Мероприятия по повышению качества кредитных портфелей коммерческих банков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы банковского ценообразования состоит в том, что от правильности установления цен во многом зависят рентабельность банков, его конкурентоспособность и многие другие показатели его деятельности. Особую роль цена играет в рыночной экономике. Ценообразование - сложнейший механизм конъюнктуры финансового рынка. В цене, отражается вся система ценообразующих факторов (инфляция, спрос, предложение и др.). Поэтому изучение ценообразования и совершенствование системы ценообразование необходимо.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоритические основы ценовой политики коммерческого банка 5
1.1 Специфика ценообразования в банковской сфере 5
1.2 Этапы разработки цен на банковские услуги 10
1.3 Формирование общей стратегии ценообразования на банковские услуги 14
Глава 2. Анализ стратегии ценообразования на примере ОАО «Сбербанка России» 21
2.1 Особенности экономической деятельности банка 21
2.2 Анализ маркетинговой деятельности банка 30
2.3 Аспекты кредитной политики ОАО «Сбербанка России» 33
Глава 3. Мероприятия по повышению качества кредитных портфелей коммерческих банков в России 36
3.1 Экономическое обоснование разработки новой ценовой стратегии 36
3.2 Выявление ключевых проблем системы кредитования банка и пути их решения 39
Заключение 44
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

ценообразование.docx

— 382.56 Кб (Скачать файл)

Кроме того, если вы хотите объединить несколько имеющихся у вас задолженностей в одну, и при этом снизить процентную ставку по ним, рекомендуем воспользоваться предложением по рефинансированию кредитов. Переоформить можно как потребительский займ (от 17% годовых), так и потеку (от 15,25%в год).

Ожидается, что многие кредиты Сбербанка ожидает небольшое повышение ставок в 2015 году. 
Глава 3. Мероприятия по повышению качества кредитных портфелей коммерческих банков в России

3.1 Экономическое  обоснование разработки новой  ценовой стратегии

 

Сбербанк России обслуживает все группы корпоративных клиентов. На долю малых и средних компаний приходится более 33,9% корпоративного кредитного портфеля. Банк также предлагает депозиты, расчетные услуги, проектное, торговое и экспортное финансирование, услуги по управлению денежными средствами и прочие основные банковские продукты.

По итогам 2014 года активы банка увеличились на 15,27% и на 1 ноября 2014 года составили 19,3 трлн. рублей. В пассивной части банк нарастил привлечение за счет средств предприятий и организаций на 22,48%, вкладов физлиц на 1,48%, привлеченных МБК на 20,87%, капитал банка увеличился на 8,34%, составив на начало ноября 2014 года 2,2 трлн рублей. В активах вновь привлеченные средства преимущественно распределены в кредитный портфель, вложены в высоколиквидные активы, векселя и акции.

Лидирующие позиции в ресурсной базе банка традиционно занимают средства на счетах и вклады частных лиц — 41,65% пассивов, 21,67% составляют остатки на расчетных и депозитных счетах корпоративных клиентов, собственные средства (капитал и резервы) — 15%, привлечение от банков (межбанковские кредиты) — 15,71% нетто-пассивов. В структуре нетто-активов 69,94% приходится на кредитный портфель, в кредитном портфеле 70% составляют ссуды, выданные предприятиям и организациям; просрочка показана на уровне 2,6% по РСБУ (стабильна в динамике). Кредитный портфель главным образом состоит из долгосрочных (выданных на срок свыше года) кредитов. 9,78% активов — портфель ценных бумаг (преимущественно состоит из облигаций и госбумаг), денежные средства в кассе и на корсчете в ЦБ формируют 5% нетто-активов.

На рынке МБК Сбербанк работает в обе стороны, ежемесячно как привлекая средства, так и размещая избыточную ликвидность.

По итогам 2013 года банк получил 392,6 млрд рублей чистой прибыли (аналогичный показатель за 2012 год — 344,4 млрд рублей), за 10 месяцев 2014 года банк заработал 293,9 млрд рублей.

Согласно принятой еще в октябре 2008 года стратегии развития до 2014 года, Сбербанк должен достичь следующих результатов: во-первых, увеличить объем чистой прибыли в 2,5—3 раза по сравнению с 2010 годом (106,5 млрд рублей); во-вторых, снизить отношение операционных затрат к операционному доходу на 5 процентных пунктов (до 40%); в-третьих, поддерживать рентабельность капитала (ROE) на уровне не ниже 20% (согласно полугодовой отчетности по МСФО, в 2014 году показатель ROE составил 17,7%); в-четвертых, довести количество сотрудников до 200—220 тыс. (на данный момент их свыше 260 тыс.).

Что касаемо прогноза по акциям Сбербанка на 2015 год, то можно сказать, что Уходящий год был богат на политические и экономические события, что не могло не отразиться на экономике страны. Сбербанк России — крупнейший банк на территории СНГ, поэтому котировки его акций в той или иной степени отражают положение вещей на финансовом рынке. Попробуем сделать прогноз по акциям Сбербанка на 2015 год. Для этого обратим внимание на месячный график акций Сбербанка:

Рис.2.3 Прогноз по акциям Сбербанка на 2015 год

Котировки Сбербанка вплотную опустились к достаточно серьезной поддержке в коридоре 60-70 рублей, откуда несколько раз случались развороты бумаги. Если поддержка не устоит, то возможно дальнейшее падение вплоть до уровней конца 2008 года. Точнее говоря, если не возникнет позитивных событий, то распродажи могут усилиться. Какие к тому есть предпосылки?

Самый важный фактор снижения котировок Сбербанка в 2015 году — санкции западных стран. В условиях недостатка ликвидности на финансовом рынке котировки могут значительно просесть. С другой стороны, волна отзывов лицензий Центробанком способствует перетеканию капиталов в крупные банки с госучастием, в первую очередь именно Сбербанк. Насколько это серьезная поддержка котировкам — большой вопрос, но других вариантов у меня пока нет.

Сложившаяся ситуация не может рассматриваться с позиций классической экономики, так как внесен значительный элемент непредсказуемости в связи с событиями вокруг Украины. Так или иначе, но динамика акций Сбербанка 2015 будет определяться именно на украинском направлении.

Итак, на сегодняшний день мы имеем 3 варианта развития событий в 2015 году:

  • Снижение к уровням 15-20 рублей, в этом случае лично я буду покупать долгосрочно. Любители острых ощущений могут неплохо зашортить.
  • Если не будет никаких значительных событий, то стоимость акций вполне может оставаться в сегодняшнем коридоре весь год, незначительно отклоняясь в обе стороны.
  • Если вдруг произойдет разрядка международных отношений, то мы можем увидеть стремительное восстановление к максимальным уровням и даже выше.

3.2 Выявление ключевых проблем системы кредитования банка и пути их решения

Одним из основных препятствий развития сегмента кредитования является нежелание заемщиков предоставлять банку информацию о своем бизнесе, ведь ни для кого не секрет, что большинство малых предприятий работает с применением, так называемых серых схем. Вторая причина – довольно долгий срок рассмотрения кредитной заявки: часто заемщикам деньги нужны "прямо сейчас". Банк отдает предпочтение заемщикам, которые планируют свои финансовые потоки и заранее приходят за кредитом. Кредитное решение действует в течение 60 дней, что позволят заемщику заранее подготовиться к "высокому" сезону, собрать все документы, получить кредитное решение и взять деньги в тот момент, когда они ему будут необходимы.

Для выхода из данной ситуации необходимо повышать доверие между банками и заемщиками. Банк и клиент должны выступать как деловые партнеры. Заемщики должны понимать, что банку выгодно, чтобы бизнес заемщика работал прибыльно. Более того, банк должен выступать в качестве финансового консультанта для клиентов. Нужно проводить консультации своих клиентов по всем возникающим финансовым вопросам, что помогает клиенту лучше оценивать и развивать свой бизнес.

Основными проблемами кредитования бизнеса являются несколько причин:

- многие представители  бизнеса не могут взять кредит, поскольку их финансовая отчетность  не соответствуют жестким требованиям  банка;

- низкий уровень прозрачности, проблемы с ликвидным обеспечением, необходимость выстраивания специальных  технологий по выдаче кредитов  малым предприятиям;

- наличие "черной кассы" в большинстве малых предприятий  и, соответственно, бухгалтерская отчетность, пригодная только для минимизации выплаты налогов. Отсюда следует, что кредит таким предприятиям давать очень дорого, так как требуется тщательная проверка.

В Сбербанке эта проблема решается при помощи без залоговых кредитов. Но хотя их размер может составлять около 1 млн. руб., размеры все равно ограничены в связи с высокими рисками, которые несет банк. Возможен также вариант, при котором лимит без залогового кредитования определяется в зависимости от оборотов по расчетному счету – это овердрафт по расчетному счету. Однако многие предприятия малого и среднего бизнеса до сих пор не полностью проводят обороты по расчетному счету, в результате чего снижается лимит кредитования.

Еще одна проблема в отсутствии четкого механизма поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном уровне. Существующая в настоящее время законодательная база утверждает необходимость поддержки малого и среднего бизнеса, предусматривает определенные программы, но при этом набор конкретных мер, направленных на реализацию заявленных целей, очень ограничен.

У рынка кредитования малого и среднего бизнеса очень хорошие перспективы. В ближайший год сохранятся текущие тенденции – это снижение ставок по кредитам, увеличение сроков кредитования, упрощение процедуры получения кредита. Поэтому Сбербанку необходимо удержать уже завоеванную нишу в кредитовании малого и среднего бизнеса, а также по возможности увеличивать объемы данного сегмента кредитования.

Рассмотренная структура кредитного портфеля по кредитам, предоставленным физическим лицам, позволила выявить следующий негативный момент, а именно, увеличение абсолютной и относительной величины просроченных кредитов, предоставленных частным клиентам (темп роста составил 314%), что говорит о существовании угрозы невозврата денежных средств. Кроме того, потребительское кредитование является наиболее рискованной сферой кредитования. За анализируемый период увеличилась доля "Доверительных" кредитов, предоставляемых без обеспечения. Т.е. с целью привлечения клиентов и увеличения кредитного портфеля, банк пренебрегает обеспеченностью кредита.

Проблемы при управлении кредитным риском часто связаны с тем, что кредитная организация иногда предоставляет кредиты своим постоянным клиентам, не считаясь с установленными лимитами, иначе она рискует потерять партнеров.

Следует отметить, что банку необходимо анализировать диверсификацию поручителей. Так наличие у банка разных поручителей, дифференцированных по банковским продуктам, снижает рискованность вложений, так как проблемы с исполнением обязательств одним поручителем не помешают другому исполнить свои обязательства в полном объеме.

Среди основных проблем потребительского кредитования Городского ОСБ можно назвать следующие:

  • Продолжительный срок рассмотрения кредитной заявки потенциального заемщика;

  • Несовершенство системы погашения кредитной задолженности и процентов по кредиту.

Рассмотрим подробнее эти проблемы и варианты их решения.

Для получения потребительского кредита в Сбербанке заемщику необходимо подготовить пакет документов. После чего соответствующие службы банка рассматривают эти документы и принимают решения о представлении или непредставлении ссуды. Рассмотрение кредитной заявки клиента занимает минимум 7 рабочих дней. Естественно, многих потенциальных заемщиков не устраивает такой продолжительный срок принятия решения, и они обращаются за кредитом в другой банк.

Для решения данной проблемы отделениям Сбербанка можно воспользоваться опытом других кредитных организаций, например Банк "Русский стандарт" сократил период рассмотрения кредитной заявки потенциальных клиентов до 15 минут. Это стало возможным благодаря внедрению автоматической системы моментальной оценки кредитных рисков, на основе скоринговой системы оценки кредитоспособности, закупленной у американской фирмы "NCR". Претенденту на кредит нужно заполнить специально составленную анкету. Ответы сверяются с характеристиками смоделированного в системе "добросовестного плательщика". Таким образом, внедрив автоматизированную систему оценки кредитоспособности, Сбербанк и его отделения смогут ускорить работу кредитной службы и сократить срок обработки предоставленных потенциальным заемщиком сведений.

Проблема возврата кредита и процентов по нему также достаточно актуальна. Некоторые заемщики в силу своей занятости не всегда вовремя вносят платежи. В практике заемщики Сбербанка вынуждены тратить свое время, простаивая в очередях у касс, принимающих платежи, а также у банкоматов или терминалов самообслуживания.

Решить эту проблему достаточно просто. Например, при выдаче так называемого корпоративного кредита Сбербанк может заключить договор с предприятием, на котором работает заемщик о перечислении денежных средств непосредственно со счета предприятия на ссудный счет клиента в период выплаты заработной платы. Это не только сэкономит время клиента, но и позволит Сбербанку снизить риск невозврата кредита. Кроме того, необходимо предоставлять детальную информацию о возможности погашения кредита с использованием он-лайн доступа, либо научить клиентов пользоваться данной услугой.

Несмотря на то, что в настоящее время Сбербанк стал уделять должное внимание рекламной и маркетинговой деятельности, многие кредитные продукты до сих пор оказываются невостребованными. Особенно это характерно для периферии, где население недостаточно активно интересуется банковскими новинками, а удовлетворяется традиционными видами кредитных продуктов. Для решения данной проблемы можно предложить активизировать рекламную деятельность, а также создание маркетингового подразделения, которое бы взяло бы на себя мероприятия по посещению предприятий и организаций города с целью проведения презентаций кредитных продуктов.

Хотя при планировании своей деятельности Городское ОСБ ориентируется на цели, установленные территориальным отделениями Сбербанка, для улучшения экономических и финансовых показателей ему необходимо анализировать существующие тенденции местного банковского рынка. Схемы потребительского кредитования, предлагаемые банками-конкурентами должны тщательно анализироваться. Результаты этого анализа помогают определить перспективы развития банка и его отделений.

Кроме того, целесообразно уделить большое внимание развитию таких перспективных новинок, как прием платежей в погашение кредитов через Интернет и использование кредитных карт.

Привычные, среднему классу всего мира кредитные карты, дающие свободу потребительского поведения, стали массовым продуктом и на российском рынке. Рынок потребительского кредита в России вступил в новую фазу. Чтобы быть конкурентоспособным, Сбербанку необходимо также наращивать объемы предоставления кредитных карт, тем более что у Сбербанка в наличии большая база заемщиков, имеющих положительную кредитную историю.

Следует отметить, что для более успешной работы отделений Сбербанка имеет смысл предоставить им более широкие полномочия. В частности отделения могли бы самостоятельно устанавливать схемы кредитования, соответствующие специфике конкретных регионов и населенных пунктов. Это позволило бы оптимизировать их деятельность и повысить доходы по кредитам.

Сравнивая изменения показателей деятельности ОСБ за 2010-2012 годы с общероссийскими показателями по банковскому сектору, можно говорить о том, что динамика и направление деятельности Банка соответствуют общей тенденции развития.

 

Заключение

ОАО «Сбербанк России» – крупнейший банк в России и один из ведущих глобальных финансовых институтов. На долю Сбербанка приходится около трети активов всего российского банковского сектора. Сбербанк является ключевым кредитором для национальной экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. Учредителем и основным акционером ОАО «Сбербанк России» является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими 50% акций Банка владеют российские и международные инвесторы. Услугами Сбербанка пользуются более 110 млн физических лиц и около 1 млн предприятий в 20 странах мира. Банк располагает самой обширной филиальной сетью в России: более 18 тысяч отделений и внутренних структурных подразделений. Зарубежная сеть Банка состоит из дочерних банков, филиалов и представительств в Великобритании, США, СНГ, Центральной и Восточной Европе, Турции и других странах.

Информация о работе Мероприятия по повышению качества кредитных портфелей коммерческих банков в России