Анализ развития малого бизнеса в стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;
- проследить формирование и развитие малого предпринимательства в экономике России;
- определить тенденции развития малого предпринимательства;

Содержание

Введение
1. Место малого бизнеса в экономике страны
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Динамика развития малых предприятий
3. Отраслевая структура малого бизнеса
4. Инфраструктура поддержки малого бизнеса
5 Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

УМБ,Анализ развития малого бизнеса в стране.docx

— 77.30 Кб (Скачать файл)

2 Система финансирования

3 Система информационно-консультационной поддержки

4 Система подготовки, переподготовки и обучения кадров

5 Система формирования правовой базы

6 Система обеспечения имущественных проблем

7 Система обеспечения кадровыми ресурсами

8 Расширение деловых возможностей малого предпринимательства

 
            Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

-  развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

-  обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

-  обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

-  оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

-  увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

-  обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

-  увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

-  увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Одной из основных задач системы  государственной инфраструктуры является координирующая, связующая роль в  осуществлении деятельности системы  поддержки малого предпринимательства  по оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в целом.

Для выполнения целей и задач  государственной политики, необходимо создание объектов инфраструктуры, которые  будут реализовывать поставленные перед ними задачи, связанные с  развитием малого бизнеса.

Действующая система государственной  поддержки малого предпринимательства, в том числе созданная при  участии государства, имеет ряд  недостатков:

нескоординированность действий ее отдельных  составляющих на всех уровнях;

неравномерность распределения (размещения) объектов инфраструктуры поддержки;

недостаточный по количеству и качеству объем комплексных услуг.

Одной из основных причин этих недостатков  является недостаточное финансирование из бюджетов всех уровней.

Важнейшим критерием оценки результативности деятельности инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства является объем привлеченных средств на нужды  субъектов малого предпринимательства.

Объем поддержки малого бизнеса  из федерального бюджета в 2010 году составит 24 миллиарда рублей, что в 16 раз  больше финансирования, направленного  на эти цели в 2005 году, прокомментировала  глава Минэкономразвития Эльвира  Набиуллина.

Как сообщил руководитель Департамента по развитию малого и среднего предпринимательства  МЭР РФ Андрей Шаров, 5 млрд. руб. будут  направлены малым и средним компаниям, совершающим реновацию жилого фонда. Деньги им выделяются через Фонд содействия развитию ЖКХ. 2 млрд. руб. пойдут на реализацию программы по поддержке экспорта. Посредством 1 млрд. руб. государство  поддержит малые и средние  компании, работающие в научно-технической  сфере.

Оставшиеся средства пойдут на реализацию программ по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса в регионах. На сегодняшний день принято решение  по распределению 30% от общего объема ресурсов – 8 млрд. рублей. В дополнение к ним  ожидается еще 5 млрд. руб., итого  в регионы в ближайшее время  будет направлено 13 млрд. рублей. Из них 1 млрд. руб. пойдет на нужды малого бизнеса Северно-Кавказского федерального округа. 2 млрд. руб. получат 27 моногородов, где, по словам А. Шарова, будут развивать  «альтернативный бизнес, чтобы сохранить  население, сохранить занятость». 2 млрд. руб. пойдут на поддержку инновационного малого бизнеса. Также средства будут  распределены на микрофинансирование, выдачу грантов предпринимателям, субсидирование лизинга – успешные, хорошо зарекомендовавшие  себя направления поддержки малого и среднего предпринимательства.

Контроль за расходованием бюджетных  средств идет на уровне Департамента, префектур, которые систематически отчитываются, на что пошли деньги. За законностью и эффективностью использования бюджетных средств, направленных на поддержку малого бизнеса, следят Контрольно-счетные палаты городов и регионов, Министерство экономического развития, Министерство Финансов.

Факты свидетельствуют, что приблизительно 50% малых фирм разоряются в первый год существования. В течение  пяти лет прекращают свое существование  более 80% частных фирм. Таким образом, более вероятным исходом для  любого бизнеса является его крах, нежели процветание. И лишь компании с большим стажем работы обычно уже  не исчезают с рынка. Но финансовая поддержка необходима малым предприятиям как раз в первые годы создания. И нет гарантии в том, что малые  предприятия, получившие финансовую поддержку  из бюджета, будут успешно функционировать, развиваться и приносить стабильную прибыль, а не ликвидируется в  ближайшие годы.

Процесс финансирования должен включать организационную структуру и  взаимодействие между органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровне, а также своевременный  мониторинг результатов и изменений  в конъюнктуре рынка, для более  рационального распределения бюджетных  средств. Данный подход будет в полной мере отвечать идеологии реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами  на управление результатами и переход  преимущественно к программно-целевым  методам бюджетного планирования.

Таким образом, задача инфраструктуры как системы заключается в  том, что она должна помогать бизнесу  получать ответы на интересующие его  вопросы. В законодательстве прописано, что государство помимо заботы о  поддержке малых предприятий  должно содействовать развитию инфраструктуры поддержки. Государство должно оказывать  должное финансирование инфраструктуры, поддерживать ее деятельность для того, чтобы все услуги, которые требуются  для малого бизнеса, были доступны предприятиям, которые не имеют для этого  свободных средств.

От того, как эффективно действует  инфраструктура, зависит то, насколько  весомую помощь от государства получат  малые и средние предприятия. Поэтому это направление является приоритетным в программе по развитию и поддержке малого предпринимательства.

Учитывая вышеизложенное, для дальнейшего  формирования инфраструктуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, считаем, необходимым рекомендовать  создание специализированных государственных  органов исполнительной власти, отвечающие за развитие и поддержку малого предпринимательства  на федеральном, региональном и территориальном  уровнях. В обязанности, которых  будут входить, организация согласованности  действий всех объектов инфраструктуры, организация встреч представителей инфраструктуры и потенциальных  представителей с целью обмена опытом и внедрением нереализованных идей. Только тогда можно будет добиться уменьшения расходования бюджетных  средств и повысить результативность действий государственных органов  власти по поддержке сектора малого бизнеса.

Итак, развитие инфраструктуры предпринимательства  является комплексной, межотраслевой  и региональной проблемой, решение  которой возможно только при тесной взаимоувязке перспектив развития всех регионов страны с решением задач  развития отдельных инфраструктурных отраслей. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая  эффективность. Предпринимательство  не только способствует повышению материального  и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву  для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают  благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается  конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная  перестройка, расширяется потребительский  сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению  рынка товарами и услугами, к повышению  экспортного потенциала, лучшему  использованию местных ресурсов, Малые предприятия могут создаваться  в любом секторе экономики  в ответ на неудовлетворенные  потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может  отказаться ни сейчас, ни в будущем.

Необходимо отметить, что  малый бизнес в России уже имеет  довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит  в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что  делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями  и функциями малого предприятия.

Очень часто государство  является первопричиной изменений  экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство  не должно вмешиваться в те сферы  экономики, где его вмешательство  не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить  роль государства в экономике. Оно  создает условия для экономической  деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

Малое предпринимательство  играет важную роль в развитии экономики  Ростовской области, а также в  решении политических и социальных проблем. Это активно развивающийся  сектор экономики. Ростовская область  входит в десятку лучших регионов Российской Федерации по числу малых  предприятий и количеству занятых  на них, а в Южном регионе Ростовская область опережает своих соседей  по указанным показателям.

На территории области  разработана «Программа государственной  поддержки малого предпринимательства  в Ростовской области», в рамках которой осуществляются льготное кредитование, консультирование и обучение субъектов  малого предпринимательства. Внедрение  мероприятий программы в экономическую  сферу привело к созданию благоприятного климата для развития малого предпринимательства  в области.

 

Литература

1. http://xreferat.ru Малое предпринимательство.

2. http://www.webkursovik.ru Малый бизнес и его роль в макроэкономическом развитии

3. http://revolution.allbest.ru Планирование в малом бизнесе

4. http://elport.ru Динамика развития малых предприятий в России

5. http://www.nisse.ru Малый бизнес: проблемы и перспективы

6. http://www.ieay.ru Инфраструктура поддержки малого бизнеса

 

 


Информация о работе Анализ развития малого бизнеса в стране