Надзор и контроль в сфере природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 15:28, реферат

Краткое описание

Действие организационно-правового механизма обеспечения требований природоресурсного и природоохранного законодательства и провозглашение гарантий экологических прав будут неэффективными без осуществления постоянного регулярного разноуровневого надзора и контроля за использованием природных ресурсов всеми физическими и юридическими лицами.
В задачи экологического надзора (контроля) входят проверка соблюдения требований законодательства и нормативов качества окружающей среды, выполнения мероприятий и соблюдения требований по рациональному использованию и охране земель, иных природных ресурсов организациями независимо от организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Надзор и контроль за соблюдением законодательств………………………...4
Плановые и внеплановые проверки (надзор) …………………………………6
Порядок проведения мероприятий по контролю……………………………...9
Составление акта………………………………..……………………………...14
Ответственность должностных лиц органов госконтроля за нарушения при исполнении обязанностей по проверке…………………………………….....17
Список используемой литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

надзор.docx

— 32.68 Кб (Скачать файл)

1) возникновение угрозы  причинения вреда жизни, здоровью  граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности  государства, а также угрозы чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера; 
 
2) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 
 
3) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). 
 
Внеплановая выездная проверка субъектов малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2, может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 
 
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в контрольный (надзорный) орган, а также обращения и заявления, не содержащие сведений об одном из трех фактов, указанных выше, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. 
 
Исключением из общего порядка проведения внеплановых проверок являются проверки, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.  
 
Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

 

Порядок проведения мероприятий по контролю.

В целях защиты прав работодателей Закон о защите прав юридических лиц регламентирует порядок проведения мероприятий по контролю.

Во-первых, в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора)плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более одного раза в два года.

В отношении субъекта малого предпринимательства такое мероприятие может быть проведено не ранее чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

Это правило не применяется при внеплановой проверке в случаях: 

– необходимости проконтролировать исполнение предписания об устранении выявленных в результате плановой проверки нарушений обязательных требований; 

– получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;  

– опасности возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в т. ч. в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;  

– обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанными с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки

Внеплановые проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя организуются по мотивированному решению органа, уполномоченного на проведение мероприятий по контролю (надзору).

Во-вторых, мероприятие по контролю проводится на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), которое инспектор, осуществляющий проверку, должен предъявить руководителю или иному представителю юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. Должностное лицо вправе представить копию приказа (распоряжения), заверенную печатью. На практике должностные лица, как правило, предъявляют служебное удостоверение, но не всегда предъявляют приказ (распоряжение) или заверенную его копию, чем нарушают требование ст. 7 Закона о защите прав юридических лиц.

1. Мероприятия по контролю  проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного  контроля (надзора). 
Распоряжение (приказ)  
о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. 
2. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю… 
Статья 7 Закона о защите прав юридических лиц

Предприятие посетило должностное лицо, чтобы выполнить проверку. На предложение начальника отдела кадров предъявить приказ или иной документ, являющийся основанием для ее проведения, инспектор заявила, что это требование некорректно. В дальнейшем выяснилось, что на момент посещения организации она уже не работала в правовой инспекции труда и в связи с этим не имела права проводить мероприятия по контролю.

Приказ (распоряжение) органов государственного контроля (надзора) должен содержать следующие сведения: 

– номер и дату распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю; 

– наименование органа государственного контроля (надзора); 

– фамилию, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; 

– наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю; 

– цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; 

– правовые основания проведения мероприятия по контролю, в т. ч. нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; 

– дату начала и окончания мероприятия по контролю.

Фамилия, имя и отчество проверяющего должны соответствовать сведениям, содержащимся в документе, который лицо, осуществляющее мероприятия по контролю, также обязано предъявить работодателю.

В соответствии со ст. 11 Закона о защите прав юридических лиц должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора). Посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проверки они могут только во время исполнения служебных обязанностей, предъявив служебное удостоверение и распоряжение соответствующих органов.

В-третьих, Закон о защите прав юридических лиц содержит определенные ограничения. Так, при проведении мероприятий должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе: 

– проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действует должностное лицо; 

– осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей; 

– требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;  

– требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;  

– распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проверок, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ; 

– превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Следует отметить, что продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц независимо от того, имеются ли у юридического лица филиалы, расположенные на территории субъекта РФ.

Допускается продление указанного срока еще на один месяц руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз и т. д. (п. 3 ст. 7 Закона о защите прав юридических лиц).

При проведении мероприятий по контролю должностные лица юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители имеют право: 

– непосредственно присутствовать при проверках, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 

– получать информацию, предоставление которой предусмотрено Законом о защите прав юридических лиц и иными нормативными правовыми актами; 

– знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора); 

– обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 11 Закона о защите прав юридических лиц должностные лица органов государственного контроля (надзора) не должны препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

Составление акта.

По результатам мероприятия должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. К данному документу Законом о защите прав юридических лиц предъявляются довольно жесткие требования. Так, в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц в акте указываются:  

– дата, время и место его составления;  

– наименование органа государственного контроля (надзора); 

– дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю; 

– фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), его проводившего; 

– наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя; фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при осуществлении мероприятия по контролю;  

– дата, время и место его проведения;  

– сведения о результатах мероприятия по контролю, в т. ч. о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;  

– сведения об ознакомлении или об отказе от ознакомления с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проверке; их подписи или информация об отказе от подписи;  

– подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются необходимые документы, например протоколы (заключения) исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Руководителю юридического лица либо его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям вручаются под расписку не только один экземпляр акта, но и копии приложений. В необходимых случаях, например при отказе от его получения, акт вместе с копиями приложений направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении. В дальнейшем уведомление приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора). Особые требования, предусмотренные законодательством РФ о защите государственной тайны, предъявляются к оформлению результатов мероприятия по контролю, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Если в ходе проверки будет выявлено административное правонарушение, должностным лицом органа государственного контроля (надзора) может быть составлен протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и дано предписание о его устранении.

Обязанности должностных лиц органов госконтроля (надзора) при проверке. Журнал учета мероприятий по контролю

Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю в соответствии со ст. 11 Закона о защите прав юридических лиц обязаны:  

– предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проверке, относящуюся к ее предмету необходимую информацию;  

– знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий; 

– при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать, что они должны соответствовать тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, для окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованных ограничений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Информация о работе Надзор и контроль в сфере природопользования