Анализ поведения фирмы в долгосрочном периоде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:31, реферат

Краткое описание

Долгосрочным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и издержек. Если условия деятельности неблагоприятны для фирмы, то она может уйти с рынка (отрасли). С другой стороны, новые фирмы могут войти на рынок (отрасль) в случае благоприятных условий. Таким образом, количество фирм в отрасли в долгосрочном периоде является переменной величиной.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ поведения фирмы в долгосрочном периоде.docx

— 56.47 Кб (Скачать файл)

Анализ поведения фирмы в долгосрочном периоде

 

Долгосрочным  периодом называют такой период, в  течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и издержек. Если условия деятельности неблагоприятны для фирмы, то она может уйти с рынка (отрасли). С другой стороны, новые фирмы могут войти на рынок (отрасль) в случае благоприятных условий. Таким образом, количество фирм в отрасли в долгосрочном периоде является переменной величиной.

Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе  и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде  каждая фирма может выбрать и  реализовать наиболее эффектный  вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм.

С течением времени на рынке совершенной  конкуренции цена продукта тяготеет к минимальным долгосрочным средним издержкам (рис. 1).

Во-первых, цена не может на длительное время  опускаться ниже минимальных долгосрочных средних издержек (цена p1 на рис.1), поскольку в такой ситуации фирма убыточна. Это следует из формулы, задающей величину прибыли фирмы в долгосрочном периоде:

 

П=Q(p – AC)

Где: Q – выпуск;

p – цена продукта;

LRAC – долгосрочные средние издержки.

 

P

 

 

 

P2

 

P0

 

P1

 

 

 

 

 

O

 

Q0                                           Q

LRAC

Рис. 1 Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

 

 

Во-вторых, цена не может длительное время превышать  минимальные долгосрочные средние  издержки (цена p2 на рис.1), поскольку в этой ситуации прибыль фирмы положительна. Положительная прибыль привлекает в отрасль новые фирмы, что увеличит рыночное предложение и снизит рыночную цену. Цена будет снижаться до тех пор, пока вновь не достигнет минимума долгосрочных средних издержек.

Тот факт, что прибыль типичной фирмы в  долгосрочном периоде равна нулю, вовсе не означает, что у предпринимателей нет стимула к продолжению  своего бизнеса. Та минимальная прибыль, которая еще стимулирует предпринимательскую  деятельность в отрасли, называется нормальной прибылью. Она по своей  сущности относится к издержкам  предпринимателя, поскольку является платой за его трудовые усилия, нервные  перегрузки, коммерческий риск и т.д. Поэтому говорят, что в условиях долгосрочного равновесия равна  нулю экономическая прибыль, а фирма  получает нормальную прибыль. Если некоторая  фирма внедрила прогрессивную технологию с более низкими издержками, чем  у конкурентов, то она получает сверхприбыль. С течением времени другие фирмы  внедрят ту же технологию, вследствие чего рыночная цена снизится, и экономическая прибыль фирмы-новатора также станет нулевой.

В долгосрочном периоде кривая предложения отрасли  не может быть получена суммированием  кривых предложения фирм отрасли, поскольку  количество этих фирм в долгосрочном периоде меняется. Конфигурация кривой предложения отрасли в долгосрочном периоде зависит от того, меняется ли, а если да, то как, расположение кривой средних долгосрочных средних издержек типичной фирмы в результате изменения  отраслевого выпуска. Различают  три типа отраслей: с неизменными, возрастающими и убывающими издержками.

Исследуем долгосрочное равновесие отрасли с  неизменными средними издержками. Будем  считать, что цена продукта увеличивается  в результате сдвига вправо кривой рыночного спроса в краткосрочном  периоде. Тогда объем предложения  в отрасли в краткосрочном  периоде также увеличится (закон  предложения). Кроме того, с течением времени в отрасль войдут новые  фирмы, привлеченные повышенной ценой  и положительной экономической  прибылью. В результате кривая предложения  сдвинется вправо, рыночная цена уменьшится, а отраслевой выпуск увеличится (рис. 2(а)). Поскольку в данном случае увеличение отраслевого выпуска не приводит к увеличению цен ресурсов и сдвигу кривой долгосрочных средних издержек фирмы, новое равновесие установится при начальной цене продукта, равной минимальным долгосрочным издержкам.

 

(а)                                    (б)


   O                 Q1                Q2      

P

 

P0

D1

D2

S1

S2

SL

   O                 Q1                Q2      

P

 

 

P1

 

P0

D1

D2

S1

S2

SL

Рис. 2 Предложение отрасли в долгосрочном периоде:

   а) средние издержки неизменны;

   б) средние издержки возрастают.


Таким образом, в долгосрочном периоде отрасль  с неизменными средними издержками имеет единственную цену предложения, равную величине минимальных долгосрочных средних издержек. Долгосрочная кривая отрасли в этом случае имеет вид  горизонтальной линии.

На рис.2(а) долгосрочная кривая предложения отрасли с неизменными издержками изображена жирной линией и обозначена SL. Через p0 обозначены минимальные долгосрочные средние издержки, через Q1 – отраслевой выпуск до увеличения рыночной цены, через Q2 – отраслевой выпуск после повышения рыночной цены.

Примером  отрасли с постоянными издержками может служить рынок металлической  посуды. Очевидно, что как бы не возрастал  отраслевой выпуск, его рост не создаст  дефицита на рынке металла. Поэтому  цена металла не увеличится, а кривая долгосрочных средних издержек производства посуды не изменит своего положения.

Исследует долгосрочное равновесие отрасли с  возрастающими средними издержками. В этом случае увеличение цены продукта также приведет к сдвигу краткосрочной  кривой рыночного предложения вправо и к увеличению отраслевого выпуска. Однако с ростом выпуска в данном случае будут также расти и  цены на ресурсы. Поэтому долгосрочная кривая средних издержек типичной формы  сдвинется вверх, и новое рыночное равновесие установится при более  высокой цене, равной новому минимуму долгосрочных средних издержек.

Таким образом, в долгосрочном периоде кривая предложения  отрасли с возрастающими средними издержками имеет положительный  наклон, то есть увеличение отраслевого  выпуска возможно только при увеличении цены продукта. На рис. 2(б) долгосрочная кривая предложения отрасли с возрастающими издержками изображена жирной линией и обозначена через SL. Через p0 обозначена начальная величина средних издержек, а через p1 – их конечная величина.

Примером  отрасли с возрастающими издержками может служить рынок хлеба. Увеличение отраслевого выпуска хлеба может  привести к увеличению цены зерна, а  тогда для стимулирования роста  выпуска хлеба необходимо увеличить  его цену.

В случае отрасли с убывающими средними издержками рост цены на продукт и связанный  с ним рост отраслевого выпуска  вызывают снижение цен используемых ресурсов. Поэтому в долгосрочном периоде кривая предложения отрасли  с убывающими средними издержками имеет  отрицательный наклон.

В качестве примера отрасли данного вида рассмотрим электроэнергетику. Краткосрочное  увеличение цены на электроэнергию приводит к увеличению ее отраслевого выпуска, что вызывает увеличение потребности  электростанций в угле. Возросшая  потребность в угле позволяет  эффективно разрабатывать крупные  его месторождения, которые не использовались при малых объемах выпуска. В  результате себестоимость одной тонны угля уменьшится, и новое равновесие в отрасли установится при рыночной цене электроэнергии, меньшей ее начального значения. Таким образом, рост выпуска электроэнергии сопровождается уменьшением ее цены.


Информация о работе Анализ поведения фирмы в долгосрочном периоде