Анализ розничного таварооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ розничного товарооборота на примере конкретного предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы розничного товарооборота в экономической литературе, а именно:
- понятие и сущность розничного товарооборота;
- классификацию розничного товарооборота;
- методику анализа розничного товарооборота.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Сущность и анализ розничного товарооборота
Сущность товарооборота предприятия……………………………7
Методика анализа розничного товарооборота по общему объёму и в ассортименте…………………………………………………………10
Анализ состава товарных запасов и товарооборачиваемости….14
Анализ товарооборота на примере ООО «Техно-ОПТ»
Характеристика предприятия ООО «Техно-ОПТ»………………18
Анализ динамики и структуры товарооборота……………………20
Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости……………28
Заключение………………………………………………………………….29
Литература………………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Анализ розничного товарооборота.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Управляющее воздействие  на работников торгового предприятия  осуществляется в рамках сформированной системы управления. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных  подсистем, каждая из которых имеет собственное назначение, функции и содержание.

Управление  персоналом торгового предприятия, как и его деятельность в целом, неразрывно связаны с анализом внешней  и внутренней среды предприятия, с его стратегическими целями и задачами деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Главный директор


 

Главный бухгалтер

 

Заведующий складом



Агент по закупкам




                                                      

 

Заместитель главного бухгалтера

 

Экспедитор

 

водитель


 

грузчик




Рис. 2 Организационная  структура торгового предприятия ООО «Техно-ОПТ»

В связи с  этим необходимо отметить, что предприятие  планирует в долгосрочной перспективе  наращивание объемов товарооборота, дальнейшее развитие материально-технической  базы, трудовых ресурсов с целью  завоевания все более прочного и, возможно, лидирующего места на потребительском рынке сегменте розничной торговли оптовой электробытовыми товарами.

Объём товарооборота  за 2009 год составляет 117402798.

Размер издержек обращаемости – 8390152.

Размер доходов  за 2009 год 1949887.

    1. Анализ динамики и структуры товарооборота

Розничный товарооборот относится к числу  важнейших показателей экономического развития страны. В нем проявляют основные народнохозяйственные пропорции, структура валового внутреннего продукта, распределение национального дохода и т.д. Объем розничной продажи товаров оказывает большое влияние на денежное обращение в стране, так как выручка торговых организаций составляет важную часть наличного денежного обращения.[3,168]

Рост продажи  товаров розничной торговлей  может быть обусловлен, с одной стороны, непрерывным ростом производства товаров народного потребления и, с другой - повышением покупательской способности населения.[4,112] Ее развитию присущи закономерности, в которых отражаются происходящие в стране экономические и социальные процессы, которые взаимосвязаны. Так, снижение инвестиций в реальный сектор экономики приводит к разрушению научно-производственного потенциала страны, утрате основных производственных фондов и источников их воспроизводства, сокращению оборотного капитала и к уменьшению объема производства, что отражается на размерах розничного товарооборота. Рост денежной массы в стране, девальвация рубля, инфляция, сокращение покупательской способности населения приводит к негативным изменениям в объеме и структуре розничного товарооборота.


Объем товарооборота - один из основных показателей работы торговых организаций, определяющий все стороны хозяйственной деятельности. Он оказывает влияние на издержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность, финансовое состояние организации и т.д.  Поскольку товарооборот является важным показателем, характеризующим торговую деятельность то систематический его анализ имеет большое значение в работе торговых организаций.


Основными задачами оборота розничной торговли являются:

 - проверка степени выполнения прогнозных продаж по объему и структуре, - удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары;

- выявление  тенденции и закономерностей  его развития в динамике и  изменений, происходящих в них;

- определение  факторов, влияющих на его изменение  (количественное измерение и обобщение  влияния факторов на выполнение прогнозных показателей и динамику розничного товарооборота);

- оценка  внедрения прогрессивных методов  торговли и их эффективности;

- выявление резервов, путей и возможностей роста объема продаж и улучшения обслуживания покупателей;

- разработка  мер по устранению недостатков  и повышению эффективности хозяйственно-финансовой деятельности.[6,115]

В зависимости  от цели анализа и круга вопросов, подлежащих изучению, определяется перечень и источники необходимого информационного обеспечения для изучения показателей розничного товарооборота. В процессе анализа розничного товарооборота используются: прогнозные и нормативные данные; бухгалтерская финансовая и статистическая отчетность (ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» и др.). Кроме того, при анализе используются материалы финансового и управленческого учета; внеучетные источники информации; материалы личных наблюдений, хронометража и т. д. Для анализа розничного товарооборота используются: книга оперативного учета продажи товаров, в которой отражается товарооборот в целом по организации и по каждому торговому подразделению (филиалу, секции, отделу) ежедневно и нарастающим итогом за месяц; первичные документы (товарные, кассовые отчеты и др.); учетные регистры, отражающие движение товаров, их реализацию; инвентаризационные (сличительные) описи; акты документальных ревизий, аудиторские материалы; информации и материалы по изучению спроса населения на товары; данные отдела кадров о численности работников и т. д.[5,134]

Для анализа объема товарооборота  магазина бытовой техники были выбраны  данные о продаже товара по номенклатурным группам за 3 месяца (Приложение 1; Приложение 2; Приложение 3).

Для того,  чтобы  уменьшить объем номенклатурных групп товара для анализа,  по методу АВС  были отобраны те номенклатурные группы,  которые составляют  80% месячного товарооборота, и расположены в таблицах нарастающим итогом.[11]

Таким образом, данные выборки показывают, что из 84 номенклатурных групп 80% товарооборота  составляет  лишь 11 товаров.

Таким образом, дальнейший анализ товарооборота будет  производиться только по этим номенклатурным группам. (Приложение 10, Приложение 11, Приложение 12)

Проанализировав изменение структуры (Приложение 13) можно увидеть, что наибольшее изменение  происходит у товаров, доля которых  самая большая. У холодильников  и морозильников происходит уменьшение доли -7,03 по сравнению с сентябрём и -8,42 по сравнению с августом. У телевизоров и моноблоков наблюдается увеличение доли 5,87 по сравнению с сентябрём и 9,08 по сравнению с августом.

Проведение  экономического анализа разрешает:

  • Изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективному периоде;
  • Изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;
  • Выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
  • Проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.

Проведение  анализа основывается на информационной базе, состав которой был рассмотрен выше.

Анализ товарно-групповой  структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).

На этом этапе  аналитической работы изучаются  темпы роста (и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в коньюктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров) дает возможность определить объективные (изменение объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.

Коэффициент роста Ki определяется как отношение данного уровня к предыдущему или базисному, показывает относительную скорость изменения ряда. Если коэффициент роста выражается в процентах, то его называют темпом роста.[10]

Коэффициент роста базисный:

Коэффициент роста цепной:

Темп  роста:

Темп  прироста ТП определяется как отношение  абсолютного прироста данного уровня к предыдущему или базисному.[10]

Темп  прироста базисный:

Темп  прироста цепной:

Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет  производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения.

Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров  по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют  изменение их веса в общем объеме товарооборота.

Для того чтобы рассчитать относительное изменение  товарооборота, необходимо рассчитать Темп роста выручки за каждый месяц.[10] Дальнейшие расчеты представлены в Приложении 4, Приложении 5, Приложении 6.

Темп роста  за август = 10523127/9386962*100%=112%

Темп роста  за сентябрь = 10272604/10523127*100% = 98%

Темп роста  за октябрь =  12150304/10272604*100%=118%

Проанализировав показатели темпа роста за исследуемые месяца, можно сказать, что наибольший темп прироста составляет в октябре – 118%, а наименьший достигается в сентябре – 98%.

Также для данной работы изучалась динамика товарооборота за период с августа по октябрь 2010 года (Приложение 7). Из результатов данного анализа можно сделать выводы:

В динамике к  августу наблюдается увеличение:

    • Стиральные машины на 29%
    • Телевизоры, моноблоки на 87%
    • Газовые, электро и копмо плиты на 0,03%
    • DVD, DVD+VCR на 0,03%
    • Домашние кинотеатры на 83%

Наблюдается снижение:

    • Холодильники, морозильники на 16%
    • Пылесосы на 8%
    • Фотоаппараты, фотокамеры, фотопринтеры на 25%
    • Соковыжималки на 19%

В динамике к  сентябрю наблюдается увеличение:

    • Стиральные машины на 27%
    • Телевизоры, моноблоки на 58%
    • Газовые, электро и компо плиты на 49%
    • СВЧ, печи, барбекю, гриль на 0,03%
    • Фотоаппараты, фотокамеры, фотопринтеры на 0,04%

Наблюдается снижение:

    • Холодильники и морозильники на 11%
    • Пылесосы на 7%
    • DVD, DVD+VCR на 3%
    • Видеокамеры на 3%
    • Соковыжималки на 34%

Также проводился анализ структуры товарооборота  за период август-октябрь. (Приложение 8) Вследствие чего можно сделать  следующие выводы о том, что наибольшую долю в структуре товарооборота за три исследуемых месяца составляют следующие товары:

  1. Холодильники и морозильники
    • Август – 0,379
    • Сентябрь – 0,365
    • Октябрь – 0,277
  1. Стиральные машины
    • Август – 0,175
    • Сентябрь – 0,182
    • Октябрь – 0,197
  1. Телевизоры и моноблоки
    • Август – 0,175
    • Сентябрь – 0,212
    • Октябрь – 0,284

В сентябре наблюдается  снижение доли холодильников, морозильников  на 0,09 и увеличение стиральных машин  и телевизоров на 0,01 и 0,07 соответственно.

В августе происходит снижение доли холодильников, морозильников  на 0,10 и увеличение  доли стиральных машин и телевизоров на 0,02 и 0,10 соответственно.

    1. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости

Для того чтобы  анализировать товарооборачиваемость, в данной работе анализируются следующие  показатеди: это товарооборачиваемость в днях и однодневная реализация.

Информация о работе Анализ розничного таварооборота