следует отметить, что  цена - это прежде всего инструмент регулирования экономических процессов в сфере производства, обмена, обращения и реализации продуктов (товаров и услуг), при этом она всегда воздействует на экономические интересы.

Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая проявляется как в  единстве, так и в противоречии. Стимулирующая функция цены содействует  реализации функции сбалансирования  спроса и предложения, т.е. способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом, а так де взаимодействует  с социальной функцией, регулируя  объем потребления товаров и  услуг, используя ценовые рычаги для социальной защиты отдельных  групп населения.

Распределительная функция цены взаимосвязана с  функцией, способствующей рациональному  размещению производства, содействуя переливу капиталов из одного сектора  экономик в другой, в котором имеется повышенный спрос на конкретные товары и складывается относительно высокая норма прибыли.

Учетно-измерительная  функция цены часто вступает в  противоречие со всеми другими функциями, так как в рыночных условиях цены существенно могут отклоняться  от издержек производства и реализации товаров.

Таким образом, все рассмотренные функции взаимосвязаны  и проявляются только в системе  разных цен, а не отдельно взятой цене конкретного товара.

 

Государственное регулирование цен  и его методы

 

Широко распространено мнение, что  в рыночной экономике ценообразование  не регулируется. Однако такое представление  является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.

Государственное регулирование цен  является попыткой государства с  помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий  воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному  развитию экономической системы  в целом, т. е. через цены нивелировать циклические колебания процессов  воспроизводства. В зависимости  от конкретной хозяйственной конъюнктуры  регулирование цен носит антикризисный  и антиинфляционный характер.

В условиях рыночной экономики основной целью государственного регулирования цен является согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства. Она может быть конкретизирована целями второго уровня, среди которых выделим:

      • обеспечение экономической безопасности страны;
      • защита отечественного товаропроизводителя;
      • защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;
      • создание условий для нормальной конкуренции;
      • ограничение власти предприятий-монополистов;
      • ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;
      • поддержание ценовых пропорций.

Информация о работе Контрольная работа по ценообразованию