Прямое государственное регулирование цен в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:56, контрольная работа

Краткое описание

Сложившаяся система государственного регулирования цен представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

    федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение высшего

    профессионального образования

    РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

    КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

    Кафедра финансы и кредит

 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа

    по  дисциплине «Ценообразование» 

    на  тему: " Прямое государственное регулирование

    цен в России" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила: студентка     
    Проверила:                                        
 
 
 
 
 
 

    Кемерово  2008 г.

    Сложившаяся система государственного регулирования цен представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.

    Государственное регулирование рынка и цен это совокупность мер принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений.

    Государственное регулирование в области цен обычно преследует следующие цели:

    1) затормозить инфляционный рост  цен в результате обесценения денег, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг;

    2) достигнуть необходимых соотношений в развитии производства;

    3) затруднить рост заработной платы пропорционально росту цен;

    4) субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельскохозяйственное производство), содействовать внешнеэкономической деятельности;

    5) мобилизовать бюджетные средства, необходимые для обеспечения социально-экономических мероприятий.

    Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.

    В зависимости от конкретной хозяйственной  конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и (или) антиинфляционный характер.  
Известно, что система цен один из важнейших элементов рыночной экономики и она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

    В условиях перехода к рынку в России, когда наблюдается серьезная  разбалансированность экономики, роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка: развитие предпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т.д. Проведение государством, в частности, антимонопольной политики должно обеспечить снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержание и всяческое поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования.

    При этом либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решении по ценам, оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

    Цели  государственного регулирования заключаются  в том, чтобы не допустить инфляционного  роста цен в результате возникновения  устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

    Меры  воздействия на производителей со стороны  государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплаты труда, налогообложения др.).

    Разработка  цен в рыночных условиях производится товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законов, принятых правительством. При этом отклонение от установленных норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия производителя со своими партнерами либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п.

    Прямое  регулирование цен - административное вмешательство государства в установление действующих цен, участие государства в формирование уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил ценообразования.

    К методам прямого (административного) регулирования цен относятся:

    1) административное установление цен;

    2) «замораживание» цен;

    3) установление предельного уровня;

    4) регламентация уровня рентабельности;

    5) установление нормативов для определения цен;

    6) декларирование цен и др.

    При прямых методах регулирования государство  прямо воздействует на уровень цен  путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, а также другими аналогичными методами.

    Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы  цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

    Прямое  государственное регулирование  предполагает необходимость корректировки  рынка и дополнения рыночного  механизма централизованной политикой государства путем контроля за важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства, что и имеет место в России, возникающая равновесная цена не удовлетворяет оптимальному состоянию и стабильности в экономике. Поэтому государство путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия.  
Конечно, при чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают и создается опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные рыночные параметры испытывают сильное влияние нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может достаточно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется, как и в плановой экономике, либо дефицит, либо затоваривание не имеющих сбыта товаров.

    В случае другой крайности, т.е. полного  отхода государства от участия в  формировании цен и их регулирования  разрушаются основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий теряют достаточную устойчивость.

    В рыночной экономике недопустимы  как чрезмерное увлечение регулированием цен со стороны государства, так и полный отказ от такого регулирования, прежде всего на продукцию эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий. В переходный период ситуация осложняется еще и своей неустойчивостью и кризисом производства, В этих условиях усиливается необходимость прямого государственного регулирования цен.

    В России государственное регулирование  цен осуществляется в основном методами установления коэффициентов изменения  цен и предельных нормативов рентабельности, фиксирования их предельного уровня, ограничения предельного уровня и т.д.

    За  последние годы государственное  регулирование цен осуществлялось в следующих формах:

    1) выплата дотаций отдельным производителям органами исполнительной власти различных уровней, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем «диктует» рынок;

    2) установление для производителей, оптовых и розничных организаций  предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям;

    3)установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя;

    4) установление твердых фиксированных цен;

    5) установление для предприятий-монополистов предельных цен;

    6) ограничение уровня рентабельности  предприятий-немонополистов;

    7) установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам льгот по налогам и другим платежам в бюджет в случае продажи продукции ниже уровня предельных цен;

    8) установление предельного уровня  торговых надбавок к отпускным  ценам производителя для оптовой  и розничной торговли;

    9) установление коэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста;

    10) рекомендации по применению единой  номенклатуры издержек производства  и обращения, а также единого  порядка формирования финансовых  результатов, имеющих юридическую силу;

    11) декларирование повышения свободных цен.

    На  продукцию монополистов в качестве основных форм регулирования использовались: фиксированные цены, коэффициенты повышения  цен, предельные уровни рентабельности производства дифференцированные по отраслям, декларирование повышения свободных цен.

    Существовавшая  в России система государственного регулирования цен на продукцию  предприятий-монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива рентабельности (к себестоимости) оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к росту издержек, понижению качества, падению объемов производства, спаду инвестиционной активности и сокращению налоговых поступлений.  
Применение административного регулирования цен и тарифов возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, ж/д транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно.  
Именно поэтому в этих отраслях имеются многочисленных нарушения установленного порядка ценообразования, завышения затрат, включение в цены и тарифы необоснованных издержек. Темпы роста цен и тарифов этих отраслей значительно превышают темпы роста цен на промышленную продукцию.

    Прямые  методы контроля за ценами не должны противопоставляться косвенным, а должны сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в этом случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, при помощи «замораживания» или «блокирования» их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства вмешивается в решения предприятий и фирм относительно уровня цен на продукцию.  
Эффективность различных методов зависит от правильного выбора условий для их применения. Получивший распространение в нашей экономике метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике, так как он не заинтересовывают предприятия в снижении издержек производства. В то же время уровень цен за рубежом регулируется через ограничения получения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

    Эффективность государственного регулирования цен  во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия  на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых  ставок на прибыль, как правило, должно сочетаться с регулированием заработной платы.

Информация о работе Прямое государственное регулирование цен в России