Анализ кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Кредитная политика - звучное название, подразумевающее под собой всего лишь ответ на три простых вопроса: кому предоставлять кредит, на каких условиях и как много? Основной же критерий эффективности кредитной политики - это рост доходности по основной деятельности предприятия, либо вследствие увеличения объемов продаж, либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.

Содержание

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты кредитной политики предприятия 5
1.1. Понятие и типы кредитной политики предприятия 5
1.2. Затраты предприятия при использовании кредитных ресурсов 13
1.3. Методика прогнозирования расходов предприятия при пользовании кредитных ресурсов 16
Глава 2. Анализ кредитной политики предприятия ОАО «Росгосстрах» 23
2.2. Краткая экономическая характеристика ОАО «Росгосстрах» 23
2.2. Анализ кредитной политики ОАО «Росгосстрах» 27
2.3. Пути совершенствования кредитной политики предприятия 35
Заключение 38
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ кредитной политики (росгорстрах).doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 3.

Показатели оборачиваемости  дебиторской задолженности ОАО «Росгосстрах-Сибири» за 2009-2011 годы

Наименование показателя

2009 год

2010 год

2011 год

на начало года

на конец года

изменение (+,-)

на начало года

на конец года

изменение (+,-)

на начало года

на конец года

изменение (+,-)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Коэффициент оборачиваемости средств в расчётах (всей ДЗ)

6,2

7,5

1,3

7,5

7,6

0,1

7,6

7,1

-0,5

2. Коэффициент оборачиваемости  средств в расчётах (течение 12 месяцев)

6,2

7,5

1,3

7,5

7,6

0,1

7,6

7,1

-0,5

3. Срок оборачиваемости средств  в расчётах (всей дебиторской  задолженности), дн.

58,1

48

-10,1

48

47,4

-0,6

47,4

51,1

9,7

4. Срок оборачиваемости дебиторской  задолженности (в течение 12 месяцев), дн.

58,1

48

-10,1

48

47,4

-0,6

47,4

51,1

9,7


 

Анализ данных, представленных в таблице 4 показал, что:

  • коэффициент оборачиваемости средств в расчётах (всей дебиторской задолженности) повышается с 6,2 на начало 2009 года до 7,1 на конец 2011 года. Уменьшаются отвлечение средств предприятия в расчеты и косвенное кредитование предприятием (в форме товарного кредита) других предприятий;
  • дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, отсутствует;
  • оборачиваемость дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, увеличивается. Предприятие несет меньшие потери от обесценивания дебиторской задолженности;
  • соответственно срок оборачиваемости средств в расчетах всей дебиторской задолженности уменьшается и составляет на конец 2011 года 51,1 день;
  • дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, отсутствуют. Поэтому срок оборачиваемости по этому виду задолженности не определяется;
  • срок оборачиваемости дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, уменьшается;
  • одинаковые значение показателей коэффициентов и сроков оборачиваемости средств в расчетах всей дебиторской задолженности и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты обусловлены тем, что анализируемое предприятие имеет только один вид дебиторской задолженности.

Целесообразно отчёт  по расчётам с дебиторами дополнять  реестром старения дебиторской задолженности (таблица 4), который отражает распределение задолженности по срокам по каждому дебитору, а также процентную долю, приходящуюся на каждый из периодов просрочки в разрезе клиентов и в целом по общей сумме дебиторской задолженности. Данный вид отчёта целесообразно составлять не реже одного раза в месяц, а также подводить итог за квартал и за год.

Таблица 4

Реестр старения дебиторской  задолженности

Клиент

Распределение задолженности по срокам

Общая сумма задол-женности, тыс. руб.

Доля в общем объеме, %

До 30 дней

30–90 дней

Свыше 90 дней

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2009

СПбГУ

   

89

3,07

176

14,37

265

3,2

СПбГУКИТ

217

5,27

130

4,48

   

347

4,2

СПБГУСЭ

   

114

3,93

201

16,41

315

3,8

КВТК

125

3,04

217

7,48

306

24,98

648

7,8

ОАО «Газпром»

714

17,35

298

10,28

   

1012

12,3

Прочие

3060

74,34

2052

70,76

542

44,24

5669

68,7

Итого

4116

49,85

2900

35,13

1225

14,84

8256

100%

2010

СПбГУ

   

89

4,53

209

9,89

298

2,9

СПбГУКИТ

220

3,61

179

9,10

   

399

3,9

СПБГУСЭ

   

118

6,00

294

13,91

412

4,0

КВТК

114

1,87

236

12,00

364

17,22

714

7,0

ОАО «Газпром»

612

10,04

646

32,86

   

1258

12,4

Прочие

5151

84,48

698

35,50

1247

58,99

7096

69,7

Итого

6097

 

1966

 

2114

 

10177

100%

2011

СПбГУ

   

114

3,76

204

5,98

318

2,4

СПбГУКИТ

114

1,66

298

9,84

   

412

3,1

СПБГУСЭ

   

94

3,10

417

12,22

511

3,8

КВТК

220

3,21

236

7,79

355

10,40

811

6,1

ОАО «Газпром»

547

7,99

468

15,45

   

1015

7,6

Прочие

5968

87,14

1819

60,05

2436

71,40

10223

76,9

Итого

6849

 

3029

 

3412

 

13290

100%


 

Анализ данных таблицы  4 позволяет сделать вывод, что основными предприятиями-дебиторами ОАО «Росгосстрах-Сибири» являются образовательные учреждения города Санкт-Петербурга и предприятие ОАО «Газпром». Наибольший удельный вес в структуре дебиторской задолженности среди анализируемых дебиторов принадлежит ОАО «Газпром» (в 2009 году – 12,3%, в 2010 году – 12,4%, в 2011 году – 7,6%) Данное предприятие занимается транспортировкой газа и снабжением потребителей природным и сжиженным газом, а также многопрофильной прочей деятельностью, такой как: проектирование, строительство, монтаж и наладка объектов газификации, монтаж систем отопления с соответствующим перечнем услуг и товаров и др.

Проведенный анализ кредитной  политики ОАО «Росгосстрах-Сибири» позволяет сделать вывод о существовании недостаточно эффективной политики управления дебиторской задолженностью на предприятии. В течение трех анализируемых лет доля дебиторской задолженности увеличивается. Руководство ОАО «Росгосстрах-Сибири» видит решение проблемы неплатежей и сокращения объёма дебиторской задолженности в совершенствовании договорных отношений с контрагентами, и не ставит перед данными подразделениями задач поиска других методов воздействия на должников. Это свидетельствует, что работники данной организационной структуры проявляют некоторую пассивность в работе с дебиторами.

2.3. Пути совершенствования кредитной политики предприятия

Оценку финансового состояния предприятия целесообразно проводить в разрезе статей баланса, влияющих на показатели кредитоспособности предприятия.

Если   наметилась тенденция  к ухудшению показателей кредитоспособности предприятия, то ему следует приложить усилия к недопущению ухудшения показателей кредитоспособности. Такими мерами должны стать:

  • совершенствование организации расчетов с дебиторами и кредиторами с целью недопущения опережающего роста кредиторской задолженности над дебиторской;
  • сокращение расходов на основные средства и увеличение расходов на формирование оборотных средств;
  • сокращение размера оборотных средств в запасах и затратах.

Таким образом, выполнение указанных мероприятий поможет  предприятию достичь более высоких  финансовых показателей, что позволит ему в дальнейшем эффективнее пользоваться банковским кредитом.

Как показало исследование, причиной низкой кредитоспособности предприятия является низкий уровень рентабельности продаж, активов и собственного капитала. Для повышения рентабельности, необходимо найти резервы снижения себестоимости работ (услуг) предприятия за счет увеличения объема их выполнения и сокращения затрат на их выполнение.

Итак, для повышения  рентабельности производства предприятию  необходимо:

– рационализовать ценовую политику;

– организовать экономию издержек, в том числе за счет более рационального использования материальные ресурсов (топлива, материалов, энергии);

– использовать эффект производственного рычага;

– сократить долю постоянных издержек на управленческий персонал, на содержание объектов недвижимости;

– постоянно выявлять и выпускать в большем объеме наиболее популярные у покупателей и прибыльные виды продукции;

– с целью сокращения расходов и повышения эффективности основной деятельности в отдельных случаях целесообразно отказаться от некоторых малоприбыльных видов деятельности;

– при низкой рентабельности продукции необходимо стремиться к ускорению оборота активов и его элементов, в этой связи, возможно, целесообразно увеличит число рабочих смен на предприятии.

В то же время производительность активов в значительной степени обусловливается внутренними факторами деятельности организации, такими как менеджмент и инвестиционная политика, следовательно, предприятию следует разработать мероприятия по улучшению системы управления предприятием .

Кроме того, необходимо на коммерческой основе начать оказывать услуги, которые не входят в круг основных обязанностей предприятия. Это могут быть, например, внутренние санитарно-технические работы; услуги по ремонту жилых помещений собственников многоквартирных домов: штукатурные и малярные работы, стекольные, обойные, облицовочные и другие работы. Оказание подобных услуг населению может существенно увеличить выручку предприятия и соответственно его прибыль от реализации.

Необходимо также отметить, что в целях повышения собственной кредитоспособности, предприятие должно заботиться о собственном имидже в деловых кругах, а именно пытаться зарекомендовать себя в качестве надежного партнера, своевременно исполняющего все свои обязательства. Положительная кредитная история, участие в крупных проектах, высокое качество выпускаемых товаров и услуг, высокая квалификация и устойчивость положения руководства, адаптивность к новым методам управления и технологиям, влиятельность в деловых и финансовых кругах, – все это будет способствовать улучшению имиджа предприятия, а значит и укреплению его кредитоспособности.

 

Заключение

На основании проделанной  работы можно сделать следующие  выводы.

Кредитная политика - это  система мер и правил, направленных на реализацию контроля за проведением и использованием кредитов, предоставляемых компанией или банком. Кредитная политика предприятия может включать в себя систему правил по выстраиванию отношений с заказчиками, куда входит и процедура взыскания задолженности.

Находясь на разных этапах развития, предприятия преследуют различные цели и придерживаются различных стратегических линий. Можно выделить три основные модели поведения:

- расширение рыночной  ниши;

- удержание рыночной  ниши;

- максимизация прибыли  при минимальном риске.

Без разработки кредитной  политики и соответствующей структуры предприятия невозможно увеличить объемы продаж, сохраняя приемлемый уровень неплатежей.

Для решения ключевой задачи кредитной политики - улучшения  оценки кредитоспособности предприятия необходимо:

  1. Использовать расширенный набор финансовых коэффициентов, поскольку применение ограниченного их количества снижает качество проводимого анализа;
  2. Анализировать динамику изменения финансового положения предприятия на протяжении нескольких отчетных периодов, а не по последнему балансу;
  3. Использовать для анализа кредитоспособности, в дополнение к анализу на основе финансовых коэффициентов, анализ денежного потока предприятия.

 

 

Список литературы

1. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2009. - 240 с. - (Серия "Высшее образование").

2. Бригхем Ю., Гапенски. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 2008 – 456 с.

3. Володин А.А. Управление финансами (финансы предприятий). – М.: ИНФРА-М, 2010. – 657 с.

4. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 336 с.

5. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. - М.: "Интел-Синтез", 2008 – 186 с.

6. Краткосрочная финансовая политика на предприятии: учебное пособие / С.А. Мицек. - М.: КНОРУС, 2007. - 248 с.

7. Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика. Учебное пособие. - Издат. М.: Вузовский учебник. 2009. – 288 с.

8. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. — 2-е изд.,

перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 269 с.

9. Пещанская И.В. Финансовый менеджмент: краткосрочная финансовая политика. Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2011. – 254 с.

10. «Планово-экономический отдел» № 9 (75), сентябрь 2010.

11. Управление организацией: Учебник. / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:ИНФРА-М, 2009.-669 с.

12. «Управленческий учет  и финансы», №2, 2009 г.

Информация о работе Анализ кредитной политики