Методическая и нормативная базы определения стоимости строительной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 01:58, реферат

Краткое описание

В Методике даны общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства, порядок составления сметной документации и определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок.

Существенные изменения внесены Методикой в перечень основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства.

Вложенные файлы: 1 файл

Методическая и нормативная базы определения стоимости строительной продукции.docx

— 23.94 Кб (Скачать файл)

Методическая  и нормативная  базы определения  стоимости строительной продукции

Для определения  свободной (договорной) цены на строительную продукцию необходимы соответствующая  методическая документация и сметно-нормативная  база.

Современная методическая и сметно-нормативная  база определения стоимости строительной продукции представлена на рис. 1.2.

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные  нормативы, необходимые для определения  сметной стоимости строительства.

Основным  методическим документом является Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81–35.2004 — далее Методика).

Методика  принята и введена в действие с 9 марта 2004 г. взамен Свода правил по определению стоимости строительства  в составе предпроектной и  проектно-сметной документации (СП 81–01–94), Методических указаний по определению  стоимости строительной продукции  на территории Российской Федерации (МДС 81–1.99), Указаний по применению ГЭСН-2001 на строительные и специальные строительные работы (МДС 81–28.2001), Указаний по применению ГЭСНм—2001 на монтаж оборудования (МДС 81–29.2001), Указаний по применению ГЭСНп—2001 на пусконаладочные работы (МДС 81–27.2001), Общих указаний по применению ГЭСНр—2001 на ремонтно-строительные работы, а  также Временных методических указаний по определению стоимости работ  при строительстве и ремонте  автомобильных дорог (МДС—30.2002).

В Методике даны общие сведения о системе  ценообразования и сметного нормирования в строительстве, положения по определению  стоимости строительства, порядок  составления сметной документации и определения стоимости строительства  в составе предпроектных проработок.

Существенные  изменения внесены Методикой  в перечень основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный  сметный расчет стоимости строительства.

Вместе  с тем, не все то, что было отменено, есть в новой Методике (в частности, «Порядок определения сметных затрат по оплате труда рабочих»).

Приняты также новые Методические указания по определению величины накладных  расходов в строительстве (МДС 81–33.2004), введенные в действие с 12 января 2004 года. Методика исчисления сумм накладных  расходов в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов сохранилась, но изменены многие нормативы, как укрупненные, так и по видам работ. Внесены изменения и в структуру накладных расходов по статьям затрат. Документ дополнен нормативами накладных расходов по видам ремонтно-строительных работ. Все изменения нашли отражение в приложениях 3–5.

Постановлением  Госстроя России от 28.02.2001 № 15 приняты  и введены в действие с 01.03.2001 Методические указания по определению величины сметной  прибыли в строительстве (МДС 81–25.2001). Здесь прежде всего следует отметить введение нормативов сметной прибыли  по видам строительных и монтажных  работ в процентах от фонда  оплаты труда рабочих-строителей и  механизаторов.

В настоящее  время по нормативам сметной прибыли  на строительные, монтажные, ремонтно-строительные, ремонтно-реставрационные работы следует  руководствоваться данными приложений 6, 7 и 12.

В практической работе для участников строительства  весьма полезны Методические рекомендации по определению размера средств  на оплату труда в договорных ценах  и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных  и ремонтно-строительных организаци» (МДС 83–1.99). Документ разработан в соответствии с решением Госстроя России от 24.02.99 № 5 «О ходе выполнения работ по реформированию сметно-нормативной базы ценообразования  в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве». В Методических рекомендациях  отражены практические предложения  по оплате труда работников строительных организаций в соответствии с  договорными ценами, сметами на строительство  и договорами подряда. Также в  них приводятся общая нормативно-расчетная  база определения средств на оплату труда в договорных ценах и  сметах на строительство и организации  заработной платы в строительно-монтажных  и ремонтно-строительных организациях, методы определения размера средств  на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки  для оплаты труда работников любой  строительной организации с конкретными  примерами.

Достаточно  ценным с практической точки зрения является материал приложений к МДС 83–1.99 (перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо  вредными условиями труда, районные коэффициенты к заработной плате  работников по регионам Российской Федерации  и др.).

Отметим также Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (МДС 81–3.99). Они разработаны  структурными подразделениями Госстроя России во главе с Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления в строительстве, приняты и введены в действие с 1.01.2000 постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 81. В них подробно, с конкретными примерами расчетов, освещены все вопросы разработки сметных норм и расценок в расчете на 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин и механизмов. Даны рекомендуемые показатели годового режима работы строительных машин и автотранспортных средств в маш.-ч и поправочные коэффициенты по температурным зонам (приложение 17). На основе приведенного в МДС 81–3.99 методического материала можно решать любые вопросы, касающиеся затрат машинного времени в маш.-ч и стоимости эксплуатации машин в расчете на 1 маш.-ч, включая оплату труда рабочих, управляющих машинами (руб.).

Перечень  других нормативных документов по строительству, используемых в сметном нормировании, приведен в списке литературы данной работы.

В новой  структуре федеральных органов  исполнительной власти Госстрой России с 01.12.2004 вошел в состав Министерства регионального развития Российской Федерации в качестве Федерального агентства по строительству и  жилищно-коммунальному хозяйству. Вопросами  ценообразования и нормирования в строительстве занимается соответствующий  департамент, а по регионам — Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и Комитеты по строительству  при администрациях регионов.

Основным  нормативным документом в строительстве  является СНиП («Сметные нормы и  правила») в 4 частях.

Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает ч. 4 СНиП — «Сметные нормы и правила» и «Государственные федеральные сметные нормативы» (ГФСН), а также другие сметные  нормативы, необходимые для определения  сметной стоимости строительства.

Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, цен и  расценок, объединяемых в отдельные  сборники. Вместе с определенными  правилами и методическими положениями, содержащими в себе необходимые  требования, они служат основой определения  сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта  зданий и сооружений, расширения и  технического перевооружения предприятий  любой формы собственности.

Отдельной сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда рабочих, времени работы строительных машин, потребности в материальных ресурсах), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.

Главной функцией сметных норм является определение  нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых  для выполнения единицы измерения  соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным  показателям.

Сметные нормы широко используются также  при разработке проектов организации  строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).

Сметными  нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях. При  выполнении работ в особых условиях к сметным нормам применяются  соответствующие коэффициенты, приводимые как в приложении 1 МДС 81–35.2004, так  и в общих указаниях к сборникам  нормативов.

Суммарный результат умножения элементов  сметной нормы на соответствующие  цены ресурсов дает единичную расценку — стоимость прямых затрат на измеритель работы (см. рис. 1.2).

Из рис. 1.2 также видно, что сметные нормативы  подразделяются на государственные (федеральные), производственно-отраслевые, территориальные  и фирменные.

Состав  сметных нормативов по определенным критериям показан на рис. 1.3.

Как видно  из рис. 1.2 и 1.3, сметные нормативы  подразделяются на элементные и укрупненные.

К действующим элементным сметным нормативам относятся:

  • государственные (федеральные) элементные сметные нормы (ГЭСН-2001);
  • территориальные элементные сметные нормы (ТЭСН);
  • единичные расценки (прямые затраты на единицы измерения работ) в сборниках федеральных единичных расценок (ФЕР-2001), территориальных единичных расценок (ТЕР-2001);
  • сметные цены в сборниках цен на материалы, изделия и конструкции, цены на перевозки грузов для строительства, средние сметные цены на основные строительные ресурсы (сборник ССЦ) и др.

К действующим укрупненным сметным нормативам относятся:

  • сметные нормативы, выраженные в процентах:
  • нормативы накладных расходов по основным видам строительства и видам работ;
  • нормативы сметной прибыли (общеотраслевые и по видам работ);
  • сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81–05–01–2001, ГСНр 81–05–01–2001);
  • сметные нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время (ГСН 81–05–02–2001, ГСНр 81–05–02–2001);
  • резерв средств на непредвиденные работы и затраты (п. 4.96 МДС 81–35.2004);
  • индексы изменения стоимости работ, устанавливаемых к базовому уровню цен;
  • укрупненные сметные нормативы и показатели стоимости (сборники и удельные показатели):
  • укрупненные показатели на виды работ (УПВР);
  • укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР);
  • укрупненные показатели базисной стоимости строительства зданий и сооружений (УПБС);
  • прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС);
  • укрупненные сметные нормативы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ;
  • укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР);
  • удельные показатели стоимости строительства (УПСС) в текущих ценах, публикуемые в официальных изданиях, например, в журнале «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» (ЦиСН) РЦЦС СПб.

Состав сметных  нормативов более подробно дан в  приложении 1.

Основными элементными сметными нормативами  являются нормативы в сборниках  ГЭСН-2001. Предназначены для определения  состава и потребностей материальных и трудовых ресурсов на измеритель работ. Используются в сметных расчетах ресурсным методом и разработки единичных расценок. ГЭСН-2001 обязательны  для всех предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство  с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых  внебюджетных фондов. В других случаях  они могут иметь рекомендательный характер.

Показатели  ГЭСН-2001 используются при разработке ПОС и ППР. Они могут служить  основой для производственных норм расхода материалов и их списания.

Состав  новой сметно-нормативной базы ценообразования  в строительстве Российской Федерации  и Санкт-Петербурга показан на рис. 1.4.

Следует обратить внимание на издание новых  сборников норм и расценок на многие работы как на федеральном, так и  территориальном уровнях.

Кроме того, вышли следующие новые указания:

  1. МДС 81–36.2004 — Указания по применению ФЕР-2001 на строительные и специальные строительные работы.
  2. МДС 81–37.2004 — Указания по применению федеральных единичных расценок на монтажные работы.
  3. МДС 81–38.2004 — Указания по применению федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001).

В связи с  этим Общие указания по применению ТЕР-2001 СПб., ТЕРр-2001 СПб. и ТЕРм-2001 СПб  подлежат корректировке, включая размеры  коэффициентов, учитывающих усложняющие  факторы при производстве работ. Скорректированные Общие указания издаются РЦЦС СПб.

Положительным моментом в развитии новой сметно-нормативной  базы является появление территориальных  единичных расценок на ремонтно-реставрационные  работы (ТЕРрр-2001 СПб.).

В соответствии с Порядком разработки, согласования, утверждения и введения в действие территориальных строительных норм Санкт-Петербурга (ТСН 10–301–2003 СПб.) от 07.07.2003 г. РЦЦС СПб. разработаны и  утверждены Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2003 г. № 930 Территориальные единичные расценки на ремонтно-реставрационные работы по объектам культурного наследия (памятникам культуры) Санкт-Петербурга и пригородов (ТЕРрр-2001 СПб.) в составе 4 томов: от земляных работ до реставрации и  воссоздания янтарного набора предметов  декоративно-прикладного искусства.

Информация о работе Методическая и нормативная базы определения стоимости строительной продукции