Анализ отраслевого рынка нефти на основе концепции «Структура – поведение - результат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:48, контрольная работа

Краткое описание

Россия — одна из ведущих стран по добыче нефти. Здесь сосредоточено 13 % от общего объема ее мировых запасов. Из добываемых в стране 9,82 млн. баррелей нефти в сутки экспортируется около 4,3 млн. — по этому показателю Россия занимает второе-третье место в мире. Нефть является главной статьёй российского экспорта. По данным Федеральной таможенной службы в 2007 из России было вывезено 233,1 млн. тонн сырой нефти на 114,15 млрд долл., что составляет около 32,4 % российского экспорта . На долю нефтяников приходится почти 10 % общего объема промышленного производства страны — в силу высокой конкурентоспособности продукции нефтекомпаний падение объемов их производства было значительно ниже, чем в других отраслях российской промышленности. Увеличение добычи в последние годы было вызвано существенным скачком мировых цен на нефть.

Вложенные файлы: 1 файл

RGR_EOR.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  Образования и науки Российской Федерации

Федеральное Агентство  по образованию

Новосибирский государственный Технический Университет 

Бердский филиал

 

 

 

Расчетно  – графическая работа

по дисциплине: «Экономика отраслевых рынков».

На тему: Анализ отраслевого рынка нефти на основе концепции

 «Структура  – поведение - результат».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:  студент 4 курса,

                                                                                                                

Проверил: Гильмундинов В.М.

 

 

 

 

 

Бердск 

2010

 

 

Россия —  одна из ведущих стран по добыче нефти. Здесь сосредоточено 13 % от общего объема ее мировых запасов. Из добываемых в стране  9,82 млн. баррелей нефти  в сутки  экспортируется около 4,3 млн. — по этому показателю Россия занимает второе-третье место в мире. Нефть является главной статьёй российского экспорта. По данным Федеральной таможенной службы в 2007 из России было вывезено 233,1 млн. тонн сырой нефти на 114,15 млрд долл., что составляет около 32,4 % российского экспорта . На долю нефтяников приходится почти 10 % общего объема промышленного производства страны — в силу высокой конкурентоспособности продукции нефтекомпаний падение объемов их производства было значительно ниже, чем в других отраслях российской промышленности. Увеличение добычи в последние годы было вызвано существенным скачком мировых цен на нефть.

По оценкам  Минэнерго, в 2009 году добыча нефти в России составит 483млн тонн. Однако, по прогнозам самих нефтяников, добыча нефти в России возрастет до 503 млн. т. Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая часть добычи фактически находится в руках 5 вертикально интегрированных компаний, крупнейшими из которых по результатам 2007 года являются ОАО «Роснефть», ОАО «Лукойл» , ОАО «ТНК-BP», ОАО «Газпром» и ОАО «Татнефть». На примере которых будет проводится анализ отраслевого рынка нефти на основе концепции «структура-поведение- результат».

Продуктовые границы  рынка- заменителями нефти в являются солнечная энергия, топливо из угля, газ и  биотопливо.

Пространственные  границы – Россия

Временные границы- период с 2006 по 2009 годы.

Отраслевые  границы- рассмотрены компании «РОСНЕФТЬ», «ЛУКОЙЛ», «ТАТНЕФТЬ», «ГАЗПРОМ», «ТНК».

Концепция «структура-поведение- результат»

Базовые условия:

  1. Со стороны предложения- сырье(земля), далее технологии( нефть добывают при помощи буровых скважин) , длительность добычи(зависит от геологической структуры месторождения)
  2. Со стороны спроса- перекрестная эластичность спроса(спрос варьируется в зависимости от наличия альтернативного источника энергии для того или иного пользователя. Такие нефтепродукты, как керосин и мазут, достаточно часто ведут себя независимо от рынка нефти, так как являются менее эластичными товарами, чем бензин и дизельное топливо (хотя, конечно, тепло и электроэнергия мазутных ТЭЦ могут быть заменены на более дешевые тепло и энергию, например, газовых станций)), темп роста рынка нефти за последние годы практически не меняются .

Базовые условия  влияют на структуру рынка: длительность  и затратность  производства а также используемые технологии влияют на количество компаний, на дифференциацию продукта и на структуру издержек.

Структура рынка. Рассматриваемая отрасль очень прибыльна и барьеры входа на нее крайне высоки. Структуру возможных барьеров, с которыми столкнется предприниматель, пытающийся заняться бизнесом в нефтяной отрасли, можно условно разделить на стратегические и нестратегические. К числу нестратегических барьеров можно отнести ограничения спроса (емкость рынка); преимущества в уровне затрат; состояние инфраструктуры рынка; административные барьеры и степень криминализации экономики. Значение имеют и объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок. Стратегические барьеры в значительной мере определяются действиями работающих в отрасли компаний и включают ограничивающее вход ценообразование, объем дополнительных инвестиций в оборудование, степень дифференциации продукта и характер долгосрочных контрактов с третьими лицами.

Структура издержек: издержки складываются, в основном, из трех составляющих: средние издержки разведки и разработки месторождений, средние издержки на добычу и транспортные издержки.

Рассмотрим  доли предприятий на рынке нефти.

Таблица 1. Объем  добычи нефти в России (млн.т).

2006

2007

2008

2009

3501,5

3579,7

3660,2

3636,3


 

Таблица 2. Объем  добычи нефти и чистая прибыль  крупнейших российских нефтяных компаний.

Нефтяная компания

2006

2007

2008

2009

ОАО «ЛУКОЙЛ»

Добыча нефти(млн. барр.)

664,3

703,1

713

698,9

Чистая прибыль(млн. долл.)

6443

7484

9511

9500

ОАО «РОСНЕФТЬ»

Добыча нефти(млн. барр.)

550,6

600,5

739,9

776,3

Чистая прибыль(млн. долл.)

4159

3533

12862

11120

ОАО «ТАТНЕФТЬ»

Добыча нефти(млн. барр.)

184,9

180,9

183,4

190,2

Чистая прибыль(млн. долл.)

981,3

1353,9

1785

1168

ОАО «ТНК»

Добыча нефти(млн. барр.)

550,6

532,9

540,2

585,6

Чистая прибыль(млн. долл.)

4700

6409

5732

6384

ОАО «Газпром»

Добыча нефти(млн. барр.)

241,2

238,8

238,5

224,7

Чистая прибыль(млн. долл.)

2553

3700

4143

4658


 

Рис 1. Доля добычи нефти компаний в общем объеме добычи в России за 2006 год.

Рис 2. Доля добычи нефти компаний в общем объеме добычи в России за 2007 год.

Рис 3. Доля добычи нефти компаний в общем объеме добычи в России за 2008 год.

Рис 4. Доля добычи нефти компаний в общем объеме добычи в России за 2009 год.

На рынке  действует 110 фирм, доля 5 нам известна, доля остальных составляет:

В 2006 году: 36,3/105=0,35%

В 2007 году: 37,4/105=0,36%

В 2008 году: 35,3/105=0,34%

В 2009 году: 32/105=0,3%

Имея представленные данные можно рассчитать индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана:

Из полученных результатов видно  что рынок является умеренно концентри-рованным.

Т.к. на рынке  имеется относительное небольшое  число нефтяных компаний (110) и большое количество покупателей то можно сделать вывод что данный рынок олигополистический.

Структура рынка  влияет на на поведение компаний, исходя из того сколько фирм имеется на рынке и какова дифференциация продукции  компании выбирают для себя стратегии и тактику.

Поведение компаний. Несмотря на существование товаров заменителей, нефть на сегодня важнейший энергоресурс поэтому компании договариваясь могут устанавливать цены много выше себестоимости, но т.к. сейчас политика правительства проводит мероприятия с целями предотвращения сговоров нефтяных компаний то появляется ценовая конкуренция и тогда стратегии ценообразования в нефтяном секторе зависят от цен конкурентов и ожидаемой прибыли с учетом факторов, влияющих на спрос на нефтепродукты и на себестоимость. Маркетинговая стратегия российских компаний заключается в экспансии на просторы ближнего и дальнего зарубежья: они приобретают в собственность нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы, сбытовые структуры, а также участвуют в совместных проектах по освоению углеводородных ресурсов.

Поведение компаний напрямую влияет на результативность отраслевого рынка нефти, от выбранных стратегий зависит эффективность производства, инновационное развитие

Результативность. Нефтяной комплекс в настоящее время обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Этот вклад существенно выше доли комплекса в промышленном производстве.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. По данным Федеральной таможенной службы в 2007 из России было вывезено 233,1 млн тонн сырой нефти на 114,15 млрд долл., что составляет около 32,4 % российского экспорта.

Эффективность деятельности компаний можно увидеть  на сравнительных диаграммах.

Рис.5. Чистая прибыль  крупнейших российских нефтяных компаний за 2006 год (млн.долл.).

Рис.6. Чистая прибыль  крупнейших российских нефтяных компаний за 2007 год (млн.долл.).

Рис.7. Чистая прибыль  крупнейших российских нефтяных компаний за 2008 год (млн.долл.).

Рис.8. Чистая прибыль  крупнейших российских нефтяных компаний за 2009 год (млн.долл.).

Как видно из диаграмм наибольшие финансовые результаты были достигнуты в 2007 году после чего начался спад вызванный уменьшением  объема добычи нефти.

На сегодня нефтяные предприятия не располагают современными техническими средствами для разработки трудноизвлекаемых запасов и эксплуатации месторождений, находящихся в поздней стадии. Основные фонды нефтепромыслов имеют большую изношенность и требуют своего обновления, прежде всего технологического оборудования и нефтепромысловых коммуникаций. Рост добычи нефти происходит путем увеличения отдачи от действующих скважин на основе использования традиционных технологий.

 

 

Используемые  источники

    1. www.gazprom-neft.ru
    2. www.tnk-bp.ru
    3. www.rosneft.ru
    4. www.lukoil.ru
    5. www.tatneft.ru
    6. rating.rbc.ru

 

 

 


Информация о работе Анализ отраслевого рынка нефти на основе концепции «Структура – поведение - результат»